Восточные славяне до образования государства

В I-VI вв. н.э. славянские племена занимали обширные пространства Центральной и Восточной Европы. Первые письменные сведения об ареале расселения, хозяйственной деятельности, их быте и нравах содержатся в трудах античных, византийских и арабских авторов. Античные источники сообщают о венедах, и многие современные историки видят в венедах древних славян, которые сохранили этническое единство.

Византийские историки VI в. были более внимательны к славянам, т.к., окрепнув, те начали угрожать Византийской империи. К этому времени относительно единый славянский мир распадался как в результате миграций, так и в результате взаимодействия с разноэтнической средой, в которой они расселялись (финно-угры, балты, ираноязычные племена) и с которой контактировали (германцы, византийцы).

Собственно, сами восточные славяне стали фиксировать свою историю достаточно поздно, после образования государства и создания письменности. «Повесть временных лет» монаха Нестора- древнейшая русская летопись нач. ХII в. Он пишет о прародине славян, которую определяет в бассейне Дуная. Приход славян на Днепр с Дуная он объяснял нападением на них воинственных соседей, вытеснивших славян с прародины.

Восточные славяне, осваивая огромные лесные и лесостепные пространства Восточной Европы, несли с собой земледельческую культуру. Наряду с земледелием, они занимались животноводством, а так же привычными для себя промыслами: охотой, рыболовством, бортничеством. Развиваются ремесла, которые еще не отделились от земледелия. Особое значение для судеб восточного славянства будет иметь внешняя торговля, как на Балтийско-Волжском пути, так и на пути «из варяг в греки».

Сложнее дать оценку общественным отношениям восточных славян. Славяне вступили в последний период общинного строя - эпоху «военной демократии», предшествующую образованию государства. Происходят изменения в общине: на смену коллективу родственников, владеющих всеми угодьями сообща, приходит община, состоящая из больших патриархальных семей, объединенных между собой общностью территории, традициями, верованиями. Об этом же свидетельствуют и такие факты как острое соперничество между военными вождями, появление рабов из пленных, набеги на Византию, которые, в результате раздачи награбленных богатств, укрепляли престиж военных предводителей и приводили к складыванию дружины.

Таким образом, миграции, контакты с местным населением и переход к оседлости на новых землях приводят к складыванию восточнославянского этноса, состоящего из 13 племенных союзов. Славяне претерпевали как внутренние изменения, так и давление внешних сил, что в своей совокупности и создавало условия образования государства.

 

Киевская Русь: становление и эволюция

 

На первом этапе образования древнерусского государства (VIII–середина IX вв.) происходит вызревание предпосылок, складывание межплеменных союзов и их центров. К IX в. восходит появление системы полюдья, т.е. сбора с общинников в пользу князя дани, которая в ту эпоху носила еще добровольный характер и воспринималась как возмещение за военные и управленческие услуги.

На втором этапе (2-я половина IX–середина X в.) процесс складывания государства ускоряется, благодаря активному вмешательству внешних сил хазар и норманнов (варягов).

Третий, завершающий этап складывания государства начинается с реформ княгини Ольги. Отомстив древлянам за смерть своего мужа, она устанавливает фиксированную норму дани, а для ее сбора устраивает погосты, ставшие опорой княжеской власти на местах. Политика ее сына Святослава, прославившегося победой над Хазарией и походами на Дунай, требовала мобилизации значительных сил на внешние завоевания. Это несколько задержало внутреннее устроение русской земли.

Полная ликвидация племенных княжений происходит во время правления Владимира Святого. Продолжив политику расширения территории межплеменной федерации, он присоединяет к ней юго-западные (Галицию, Волынь) и западные (Полоцкую, Туровскую) земли. Пытается он укрепить и языческую веру, а, следовательно, свою власть.

Решительным шагом, завершающим создание государства, становится замена Владимиром племенных князей своими сыновьями, призванными защищать новую веру и укрепить власть киевского князя на местах. Тем самым он превратил Русскую землю во владение рода Рюриковичей. Укрепление власти дало ему возможность организовать население всей страны для создания мощных оборонительных рубежей на южных границах. Сам великий князь, если вспомнить былины, начинает восприниматься народным сознанием не как воин защитник, а как глава государства, организующий охрану его рубежей.

Форма политической власти в Древней Руси определяется отечествен-ными историками в зависимости от той или иной интерпретации социально-экономического строя.

Большинство историков определяет Древнерусское государство как раннефеодальную монархию во главе с великим князем киевским - защитником русской земли, ее устроителем и законодателем, верховным судьей, адресатом и распределителем дани.

Социально-экономическое развитие русских земель в Средние века определяется процессом феодализации. Феодализация (формирование феодальной земельной собственности в ее разных формах, главных антагонистических классов – собственников земли и в той или иной мере зависимых от них мелких сельских производителей – крестьян) на Руси завершилась к середине–концу XII в.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: