Материализм и диалектика первых античных философов получили продолжение и развитие у выдающегося древнегреческого философа Гераклита. Его основной труд «О природе», сохранившийся лишь в отрывках, еще при жизни Гераклита был признан трудным для понимания, за что его автор получил прозвище «темный».
Гераклит считал основой, первоначалом всего мира огонь. Космос есть и будет вечно живым огнем. Огонь как основа мироздания вечен, в то время как космос не вечен. Огонь претерпевает ряд превращений, прежде чем возникает космос, т.е. происходит трансформация огня. Он становится водой, а вода в свою очередь, трансформируется в землю и воздух. Данный процесс цикличен и осуществляется как вверх, так и вниз, т.е. происходит обратная трансформация всех стихий в огонь. Огонь, по его мнению, есть регулятор изменений (логос, разум). А космос находится в гармоничном состоянии.
Гераклит - основоположник гносеологии (учение о познании). Он первым стал различать чувственное и рациональное познание, полагая, что истина постигается умом, который познает сущность (логос) мира, находясь за порогом чувств.
|
|
Душа человека приравнивалась Гераклитом к огненному дыханию — основанию жизни. Разум же человек «вдыхает», приобщаясь с его помощью к логосу, объективной истине. Разум души может возрастать, но границ он не имеет.
Познание начинается с чувств, однако они формируют лишь мнения людей, основанные на внешнем восприятии. Поэтому чувственные данные должны быть соответствующим образом обработаны разумом человека. Образ и понятие слиты воедино, что указывает на единство чувственного и рационального познания.
Если Анаксимандр утверждал, что противоположности наличествуют и противоборствуют, то Гераклит говорил, что в мире существует единство, и оно есть результат сочетания противоположностей. «Все едино и все состоит из противоположностей». Логос есть воплощение единства противоположностей. Борьба (война) закономерна и необходима, так как она является источником создания мира. «Война есть мать всего и повелительница всего», но она заканчивается тем, что противоположности соединяются и устанавливается их гармония.
С именем Гераклита связано и развитие диалектических взглядов. Так, широкую известность получили его высказывания: «все течет», «нельзя войти в одну и ту же реку дважды», «все рассеивается и собирается, приходит и уходит».
Отмеченные взгляды получили название стихийной диалектики, в которой чувственно-материальный космос рассматривался как единое целое, пребывающее в постоянном движении и изменении.
Известны и общественно-правовые высказывания Гераклита, в частности, его отношение к закону. «Народ должен сражаться за закон, как за городскую стену, — говорил он, —...а преступление следует тушить скорей, чем пожар».