Семья — первичная ячейка общества.
Семья — это социальная группа, имеющая общее место жительства, выполняющая функцию воспроизводства и экономически кооперированна. Это исторически конкретная система отношений между супругами, родителями и детьми, между детьми.
Выделяют два подхода к исследованию семьи:
· семья как социальныйинститут (анализирует внешние связи семьи, нормы и образцы семейного поведения);
· семья как малая социальная группа (рассматривает внутренние связи семьи и отношения между ее членами).
Такой подход позволяет зафиксировать характер взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, а следовательно, мотивы и причины их поведения, конфликтов и разводов.
Семья функционирует в рамках социально-биологических, хозяйственно-экономических, юридических, нравственных, психологических и культурных отношений и связей. В ней реализуются биологические, социальноэкономические и нравственно-психологические начала человека.
Семья выполняет определенные функции. Под функциями семьи понимается способ проявления жизнедеятельности и активности семьи и ее членов.
1. Функция первичной социализации.
Она обусловлена тем, что семья, в которой переплетаются естественно-биологические и социальные связи родителей и детей, является первой и главной социальной группой, которая активно влияет на формирование личности ребенка.
2. Воспитательная.
Родители были и остаются первыми воспитателями ребенка. Воспитание ребенка в семье – сложный социально-педагогический процесс. Он включает влияние всей атмосферы и морально-психологического микроклимата семьи на формирование личности ребенка.
48. Творческий потенциал личности, пути и механизмы его развития через систему образования.
Творческий потенциал — это проявление заложенной природой социальности, духовности человека, его уникальности и неповторимости, которые присущи ему как представителю Homo Sapiens.
Условия развития творческого потенциала личности закладываются еще с детских лет, когда наблюдается формирование главных черт характера человека и его психологические особенности, которые и определяют развитие в будущем. Под влиянием жизненных условий определенные качества и психологические особенности усиливаются или ослабляются, меняются в лучшую или худшую сторону.
Принято считать, что структура творческого потенциала личности зависит от деятельности человека и описывается пятью основными потенциалами:
1. Коммуникативным.
2. Аксиологическим.
3. Гносеологическим.
4. Творческим.
5. Художественным потенциалом.
Для того, чтобы развить свой потенциал, вам необходимо развивать такие качества как:
1. Инициативность.
2. Способность двигаться вперед.
3. Уверенность в себе.
4. Стремление по максимуму использовать появившиеся возможности.
5. Доводить начатое дело до финального конца.
Технологии развития творческого потенциала личности включают в себя такие основные компоненты как:
1. Диагностика уровня развития творческих способностей человека.
2. Мотивация личности.
3. Создание условий для удачного развития и дальнейшей реализации личностного потенциала.
4. Контроль за качеством выполнения данной деятельности.
5. Проверка результатов совпадения запланированных и полученных.
6. Рассмотрение и анализ полученных проблем.
Развитие творческого потенциала обучающихся в образовательном процессе может эффективно осуществляться, если учебно-познавательная деятельность организуется как учебно-творческая с использованием личностно-ориентированных, или развивающих, технологий обучения. Необходимым условием организации учебно-творческой деятельности обучающихся выступает создание развивающей, или культурно-образовательной, среды школы (вуза). Принципами создания такой среды являются: адаптивности, развития, психологической комфортности, смыслового отношения к миру, ориентировочной функции знаний, обучения деятельности, креативность.