Часть 1. К каким философским направлениям принадлежит автор и почему (доказать цитатами из текста). Дать определения этим направлениям и указать их особенности

«Богопочитатели и теологи постоянно упрекают своих противников в пристрастиях к парадоксам или к системам, в то время как сами основывают все свои теории на фантастических гипотезах, принципиально отказываются от опыта, пренебрегают указаниями природы и не считаются со свидетельствами собственных чувств, подчиняя свой ум игу авторитета. Ученики природы вправе возразить им: "Мы утверждаем лишь то, что видим; мы признаем лишь очевидность; если мы имеем какую-нибудь систему, то она основывается только на фактах. Мы замечаем в самих себе и повсюду одну лишь материю и заключаем на основании этого, что материя способна чувствовать и мыслить. Мы видим, что во вселенной все происходит по механическим законам согласно свойствам, сочетаниям, модификациям материи, и не ищем других объяснений естественных явлений, кроме тех, которые наблюдаем в природе. Мы представляем себе лишь одну-единую вселенную, где все связано между собой и всякое действие происходит от известной или неизвестной естественной причины, производящей его согласно необходимым законам. Мы не утверждаем ничего, чего нельзя было бы доказать и чего вы не должны были бы признать вместе c нами; принципы, из которых мы исходим, ясны, очевидны, выведены из фактов; если что-нибудь неясно или непонятно для нас, то мы откровенно сознаемся в этой неясности, т.е. в ограниченности нашего знания *; но мы не придумываем никаких гипотез для объяснения неясного нам явления; мы соглашаемся c тем, что никогда не познаем его, либо ждем, что время, опыт, успехи знания принесут c собой необходимое разъяснение. Разве наш способ философствовать не самый правильный? Действительно, во всех наших рассуждениях о природе мы поступаем так, как поступают наши противники во всех прочих науках вроде естественной истории, физики, математики, химии, морали, политики. Мы строго ограничиваемся тем, что нам известно через посредство наших чувств этих единственных орудий, данных нам природой, чтобы открыть истину. А как поступают наши противники? Для объяснения неизвестных им явлений они придумывают существа, еще более неизвестные, чем явления, требующие объяснения, существа, о которых, по их собственному признанию, они не имеют никакого представления! Иначе говоря, они отказываются от бесспорных принципов логики, согласно которым следует переходить от более известного к менее известному. Но на чем же покоится бытие этих существ, c помощью которых они рассчитывают разрешить все трудности? На всеобщем невежестве людей, на отсутствии у них опыта, на их испуге, на их расстроенном воображении, на мнимом внутреннем чувстве, являющемся в действительности плодом невежества, страха, неумения мыслить самостоятельно и привычки подчиняться какому-нибудь авторитету. На таком-то шатком фундаменте, о теологи, вы воздвигаете здание вашего учения! После этого вы, конечно, не в состоянии составить себе какое-нибудь ясное представление об этих богах, являющихся основой ваших теорий, об их атрибутах, бытии, способе действия, связи c пространством. Таким образом, по вашему собственному признанию, вы не имеете даже начатков знания вещи, являющейся, как вы полагаете, причиной всего существующего.

Таким образом, c какой бы стороны ни подходить к вашим теориям, именно вы строите в воздухе свои системы, являясь нелепейшими из всех системосозидателей, так как сочиненная вашим воображением причина должна была бы по крайней мере объяснить все явления, искупая тем свой основной недостаток - непостижимость. Но пригодна ли эта причина для объяснения чего бы то ни было? Объясняет ли она происхождение мира, природу человека, способности души, источник добра и зла? Конечно, нет; эта мнимая причина либо ничего не объясняет, либо до бесконечности умножает затруднения, либо же вносит только мрак повсюду, где обращаются к ее содействию. Какого бы вопроса мы ни коснулись, при применении к нему представления о боге он становится только сложнее; даже в наиболее точные науки это представление способно внести только путаницу и туман, делая загадочными самые очевидные истины. Чему же может научить нас в вопросах нравственности ваше божество, на намерениях и поведении которого вы основываете все добродетели? Разве в самих ваших откровениях божество не выступает в виде издевающегося над человеческим родом, творящего зло из одного только удовольствия делать его, управляющего миром, исходя из своих неправедных прихотей, тирана, которому вы заставляете нас поклоняться? Разве все ваши остроумные теории, ваши таинства, различные придуманные вами хитроумные измышления способны очистить вашего бога от всех его злодеяний, так возмущающих здравый смысл? Наконец, разве не во имя его вы наполняете смутами мир, преследуете и истребляете всех тех, кто отказывается признавать систематизированный бред, торжественно называемый вами религией? Признайте же, о теологи, что вы не только творцы нелепых систем, но и в конечном счете свирепые и жестокие существа, тщеславно и своекорыстно стремящиеся навязать людям нелепые теории, которые должны похоронить под собой и человеческий разум, и счастье народов».

Часть 2. Ответьте на вопросы:

1. Что такое развитие, каковы его основные характеристики. Как связано развитие с движением и материей.

2. Определите общие свойства пространства и времени. Объясните их.

Форма промежуточного контроля 

Экзамен

Перечень примерных вопросов для подготовки к экзамену.

1. Мировоззрение и его структура. Типы мировоззрения и их специфика.

2. Особенности философского мировоззрения.

3. Основной вопрос и основные проблемы философии. Материализм, идеализм, дуализм, агностицизм.

4. Объективный и субъективный идеализм, их единство и различие. Основные представители объективного и субъективного идеализма.

5. Философия в Древней Индии. Ведические и аведические школы.

6. Философия Древнего Китая (даосизм, конфуцианство, моизм, легизм).

7. Основные ступени становления античной философии.

8. Средневековая философия как «служанка богословия». Патристика и схоластика.

9. Гуманизм и натурфилософия эпохи Возрождения.

10. Полемика рационализма и эмпиризма в философии Нового времени.

11. Философия французских просветителей 18 века.

12. Основные идеи и основные представители немецкой классической философии.

13. Основные этапы развития русской философской мысли.

14. Западный иррационализм (неклассическая философия).

15. Философские альтернативы XX века (философия Гуссерля, экзистенциализм, философская антропология).

16. Проблема бытия.

17. Формирование понятия материи в истории философии. Философское и естественнонаучное представление о материи.

18. Понятие движения. Единство материи и движения. Движение и покой: их единство и различие.

19. Формы движения материи, их единство и различия. Принципы классификации форм движения материи.

20. Понятие пространства и времени. Социальное пространство и время.

21. Отражение как всеобщее свойство материи. Формы отражения.

22. Сознание как высшая форма отражения действительности. Отличие сознания человека от психики животных.

23.  Проблема происхождения сознания.

24. Сознание и самосознание.

25. Сознание и бессознательное. Виды бессознательного.

26. Проблема познания в истории философии. Скептицизм и агностицизм и их роль в развитии теории познания.

27. Диалектика субъекта и объекта в процессе познания.

28. Единство чувственного и логического познания. Формы чувственного и логического познания. Эмпиризм и рационализм.

29. Понятие истины в философии. Проблема объективности истины. Абсолютная и относительная истины и их соотношение.

30. Диалектика и метафизика. Основные законы диалектики.

31. Общество как целостная система. Основные сферы общественной жизни.

32. Человек и природа. Сущность современной социоэкологической ситуации.

33. Общество и культура. Культура как способ бытия человека в мире.

34. Социальные ценности и социализация человека.

35. Отчуждение как социально-философская проблема.

36. Глобальные проблемы человечества. Утопия, футурология. Римский клуб.

37. Представление о человеке и его сущности в истории философии.

38. Диалектика биологического и социального в человеке.

39. Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия человека.

40. Понятие истории и её смысла в философии Д. Вико, И. Гердера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: