Требования, предъявляемые к анализу

Требования предъявляемые к анализу

   Для успешного выполнения стоящих перед анализом задач необходимо что бы он был оперативным, конкретным, системным, объективным.

   Оперативность заключается в том, что по полученным результатам за смену, сутки, месяц, декаду сразу же принимается решение с целью улучшить производственно-хозяйственную деятельность предприятия и его подразделений.

   Конкретность анализа выражается в том, что при анализе используются фактические показатели, характеризующие деятельность предприятия. Они сравниваются с плановыми показателями и прошлыми отчетными данными.

   Системность анализа. Анализ должен производится по плану, в котором должна быть указана его периодичность в целом по предприятию и отдельным его подразделениям.

   Объективность анализа заключается в том, что анализируемый материал предварительно проверяется и изучается.

 

 

Источники информации анализа

  Для проведения анализа используются различные материалы, которые можно разделить на группы:

- плановые данные, которые можно получить из документов производственно-экономического отдела;

- первичные документы бухгалтерского и оперативного учета;

- документы технического и технологического отдела, отдела главного механика;

- бухгалтерская и статистическая отчетность;

- материалы вне учетного характера (протоколы заседаний, акты ревизий, материальных проверок)

 

Значение и задачи анализа, выполнение производственной программы

Производственная программа является основным разделом плана развития предприятия.           Она представляет собой задание предприятию по выпуску продукции в натуральном и стоимостном выражении.

  Результаты выполнения плана по выпуску продукции имеют важные значения для предприятия.

От выполнения плана по объему выпускаемой продукции, номенклатуре, качеству зависят все остальные показатели, которые характеризуют работу предприятия в отчетном периоде (объем реализации, размер прибыли, уровень рентабельности).

Перед анализом выполнения плана по выпуску продукции стоят задачи:

- оценить выполнение плана по объему выпущенной продукции по сравнению с прошлым годом;

- выяснить причины и факторы, которые положительно или отрицательно влияли на выполнение плана по выпуску продукции, как в натуральном, так и в денежном выражении;

- выявить резервы роста объема производства продукции;

- по результатам анализа наметить мероприятия по сокращению или ликвидации имеющихся недостатков и закреплению положительных результатов.

 

Анализ выполнения плана по объему выпускаемой продукции

Объем выпускаемой продукции на предприятие характеризуют показатели:

- валовая продукция;

- товарная продукция

 Валовая продукция- объем конечного результата промышленно-производственной деятельности предприятия за отчетный период. Учитывается в сопоставимых ценах предприятия (неизменных)

Товарная продукция - продукция, которая прошла все стадии обработки, приняла форму товара и готова к реализации. Учитывается в действующих оптовых ценах.

 

При анализе выполнения плана по объему выпуска продукции необходимо определить:

1 процент выполнения плана по валовой и товарной продукции в целом по предприятию и по каждому цеху;

2 выяснить причины недовыполнения или перевыполнения установленных плановых заданий:

- перебои в снабжении;

- работа оборудования;

- недостаток рабочей силы;

- повышение уровня производительности труда.

3 показатели выпуска продукции за анализируемый период нужно сопоставить с аналогичными показателями за предшествующий период и определить темпы роста;

4 выяснить причины, которые повлияли на несоответствие процента выполнения плана по валовой и товарной продукции.

Несоответствие процента выполнения плана по валовой и товарной продукции может быть вызвано:

- изменением остатков незавершенного производства. На предприятие с длительным производственным циклом изменение остатков незавершенного производства включаются в состав валовой продукции;

- изменение действующих оптовых цен на продукцию. Т.к. выполнение плана по валовой продукции исчисляется с сопоставимых ценах, а товарной продукции в действующих ценах.

- после анализа необходимо разработать мероприятия по улучшению работы предприятия по выпуску продукции.

 

ЗАДАЧА   Провести анализ выполнения плана по выпуску продукции

Показатели   План Отчет
Валовая продукция, тыс.руб. 5000 5260
Товарная продукция, тыс.руб. 4950 5100

1 Определяем процент выполнения плана по валовой и товарной продукции и отклонение

от плана:

- по валовой продукции

% вып. пл.по ВП = ВП отч / ВПпл * 100%

                                                                                 % = 5260/5000*100%=105,2%

∆ВП = ВП отч - ВПпл

                                                                        ∆ВП=5260-5000=260 тыс.руб.

  План по выпуску валовой продукции перевыполнен на 5,2% или 260 тыс.руб.

  - по товарной продукции

 

% вып.пл.по ТП = ТП отч / ТПпл * 100%

                                                       % = 5100/4950*100%=103%

∆ТП = 5100-4950=150 тыс.руб.

  План по выпуску товарной продукции перевыполнен на 3% или на 150 тыс.руб.

 

2 Выясняем причины несоответствия процента выполнения плана по валовой и товарной  

продукции

                     ВП       > ТП

                    105,2% > 103%

Этот разрыв может быть вызван:

- увеличением остатков незавершенного производства на конец анализируемого периода по                   сравнению с тем что было на начало;

- снижение действующих оптовых цен на продукцию.

 

Анализ выполнения плана по номенклатуре

Номенклатура - перечень различных видов продукции производимой на предприятие.

Выпуск продукции по номенклатуре имеет важное значение в условиях специализации и кооперирования. Невыполнение плана одним предприятием ведет к невыполнению плана другим предприятием.

 

Если предприятие не выполнило план хоты бы по одному виду продукции, то план по номенклатуре считается не выполненным, хотя в стоимостном выражении он может быть выполнен или перевыполнен. продукция

В выполнение плана по номенклатуре засчитывается продукция предусмотренная плановым заданием.

Не засчитывается объем продукции выработанный сверх плана, объем выпуска незапланированной продукции, хотя в выполнение плана по объему эта продукция засчитывается.

При анализ выполнения плана по номенклатуре необходимо:

1 определить процент выполнения плана по каждому виду производимой продукции;

2 выяснить причины недовыполнения плана по одним видам продукции и перевыполнения

по другим:

- перебои в снабжении;

- работа оборудования;

- применение несовершенной технологии;

- низкий уровень организации производства и труда.

3 определяем средний процент выполнения плана по номенклатуре

Средний процент выполнения плана по номенклатуре определяется путем деления суммы фактического выпуска каждого вида продукции, но не более плана по всему объему запланированной товарной продукции.

Ср. % вып.пл. по номенклатуре = ТП в зачет / ТП пл * 100%

Ср. % вып.пл.по номенклатуре ≤ 100%

Полученный средний процент выполнения плана по номенклатуре должен быть не более 100% т.к. перевыполнение плана по одним видам продукции не перекрывает недовыполнение плана по другим и продукция не запланированная в выполнение плана не включается.

Если план перевыполнен по производству недефицитной продукции, которая не пользуется спросом у потребителя и по этой продукции на складах предприятия имеются сверх нормативные остатки, то в анализе это оценивается как недостаток в работе.

Особое внимание нужно обратить на те виды продукции для которых установлены сроки годности, по истечению которых продукция теряет полностью или частично свои товарные свойства.

 

ЗАДАЧА   Провести анализ выполнения плана по номенклатуре

Показатели   План Отчет
Товарная продукция в оптовых ценах предприятия, тыс.руб., в том числе по продуктам 4950 5100
- А 3000 3100
- Б 1000 980
- В 950 1000
- Г - 20

1 Определяем процент выполнения плана по каждому виду продукции и отклонение от плана

       % вып. пл. по продукту «А» = 3100 /3000 * 100% = 103,3%.

План по выпуску продукции «А» перевыполнен на 3,3% или на 100 тыс.руб.

 

       % вып. пл. по продукту «Б» = 980 / 1000 * 100% = 98%

План по выпуску продукции Б недовыполнен на 2% или на 20 тыс.руб.

       % вып. пл. по продукту «В» = 1000 /950 * 100% = 105,26%

План по выпуску продукции «В» перевыполнен на 5,26% или на 50 тыс.руб.

2 Выясняем причины недовыполнения плана по продукции «Б» и перевыполнения по продукции «А и В».

3 Определяем средний процент выполнения плана по номенклатуре

Ср. % вып. пл. по номенклатуре = (3000+980+950) / (3000+1000+950) * 100% = 99,59%

План по номенклатуре не выполнен, так как предприятие не выполнило план по выпуску продукции «Б». План по объему выпускаемой продукции считается не выполненным, хотя в стоимостном выражении он перевыполнен на 3% (% выполнения плана по товарнай продукции = 103%)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: