Понятие семьи и ее роль в развитии, воспитании и социализации личности

Семья — первичная ячейка общества.

Семья — это социальная группа, имеющая общее место жительства, выполняющая функцию воспроизводства и эко­номически кооперированна. Это исторически конкретная система отношений между супругами, родителями и детьми, между детьми.

Выделяют два подхода к исследованию семьи:

· семья как социальныйинститут (анализирует внешние связи семьи, нормы и образцы семейного поведения);

· семья как малая социальная группа (рассматривает внутренние связи семьи и отношения между ее чле­нами).

Такой подход позволяет зафиксировать харак­тер взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, а следовательно, мотивы и причины их по­ведения, конфликтов и разводов.

Семья функционирует в рамках социально-биологических, хозяйственно-экономических, юридических, нравственных, психологических и культурных отношений и связей. В ней реализуются биологические, социаль­ноэкономические и нравственно-психологические начала человека.

Семья выполняет определенные функции. Под функциями семьи понимается способ проявления жизне­деятельности и активности семьи и ее членов.

1. Функция первичной социализации.

Она обусловлена тем, что семья, в которой переплетаются естественно-биологические и социальные связи родителей и детей, является первой и главной социальной группой, которая активно влияет на формирование личности ребенка.

2. Воспитательная.

Родители были и остаются первыми воспитателями ребенка. Воспитание ребенка в семье – сложный социально-педагогический процесс. Он включает влияние всей атмосферы и морально-психологического микроклимата семьи на формирование личности ребенка.

 

48. Творческий потенциал личности, пути и механизмы его развития через систему образования.

Творческий потенциал — это проявление заложенной природой социальности, духовности человека, его уникальности и неповторимости, которые присущи ему как представителю Homo Sapiens.

Условия развития творческого потенциала личности закладываются еще с детских лет, когда наблюдается формирование главных черт характера человека и его психологические особенности, которые и определяют развитие в будущем. Под влиянием жизненных условий определенные качества и психологические особенности усиливаются или ослабляются, меняются в лучшую или худшую сторону.

Принято считать, что структура творческого потенциала личности зависит от деятельности человека и описывается пятью основными потенциалами:

1. Коммуникативным.

2. Аксиологическим.

3. Гносеологическим.

4. Творческим.

5. Художественным потенциалом.

Для того, чтобы развить свой потенциал, вам необходимо развивать такие качества как:

1. Инициативность.

2. Способность двигаться вперед.

3. Уверенность в себе.

4. Стремление по максимуму использовать появившиеся возможности.

5. Доводить начатое дело до финального конца.

Технологии развития творческого потенциала личности включают в себя такие основные компоненты как:

1. Диагностика уровня развития творческих способностей человека.

2. Мотивация личности.

3. Создание условий для удачного развития и дальнейшей реализации личностного потенциала.

4. Контроль за качеством выполнения данной деятельности.

5. Проверка результатов совпадения запланированных и полученных.

6. Рассмотрение и анализ полученных проблем.

Развитие творческого потенциала обучающихся в образовательном процессе может эффективно осуществляться, если учебно-познавательная деятельность организуется как учебно-творческая с использованием личностно-ориентированных, или развивающих, технологий обучения. Необходимым условием организации учебно-творческой деятельности обучающихся выступает создание развивающей, или культурно-образовательной, среды школы (вуза). Принципами создания такой среды являются: адаптивности, развития, психологической комфортности, смыслового отношения к миру, ориентировочной функции знаний, обучения деятельности, креативность.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: