Предмет и задачи педагогики

Современная педагогика изучает и решает проблемы воспитания, обучения, образования и развития человека, возникающие на разных этапах его жизни в различных условиях социально-экономического и научно-технического развития общества, которое постоянно ставит новые задачи в области образования и воспитания.

Педагогическая отрасль знаний является одной из самых древних, она практически неотделима и всегда сопровождала процесс развития общества. Прогрессивное развитие человечества стало возможным лишь потому, что каждое вступающее в жизнь новое поколение людей овладевало производственным, социальным и духовным опытом предков и, обогащая его, уже в более развитом виде передавало своим потомкам. Чем больше развивалось и усложнялось производство, чем больше накапливалось научных знаний, тем более важное значение приобретала специальная подготовка подрастающих поколений к жизни, тем острее становилась необходимость в их специально организованном воспитании – в целенаправленной передаче им опыта человечества.

Как особая наука, педагогика была выделена из системы философских знаний в начале XVIII 

века.

Педагогика изучает закономерности, принципы, содержание, методы, формы образования, воспитания, обучения. Объект познания в педагогике - человек, развивающийся в результате воспитательных отношений. Предмет педагогики - воспитательные отношения, обеспечивающие развитие человека.

Педагогика - это наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе развития человека, на основе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением.

Педагогика иногда рассматривается как наука и как искусство. Это связано с тем, что воспитание всегда имеет два аспекта - теоретический и практический. Теоретический аспект воспитания является предметом научно-педагогического исследования. В этом смысле педагогика выступает как наука и представляет собой совокупность теоретических и методических идей по вопросам

воспитания. Практическая же воспитательная деятельность требует от педагога овладения соответствующими воспитательными умениями и навыками, которые могут иметь различную

степень совершенства и достигать уровня педагогического искусства.

Особенностью педагогики является то, что основное место в ней занимает процесс формирования высокогуманистических взаимоотношений педагога и обучающихся, включающих взаимное доверие, уважение, разумную требовательность, заботу о всестороннем развитии каждого с учетом индивидуальности, развитие творческой личности, а также гуманизация, демократия и

гуманитаризация обучения и воспитания

 

Человек как объект и предмет психологии

Психологию определяют как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых знаний.Психология изучает мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком.

В псих. рассматрив:

1.Человек как индивид представляет собой совокупность природных, генетически обусловленных свойств, развитие которых осуществляется в ходе онтогенеза, результатом чего становится биологическая зрелость человека. Таким образом, в понятии индивид выражена родовая принадлежность человека, т. е. любой человек — это индивид. Но, появляясь на свет как индивид, человек приобретает особое социальное качество, он становится личностью.

Человек как личность.

Личность - общежитейский и научный термин, обозначающий:
1. человечность индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова) или
2. устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.
Жизнеспособность человека покоится на воле к жизни и предполагает постоянное личностное усилие. Простейшей, исходной формой этого усилия является подчинение общественным нравственным запретам, зрелой и развитой - работа по определению смысла жизни.
Критерии определения личности:
-это человек с определенным достаточно высоким уровнем психического развития
-способность преодолевать непосредственные побуждения ради чего-то другого, социально-значимого

-способность сознательно управлять собственным поведением
-способность оценивать последствия принятого решения и способность отвечать за них перед собой и обществом, в котором он живет
-способность господствовать над случайностями и изменять обстоятельства жизни в соответствии со своими целями и задачами
-способность к самосовершенству.

3.Человек как субъект. Субъект в психологии – это человек в совокупности таких психических характеристик, которые позволяют ему осуществлять целеполагание и соответствующие целям действия, поступки, деятельность и поведение в целом. Также существует трактовка субъекта как участника исторического процесса.

Одним из самых распространенных является подход к человеку как к субъекту деятельности. В психологии понятие субъекта деятельности очень часто непосредственно связано с тем содержанием деятельности, которое разрабатывается в той или иной концепции. Но в любом случае, независимо от содержательной позиции исследователей, деятельность в психологии понимается иначе, нежели предметная деятельность в философии. В основном психологическое содержание деятельности сводится к субъект-объектному отношению











Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: