Северо-Восточные штаты

Северо-восточные штаты – это полуанклав, соединённый с остальной Индией узеньким коридором, стиснутым Бутаном с севера, и Бангладешем – с юга. Ассам, АруначалПрадеш, Манипур,Мегхалаю, Трипуру, Мизорам и Нагаленд называют также «Семь Сестёр». Это крайние территории расселения ариевна восточном направлении. Сразу за невысокими горами начинается монголоидный Индокитай, и даже некоторые участкиНагаленда и Мизорама этнически относятся к народам Юго-Восточной Азии, будучи связаны с Индией лишь политически. В целом, на северо-востоке тихо, спокойно и безлюдно. Устали от индийского неистового хаоса – езжайте туда вдохнуть чистого, лесного, юго-восточноазиатского воздуха.

Ассам, наиболее «индийский»из всех сестёр, отличается от индийских штатов, лежащих западнее. Язык ассами похож на бенгальский, но не одинаков с ним. Придвижении с запада на поезде,на контрасте с перенаселённым Бенгалом, Ассам подобен кущам райским – население становится резко разреженнее, а в окнах мелькают нескончаемые джунгли. Не все ассамцы считают ассам Индией, и не приветствуют миграцию западных собратьев из голодных и густонаселённых Бихара и Бенгала. Местные периодически громят трущобы переселенцев. Самый большой город Семи Сестёр, Гувахати – важнейший центр Шактизма. Здесь на холме, над могущественной Брахмапутрой, стоит храм Кали –КамакхьиДеви.Иностранцам разрешен вход внутрь, но придётся отстоять длинную очередь – может час, может и полтора. Сам Гувахати – город новый и неинтересный, а выбор бюджетного ночлега в центре сводится к паре гостиниц в центре, с номерами от 500 рупий. Железная дорога тянется почти до границы с Нагаленд ом, исчезая прямо перед его лесистыми холмами. Нагаленд открылся для туристов совсем недавно –здесь крепки идеи сепаратизма, и ещё несколько лет назад узкоглазые Наги, слывущие в Индии охотниками за головами, устанавливали пропускные пункты на въезде в штат, взимая плату с индийских машин. Это в прошлом. Сейчас можно спокойненькопроехать в крохотную Кохиму хоть автостопом – наги подвозят охотно, они любезны и ненавязчивы, а внешне походят на китайцев. Ночлег вКохиме представлен единственной гостиницей с приемлемыми ценами в 500 рупий.

В Манипур е, ещё одном открытом для путешественников штате, дух Юго-Восточной Азии особенно силён. Столица штата, Импхал, имеет «женский рынок», сильно похожий на тайские или лаосские. Здесь можно купить яркие этнические шали, вытканные вручную. Кроме рынка в городе смотреть не на что, а недорогие гостиницы засижены и неуютны. Мизорам по-прежнему закрыт для иностранцев, Трипура и Мегхалайя открыты, но являются неинтересным восточным продолжением Бенгала, а северный, переходящий в Тибет Аруначал – самая закрытая сестра, фактически принадлежит Китаю. Китайские войска иногда демонстративно заходят в Аруначал, и спокойненько возвращаются себе обратно. Туда можно отправиться в организованный треккинг, заплатив много денег за неминуемый пермит, гидов и носильщиков.

Долина Ганги.

На запад от Калькутты пролегает долина Ганги – самая густонаселённая второго по населению государства мира. Народу тут адски много, а местами он неконтролируем и зол. Иногда, там где мужское население численно преобладает над женским, случаются изнасилования, риск для одиночных женских путешествий особенно высок. Многолюдность сказывается на железной дороге –поезда почти всегда сильно опаздывают (бывает, что и на 20 часов), вагоны general класса набиты так, что что и стоять негде. Однажды автору путеводителя довелось проехать 4 часа в таком вагоне, на участке Муззафарабад – Баллия, по пути из Катманду в Дели. И зайти, и выйти из такого вагона – дело большой энергичности. Самое неприятное в поездке на 50 кубических сантиметрах пространства – духота. Вентиляция вагонов не рассчитана на такое количество народа, поэтому, не имея доступа к окошку,можно запросто упасть в обморок.

Бихар.

Примечательное место беднейшего штата Бихар– Мекка буддистов всего мира БодхГайя (15 км. От станции Гайя).Именно здесь получил просветление принц СидхартхаГаутам Шакьямуни Будда, сидя под деревом Бодхи, кое можно увидеть на территории храма Махабодхи. Насмешка истории – но Буддизма в Индии как таковой уже давно нету вовсе. Порождённая цивилизацией Ганга, атеистическая философия Будды была вытеснена ревнивым брахманизмом, порождённым ей же, и не желавшим делить паству с новым популярным увлечением. Буддизм ушёл с сингалезцами на Шри-Ланку, в страны Индокитая и, наконец, в Тибет, оставив Индостан во властных руках Шивы, Вишну и Кали. Буддизм, со всех буддийских стран по крупице, собрался недавно в Индии снова, в Бодхгайе, там, где Будда пережил просветление, сидя под деревом бодхи. В Бодгхайе каждая буддийская страна выстроила свой храм, и путешествуя по крошечному городку в штате Бихар можно одну за другой ощутить духовности Японии, Бутана, Тайланда, или Шри Ланки, а потом поужинать, например, в японском кафе, покатав на языке вкус настоящего японского мисо, суши, и удона. Кафе спрятано в переулке на пути к японскому храму. Совсем дешёвых гостиниц нет, вряд ли найдётся что-то меньше чем за 500-700 рупий.

Буддизм –первая мировая религия, возникшая в V веке до нашей эры, при жизни принца Сиддхартхи Гаутамы, позднее получившего имя Шакьямуни Будда. Термин Буддизм придумали европейцыв XIX веке,раньше учение называлось «Дхарма» (Закон). Буддизм более других мировых религий уважает рациональность и логику человека, призывая не к вере в недоказуемые сверхъестественные утверждения, а к самостоятельному поиску способов избавления от неудовлетворённости непостоянством, избавленияот страха, инеполноты.Вера в перерождениеесть не во всех буддийских толках, а сам Будда говорил, что «благородному ученику с чистым умом не обязательно придерживаться такой веры». Буддизм – этофилософская система, открывшая техники работы с сознанием при помощи самоограничения и медитации. Учение не проповедует ни аскезы, ни гедонизма, ни веру в кармическую предопределённость, ни веру в случайность всего происходящего, но говорит о «Срединном Пути»- это избегание крайностей путём отказа от лжи; слов, способных поссорить людей;от грубостей; пустословия; от убийства; воровства; неверности; изнасилования; гадания; мошенничества;от деятельности связанной с работорговлей, проституцией,производством мяса, одурманивающих веществ;наконец, с производством оружия (однако при этом Буддизм не запрещает служить в армии, поскольку армия служит защите живых существ от агрессии – именно здесь лежит коренное отличие от христианской суицидальной заповеди «подставь правую щёку ударившему тебя по левой»).При этом Будда не пугал наказаниями за несоблюдение заповедей, а учил опираться на здравый смысл, согласно которому при выполнении данных заповедей станет возможна личная и социальная гармония. Будда указывал не на подавление чувств, а на необходимость развития непривязанности к вещам и явлениям, необходимости сознательного контроля и практики самонаблюдения. Для саморазвития необходимо избавиться от неведения относительно собственной истинной природы, от страстей, эгоистических желаний, гнева, и нетерпимости.

Жизнь представляется в Буддизме как непрерывный ряд состояний; каждое из них зависит от предшествующих условий и, в свою очередь, порождает следующее состояние, таким образом недоказуемаяконцепция души заменяется здесь концепцией непрерывного потока сознания. Вера в существовании души, по Буддизму, создаёт вредную иллюзию постоянства, противоречащую реальной всеобщей изменчивости. Понаблюдайте за течением своей жизни: сколько рухнуло надежд на изменившихся, ушедших из нашей жизни людей,и как менялись мы сами, разрушая чью-то веру в наше постоянство? Как много привычных вещей изменились до неузнаваемости несмотря на всё наше нежелание того?

Желания – главная причина неудовлетворённости непостоянством, страха, и неполноты. Желания есть разные: жажда чувственных удовольствий, жажда существования, и жажда уничтожения. Попытки достичь счастья, удовлетворив желания – обречены на провал: желания бесконечно множатся, и, вследствие непостоянства всех вещей, удовлетворение ими не может быть достигнуто. Если жезаменить цель желаний напросветление и освобождение, то можно достичь гармонии.

Прекратить череду рождений и смертей можно, только устранив привычку принимать всё в терминах «я», «моё», рассматривая свою психику как объективный процесс чередования дхарм (индивидуализированных атомарных событий, составляющих опыт живых существ).

Буддийская медитация – тот новый элемент, который Будда внёс в религиозную жизнь Индии. Випассана – главная составляющая буддийской медитации – это интенсивное понимание, которое даёт проникновение в глубь вещей. Истинная природа вещей – это дхармы (простейшие элементы бытия).Випассана вырабатывает привычку видеть и мыслить дискретно (разлагать реальность на дхармы-элементы).

УттарПрадеш.

Дальше на запад, до самого Дели тянется штат УттарПрадеш (в переводе – «Северный штат»).Самый интересный город – Варанаси стоит особняком среди городов Индии: суровый, крупный, культурный и религиозный центр густонаселённой долины Ганга, вероятно, самый древний город на планете, называется также Бенарес и Каши. Ступая по улочкам, мощёным каменными квадратными плитами, извивающимся вдоль реки, ощущаешь этажи истории под ногами. Набережная Варанаси не похожа ни на одну другую набережную Индии. Колоссальные здания крепостей и храмов каждое лето уходят под воду разливающейся Ганги, и построены необычайно мощно, как... подводная архитектура. Лучше всего смотреть на Варанаси с воды, отдалившись от суеты людной набережной, и в то же время охватывая взглядом цельную композицию пёстрых и непохожих друг на друга средневековых строений. Именно с воды можно фотографировать смашаны (кремационные площадки у реки), съёмка на которых строжайше запрещена. Можно договориться о полуторачасовой экскурсии на вёсельной лодке от АссиГхат до Радж Гхата, что прямо у британского железнодорожного моста, рупий за 500. Найти лодочника легко в любом месте набережной, смотрите только, чтобы лодка была покрупнее и понадёжнее. Селиться в Варанасинужно недалеко от ДасасвамедГхат (в переводе – десять мёртвых лошадей, сходни названы так в честь принесения в жертву на этом месте десяти лошадей неким индийским царём).Дасасвамед – это ориентир, который нужно назвать, заказывая рикшу от вокзала. Пешком идти слишком долго, и легко можно запутаться.Рикши не доезжают до набережной, Вас должны привезти к старой английской жёлтой церкви, оттуда идите пешком прямо, минут пять, и окажетесь у ступеней, ведущих к священной Ганге. Вам нужно повернуть перед этими ступенями вправо, в улочку, параллельную набережной. Там скрываются всегестхаусы.Те, что с видом на Ганг – раза в три дороже. Ялюблюгестхаус«Раджастан», цены самые гуманные – от 150 рупий за одиночный номер, а на третьем этаже есть общая открытая кухня с газовой горелкой.Основная интересность Варанаси – участок набережной между двумя кремационными площадками (смашанами) – Харисчандрагхат и Маникарникагхат. Маникарника – это главные сходни, каждый день в 19 часов тремя брахманами совершается пуджа, и собирается большая толпа народа.На набережной, вверху множество храмов. Есть в том числе джайнский, южноиндийский, и непальский.Есть в Варанаси и ашрамы. Мы уже много лет дружим с тантрическим гуру Сатьянандом (ещё его называют Лали Баба), его маленький ашрам находится немного не доходя (если идти от центра) Харисчандры, рядом с брахманской школой. УЛалигхата поднимитесь по ступеням, слева увидите железную красную дверь с надписью «Лали Баба». Сатьянанд любит и умеет учить. К нему постоянно подъезжают новые ученики из разных западных стран, некоторые остаются на месяц или дольше, осваивая Абхишеку, Наваграха–мандалу, или Кали Пуджу.

Кроме набережной в Варанаси интересен почитаемыйшиваитский храм – Вишванатх. Чтобы найти его, вернитесь на дорогу, по которой Вы шли от церкви, пока не увидите справа квадратную чёрную арку и полицейских, сидящих по бокам. Ныряйте в арку, и попетляв по лабиринту узких переулков, придёте ко входу в Вишванатх. Внутрь не пускают с телефонами и фотоаппаратами: либо оставьте их в гестхаусе, либо сдайте в камеру хранения в одном из магазинчиков, сервис стоит 50 рупий. Полицейский перепишет данные Вашего паспорта, и всё, вкушайте святая святых Бенареса!Варанаси – священный город для Шиваизма – одного из четырёх основныхтечений Индуизма, распространённоготакже в Непале и на Шри-Ланке. Культ заключается в поклонении Шиве и Парвати, отличительные символы шиваита – три горизонтальные полоски на лбу, трезубец, двусторонний барабанчик, дреды, и бусы из рудракши. Шиваитскимсаддху разрешено иметь при себе и курить марихуану и гашиш. Есть даже такой термин – «Шив-просад» (в переводе – пожертвованное Шиве, применимый к травке.При этом шиваиты соблюдают строгое вегетарианство.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. НЕПАЛ

ИСТОРИЯ И НАРОД

История Непала сохранила в основном средневековые строения в долине Катманду. Достопримечательностей много, но все они едва ли старше XII века.История Непала отличается от индийской – Непал не был полностью колонизирован англичанами, и имел статус полуколонии, хоть британский посол и присутствовал в Катманду. До шестидесятых годов двадцатого столетия Непал был типичным закрытым буддийским королевством. Восхождения на Эверест совершались с северной, тибетской стороны, так как Тибет был тогда доступнее Непала.

Непал состоит из двух частей – равнинной (южной) и горной (северной), непальский народ тоже делятся на два вида – буддисты и индуисты. Вся страна представляет собой сбалансированное единство двух культур – индийской и тибетской. Трудно поверить, что в такой совершенной гармонии могут существовать две совершенно разные расы – европеоидная и монголоидная. Непальцыне испорчены контактом с колонизаторами, поэтому отношение его к иностранцу более простое и человечное, чем у индийцев. Непальцы не столь навязчивы, на улицах некричат: «хеллоу!» Вам вдогонку. Впрочем, Непал – одна из беднейших стран мира, и туризм в Гималаях составляет основную часть бюджета страны. Иностранца,конечно, видят дойной коровой, и изо всех сил стараются оказать какую-нибудь платную услугу.

Государственный язык – непали, близок к североиндийским языкам, записывается алфавитом девнагари, произошедшим от санскрита. В высокогорных областях говорят на диалектах тибетского языка, самый «тибетский» народ Непала – шерпы, населяющие регион Солу-Кхумбу, где находится Эверест.

ОПАСНОСТИ И БОЛЕЗНИ

Опасности Непала в основном стихийного характера. Непал – экстремальная страна, где регулярны землетрясения, летом в горах часто сходят оползни и закрывают дороги, разливающиеся реки смывают мосты, и я помню, как несколько дней аэропорт Катманду был закрыт из-за перекрывшего взлётную полосу неисправного самолёта,а чтобы откатить его потребовалось вмешательство Индии. Как и в Индии, Вас могут обокрасть, следите за ценными вещами, не оставляйте в номере документы и деньги, и носите их не в карманах, а в сумочке под одеждой.Не ходите по треку в одиночку (сольные треккеры иногда пропадают), старайтесь не конфликтовать с местными –независимо от Вашей правоты, непальцы всегда будут на стороне своего собрата.

Болезни Непала те же, что и в Индии, плюс горная болезнь, от которой помогает немедленный спуск, а чтобы спуститься было легче – примите Диакарб, продаётся в российских аптеках.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: