Предмет и задачи психологии

Психология – это область знаний о внутреннем (психическом) мире чело-века, о том, что часто называют его душевной жизнью.

Специфической особенностью человека является наличие у него как бы двойной жизни: внешней, непосредственно наблюдаемой, и внутренней, ин-тимной, скрытой от посторонних глаз.

Сам термин «психология» образован от двух греческих слов: psyche – ду-ша, психика; logos -- знание, осмысление, изучение. Следовательно, в букваль-ном значении «психология» -- это знание о психике, наука, изучающая ее.

Предметом психологии является изучение строения и закономерностей возникновения, развития и функционирования психики в различных её формах, в том числе сознания как высшей формы психического отражения.

Важнейшими из таких направлений являются следующие:

- бихевиоризм (от англ. behaviour – поведение), – при котором базовой ка-тегорией считалось поведение, а все психические явления сводились к реакци-ям организма. За единицу поведения принималась связь стимула и реакции, внутренние же процессы не изучались, так как они не доступны прямому наблюдению и, соответственно, научному анализу. Поведение же человека рассматривалось как пассивное, то есть являющееся «ответом» на внешние воздействия. Основателями данного направления были Д. Уотсон, К. Лешли, Б. Скиннер.

- психоанализ (фрейдизм), – при котором базовой категорией считалось бессознательное, а все психические явления объяснялись конфликтом между сознательным и бессознательным в психике человека. Основоположник данного направления З. Фрейд считал, что действия человека управляются глубинными побуждениями, ускользающими от ясного сознания. Он создал метод психоанализа, с помощью которого можно исследовать неосознаваемые побуждения человека и управлять ими. Основой психоаналитического метода являет-ся анализ свободных ассоциаций, сновидений, описок, оговорок и т.д.

- гештальтпсихология (от нем. gestalt – целостная форма, образ, структура) – одно из крупнейших направлений в зарубежной психологии, возникшее в Германии в первой половине ХХ века и выдвинувшее в качестве центрального тезис о необходимости целостного подхода к анализу сложных психических явлений. Лидерами этого направления были М. Вертгеймер, В. Келлер, К Коффка.

- гуманистическая психология -направление в зарубежной психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая является активным и творческим существом, обладающим оп-ределенной степенью свободы благодаря своим внутренним смыслам и ценностям. (Г. Олпорт, А Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл).

Ф-и психологии:

1. Методологическая (Выводы психологической науки могут служить основой для более частных психологических дисциплин, изучающих отдельные психологические явления)

2. Мирровозренческая (Способствует выработке определенного видения психических процессов)

3. Теоретико-познавательная (Формирует знание о психологии и ее роли в обществе)

4. Аксиологическая (оценка психических процессов и поведения людей)

5. Регулятивная (Усвоение психологических знаний воздействует на поведение человека)

6. Прогностическая (Раскрытие тенденций психических процессов, их экстраполяция на будущее.)

Основной задачей психологии как науки является изучение объек­тивных закономерностей формирования, развития и проявления пси­хических явлений и процессов.

Частными задачами психологии являются:

1) изучение механизмов психических явлений и процессов;

2)анализ закономерностей развития психических явлений и процессов, социального взаимодействия людей и трудовой деятельности;

3) содействовать внедрению знаний психологической науки в практику жизни и деятельности людей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: