Цена: сущность, виды, функции, классификация

Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского продукта (услуги), соответствующие потребительским свойствам и качеству последних.

Цена — это денежная оценка стоимости единицы товара. Тариф — денежная оценка стоимости единицы работы (услуги).

Экономическая сущность цены отражается в ее функциях;

♦  учетной;

♦  стимулирующей;

♦  распределительной;

♦  функции сбалансированного спроса и предложения;

♦  функции цены как средства рационального размещения производства;

♦  информационной.

Цена формируется посредством ценообразования — процесса установления, регулирования цен (тарифов) в соответствии с установленным законодательством порядком.

В основе ценообразования лежат принципы:

♦  сочетание свободных и регулируемых цен;

♦  разграничение полномочий субъектов ценообразования на установление и регулирование цен;

♦  установление регулируемых цен (тарифов) на уровне, обеспечивающем покрытие обоснованных затрат и получение прибыли;

♦  государственный контроль ценообразованием.

Согласно законодательству о ценообразовании, регулирование цен (тарифов) может осуществляться как прямыми, так и косвенными методами. К методам прямого (административного) регулирования относятся:

♦  установление фиксированных и предельных цен (тарифов);

♦  предельных торговых надбавок (скидок) к ценам;

♦  предельных норм рентабельности;

♦  порядка определения и принятия цен (тарифов);

♦  декларирование цен (тарифов).

Посредством их устанавливаются цены на товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, и отдельные социально значимые товары (услуги).

Косвенные методы регулирования'.

♦  налоговая система;

♦  политика денежного и кредитного обращения;

♦  политика государственных инвестиций, амортизации и др.

В соответствии с экономическими признаками все цены можно классифицировать следующим образом:

 ♦ в зависимости от обслуживаемой ими сферы товарного обращения:

-   оптовые;

-   розничные;

-   закупочные;

-   тарифы грузового и пассажирского транспорта;

-   тарифы на штатные услуги населению;

-   цены, обусловливающие внешнеторговый оборот;

♦  в зависимости от сроков действия;

-   долговременные;

-   сезонные;

-   ступенчатые;

-   скользящие;

♦  в зависимости от территории действия:

-   единые;

-   региональные;

♦  в зависимости от степени свободы цен от воздействия государства

при их определении:

-   свободные;

-   регулируемые;

-   фиксированные;

♦  в зависимости от использования в учете и анализе на предприятии и в статистике:

-   расчетные;

-   базовые;

-   плановые;

-   фактические;

-   средние и др

Различают ряд стратегий ценообразования;

♦  "снятие сливок" — высокая цена;

♦  "проникновения (внедрения) на рынок" — цена ниже, чем у конкурентов;

♦  "следования за лидером" — цена приближена к цене ведущей фирмы.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: