Конкурентоспособность

· Основными движущими силами, определяющими конкурентоспособность предприятий, являются внутрикорпоративные факторы. Существенное меньшее воздействие на конкурентоспособность оказывают факторы внешней среды.

· Главным средством роста конкурентоспособности российских компаний в ближайшем будущем станет рост эффективности использования человеческих ресурсов.

· Эффективное управление финансовыми ресурсами является вторым по значимости механизмом успешной конкурентной борьбы. За последние несколько лет произошла трансформация взглядов компаний к сокращению затрат по «борьбе за экономию ресурсов» к системному управлению затратами для достижения конкурентного преимущества.

· Управление качеством продукции на системном уровне приобретает всё большую значимость, и в ближайшем будущем его роль существенно вырастет.

 

3. Объективный характер экономического закона конкуренции

ЗАКОНЫ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ - это необходимые, существенные, устойчивые связи, внутренне присущие производственным отношениям. В отличие от законов природы, экономические законы это законы деятельности непосредственно самих людей. Люди активно воздействуют на экономические законы, можно сказать, в определенной степени их формируют. В то же время экономические законы носят объективный характер. Так как люди не могут сами выбрать производительные силы и условия материальной жизни, они подчиняются тем экономическим законам, которые функционируют в обществе в данный исторический момент. Так, если предприниматель в условиях капитализма не будет стремиться к максимизации прибыли, то он разорится: законы рыночной экономики и свободной конкуренции вынуждают производителя создавать товары в соответствии со спросом населения.

 

4. Экономическая роль закона конкуренции в развитии общественного производства

Конкуренция направляет ограниченные ресурсы в те отрасли и виды деятельности, на продукцию и услуги, где стимулирует достижение науки и техники новых технологий, повышение качества продукции и услуг и т.д.

Конкуренция поддерживает общественно-нормальные условия производства и реализации товаров и услуг.

В настоящее время встречается много находчивых предпринимателей готовых пойти на риск при производстве товаров с применением новых технологий.

При развитии конкурентоспособности повышается эффективность производства.

5. Методы поддержания конкурентных отношений

Повышение конкурентоспособности отечественных товаров, отраслей, регионов и страны в целом во многом зависит от качества управления конкурентными преимуществами различных объектов, качества государственного регулирования конкурентной среды.

В настоящее время наиболее распространенными формами государственной помощи и поддержки являются прямые субсидии, освобождение от налогов, государственные кредиты под льготные проценты, предоставление предприятиям земельных участков и другой государственной собственности безвозмездно либо на благоприятных условиях, беспроцентные либо низкопроцентные ссуды, полное замещение затрат в случае успеха проекта, отсрочка налоговых и социальных платежей в бюджет, предпочтительный доступ к государственным контрактам. Бессистемная реализация этих мер, имеющая место в настоящее время, затрудняет становление конкурентных отношений и выводит на передний план задачу создания нормативной базы государственной помощи для выравнивания условий хозяйствования с обязательной регламентацией ее отдельных видов.

В условиях кризисного состояния экономики государственная помощь должна вести к восстановлению долговременной жизнеспособности предприятий и отраслей путем решения проблем, а не только путем нормативно-правового поддержания статус-кво.

В отраслевых и региональных программах демонополизации предполагается сделать упор на разработку и реализацию целевых проектов регулирования барьеров входа на товарные рынки, т.е. экономических, технических, организационных и правовых условий, препятствующих или затрудняющих создание и ведение бизнеса на анализируемом рынке. Причем, речь идет о тех рынках и по отношению к тем барьерам, которые более всего влияют на развитие конкуренции.

 

6. Методы конкурентной борьбы

К ценовым относятся: применение монопольно высоких или монопольно низких цен в целях вытеснения конкурента и завоевания рынка сбыта; использование ценовой дискриминации, особенно при оказании услуг (услуги врачей, адвокатов, владельцев гостиниц, транспортировка скоропортящихся продуктов) и т.д.

Основными же методами конкуренции в современных успениях являются неценовые, т.е. конкуренция осуществляется посредством повышения технического уровня изделий, качества товаров, улучшения ассортимента при сохранении примерно одной и той же цены. Эти методы включают рекламу, услуги по сервисному обслуживанию, продажу в кредит, лизинг, льготы постоянным покупателям, использование торговых знаков и торговых марок фирм.

К сожалению, иногда используются силовые методы конкурентной борьбы (лишение конкурента сырья, рынков сбыта, скупка патентов, захват рынков рабочей силы), а также запрещенные законом методы (поджоги, убийства опасных конкурентов, экономический шпионаж, подкуп и шантаж, распространение заведомо ложных сведений о конкурентах, подделка торговых знаков и т.д.).

7. Факторы определяющие конкуренцию в отрасли

Факторы, определяющие конкуренцию в отрасли:

· соперничество между имеющимися конкурентами;

· угроза появления новых конкурентов;

· способность покупателей торговаться;

· угроза появления товаров и услуг - заменителей;

· способность поставщиков торговаться

 

8. Анализ конкурентной среды

Конкурентный анализ позволяет выявить те черты внешней и внутренней среды в каждой компании, которые значительно влияют на возможности компании и стратегическое видение. При этом внимание должно быть сконцентрировано на получении подробных ответов на строго определенный ряд вопросов, касающихся стратегии. Эти ответы в дальнейшем могут быть использованы для создания картины стратегической ситуации в той или иной фирме, а также позволят определить альтернативы стратегических действий. Методы анализа конкурентной среды компании в дальнейшем применяют также в целях анализа стратегии диверсифицированной компании.

Анализ конкурентной среды обычно используют для анализа внешней ситуации компаний одиночного бизнеса. Этот анализ относится к ближайшему окружению фирмы. В итоге у компании появляется отправная точка для формирования стратегии, стратегического плана. В процессе анализа важно учитывать, что каждая отдельная отрасль имеет свои особенности и отличия.

Конструкция исследований должна дать ответы на ряд важных вопросов:

· Что представляет собой движущую силу изменений в данной отрасли, какое влияние у нее имеется.

· Какие экономические характеристики являются наиболее важными для отрасли.

· Какие конкурентные силы имеются в отрасли, какова их мощность.

· Кто будет действовать схожими методами в конкуренции.

· Какие компании имеют слабые и сильные конкурентные позиции.

· Есть ли возможности у отрасли получить прибыль выше среднего уровня.

· Какие ключевые факторы определяют поражение или успех в конкуренции.

 

9. Совершенная конкуренция

Совершенная конкуренция существует в таких сферах деятельности, где действует достаточно много мелких продавцов и покупателей идентичного (одинакового) товара, и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цену товара.

Здесь цена определяется свободной игрой спроса и предложения в соответствии с рыночными законами их функционирования. Этот тип рынка называют «рынок свободной конкуренции».

Существование огромного количества покупателей и продавцов означает, что ни один из них не владеет большей информацией о рынке, чем остальные Продавец, придя на рынок, застает уже сложившийся уровень цен, изменить который вне его власти, — ведь рынок сам диктует цену в каждый момент времени. Такая ситуация позволяет новым продавцам на равных условиях (цена, технология, юридические условия) с уже существующими продавцами приступить к производству продукции. С другой стороны, продавцы могут свободно и покинуть рынок, что подразумевает возможность беспрепятственного выхода с рынка. Свобода «рыночного» перемещения создает условия для того, чтобы на рынке всегда происходило изменение количества производителей. В то же самое время у оставшихся продавцов по-прежнему отсутствует возможность контролировать рынок, поскольку они представляют мелкое производство и их крайне много.

Теперь сформулируем основные характеристики рынка совершенной конкуренции:

· большое количество мелких продавцов и покупателей,

· продаваемый продукт однороден у всех производителей, и: покупатель может выбрать любого продавца товара для осуществления покупки,

· невозможность контроля над ценой и объемом купли-продажи создает условия для постоянного колебания этих величин под влиянием изменения рыночной конъюнктуры,

· полная свобода «входа» на рынок и «ухода».

 

10. Признаки, определяющие совершенную конкуренцию

 

· Наличие на рынке значительного количества продавцов и покупателей данного блага. Это означает, что ни один продавец, ни один покупатель на таком рынке не способен оказать воздействие на рыночное равновесие, что свидетельствует об отсутствии у кого-либо из них рыночной власти. Субъекты рынка здесь полностью подчинены рыночной стихии.

· Торговля осуществляется стандартизированным продуктом (например, пшеницей, кукурузой). Это означает, что реализуемый в отрасли разными фирмами продукт настолько однороден, что у потребителей нет основания предпочитать продукцию од­ной фирмы продукции другого производителя.

· Отсутствие возможности для одной фирмы влиять на ры­ночную цену, так как в отрасли много фирм, и выпускают они стандартизированный товар. В условиях совершенной конкуренции каждый отдельный продавец вынужден соглашаться с це­ной, диктуемой рынком.

· Отсутствие неценовой конкуренции, что связано с одно­родным характером реализуемой продукции.

· Покупатели хорошо информированы о ценах; если кто-то из производителей повысит цену на свою продукцию, то потеряет покупателей.

· Продавцы не в состоянии вступить в сговор по поводу цен, что обусловлено большим количеством фирм на данном рынке.

· Свободный вход и выход из отрасли, т. е. входные барьеры, блокирующие вход на данный рынок, отсутствую. На рынке совершенной конкуренции не возникает сложностей с созданием новой фирмы, не возникает проблем в случае, если отдельная фирма примет решение покинуть отрасль (поскольку фирмы невелики по размерам, всегда найдется возможность продать бизнес).

 

11. Несовершенная конкуренция

Несовершенная конкуренция - тип рыночной конкуренции, при котором производители и продавцы могут существенно влиять на цены и условия реализации продукции.

Крупные компании, управляющие весомой частью рыночного предложения, вступают в особые отношения с рыночной средой. На большинстве рынков продавцы используют свои возможности влиять на цену. Отношения такого типа принято называть несовершенной конкуренцией.

Высшей степенью несовершенной конкуренции является монополия, которая подразумевает существование одного продавца и исключает возможность выхода на рынок новых компаний.

Выделяют несколько моделей несовершенной конкуренции:

· чистая монополия (максимальная рыночная власть, господствующее положение);

· олигополия (определенная, весомая власть над рынком);

· монополистическая конкуренция (незначительная власть над рынком).

 

12. Признаки, определяющие несовершенную конкуренцию

· наличие входных барьеров в отрасль;

· дифференцированность (разграниченность) продукции;

· основная доля продаж приходится на одного или нескольких производителей-лидеров;

· возможность контролировать полностью или частично цену на свою продукцию.

 

13. Основные типы рыночных структур несовершенной конкуренции

Несовершенная конкуренция – конкуренция, в которую вмешивается монополия. Это понятие появилось позже, чем другие термины, характеризующие экономические отношения (30-е гг. XX в.); это было связано с массовой монополизацией производства конца XIX в.  

 

14. Экономическая монополия и ее формы

Экономическая монополия развивается на основе закономерностей роста масштабов производства за счет концентрации производства и капитала. Чтобы победить в конкурентной борьбе, предприниматели вводят новые продукты труда, технологии, новую технику, увеличивая масштабы производства и снижая затраты на производство и реализацию продукции.

Конкурирующие фирмы либо разоряются (подвергаются процедуре банкротства), либо объединяются сначала в картели, синдикаты, а затем в другие формы объединений. Картели и синдикаты, а также корнеры запрещаются российским антимонопольным законодательством, если они не докажут, что положительный эффект от их действий, в том числе в социально-экономической сфере, превысит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка.

Картель — это объединение самостоятельных хозяйствующих субъектов путем принятия соглашения об объемах выпуска, рынках сбыта и ценах на однородную для всех продукцию.

Синдикат — объединение предприятий одной отрасли, участники которого сохраняют юридическую самостоятельность, но реализуют свои товары через общую сбытовую структуру.

Корнер — это соглашение о скупке, изъятии с рынка какого-либо товара с целью создания искусственного дефицита, а затем продаже этого товара по повышенной цене.

 

15. Ценовая конкуренция

Ценовая конкуренция - конкуренция, связанная с непосредственным использованием цен для завоевания рынка и достижения лучших экономических условий сбыта. Различают:

· прямую ценовую конкуренцию с широким оповещением о снижении цены;

· скрытую ценовую конкуренцию, когда на рынок выпускается новый товар с улучшенными потребительскими свойствами при сравнительно незначительном увеличении цены.

Ценовая конкуренция — борьба между товаропроизводителями за потребителя путем уменьшения расходов производства, снижение цен на товары и услуги без важного изменения их качества и ассортименты. Предприниматели при этом нередко прибегают к манипулированию ценами (устанавливают сниженные, пока товар не завоюет рынок сбыта, после чего значительно повышают их), к ценовым уступкам, сезонной распродаже и т.п.. Важной чертой ценовой монополистической конкуренции есть ценовая дискриминация (например, диктат транспортных компаний при перевозке сельскохозяйственной продукции, которая быстро портится), за которой один и тот самый товар или услугу продают разным группам покупателей по неодинаковым ценам.

 

16. Ценообразование в условиях монополии

Ценообразование – это формирование, установление и управление ценами в интересах конкретной фирмы; искусство варьирования ценами в зависимости от положения товара и фирмы на рынке для реализации стратегических и оперативных целей. В теории ценообразования вопросы цен рассматриваются сквозь призму типов рынков. Под монополией понимают такой тип структуры рынка, при котором выполняются следующие условия: производитель в рамках рынка является единственным оператором; продукция реализуется множеству покупателей; отсутствуют заменители продукта монополиста; очень высокими являются барьеры входа на рынок, в связи с чем приток новых фирм невозможен. Логично, что барьеры входа в отрасль могут возникнуть вследствие различных причин, таких как: исключительное право от правительства; контроль со стороны монополиста всего предложения какого-либо производственного ресурса; необходимость осуществления больших единовременных вложений в основной капитал, которые в случае выхода из отрасли нельзя возвратить. Ценообразование в условиях чистой монополии.

Цена в условиях монопольного рынка является заданной величиной. Ее уровень устанавливается монополистом одновременно с определением объема предложения товара. Берутся во внимание издержки и спрос. С целью установления монопольно высокой цены монополист уменьшает предложение продукции. Для этого он сокращает объемы производства или наращивает свои товарные запасы. Дефицит товарного предложения в данном случае соответственно влечет за собой повышение рыночной цены. Необходимо понимать, что монополист не всегда может стремиться к постоянному росту цен. В принципе, монополист устанавливает такой объем предложения, при котором объем всей его прибыли будет оптимальным. Вследствие этого монополист получает возможность в условиях сокращения платежеспособного спроса сохранить прибыль и высокую рентабельность на прежнем уровне или даже улучшить эти финансовые показатели. Однако такая ситуация отрицательно отражается на положении потребителей. Они проигрывают дважды: получают меньше товаров вследствие искусственного дефицита, а платят за приобретаемое количество товаров более высокую цену. В теории ценообразования и экономической теории принято различать ряд видов монополии. Так, например, выделяют искусственную монополию, естественную монополию и экономическую монополию. Необходимо знать то, что рынок чистой монополии не существует на практике. Это идеальное построение, необходимое для научных исследований.

 

17. Ценообразование в условиях олигополии

На олигополистических рынках, по меньшей мере, некоторые фирмы могут влиять на цену благодаря их большим долям в общем количестве выпускаемого товара. Продавцы на олигополистических рынках знают, что когда они либо их соперники изменят цены или выпускаемое количество продукта, то последствия скажутся на прибылях всех фирм на рынке. Продавцы осознают свою взаимозависимость, признавая, что изменение цены на их продукцию или объема выпускаемой продукции вызовет реакцию конкурирующих фирм, и с этой реакцией они должны будут считаться. Реакция, которой отдельные продавцы ждут от своих соперников, влияет на равновесие на олигополистических рынках.

Универсальной теории олигополии не существует. Дело в том, что реакция конкурентов на то или иное действие олигополиста может быть очень различной. Каждому предположению о характере этой реакции соответствует своя модель олигополии. Тем не менее, для всех моделей олигополии характерны некоторые общие черты.

Поведение олигополии всегда определяется двумя силами, действующими в противоположных направлениях. Первая сила – это простая заинтересованность фирм в максимизации совокупной прибыли отрасли посредством сговора и совместных действий фирм, как если бы они были единственным максимизирующим прибыль монополистом.

Сговор – это явное или молчаливое соглашение между фирмами в отрасли с целью установления фиксированных цен и объемов выпуска или же в целях ограничения каким-то иным способом соперничества между ними.

Вторая сила, влияющая на поведение олигополиста,– это эгоистическая заинтересованность каждого продавца в максимизации своих собственных прибылей, даже если в результате этого уменьшится общая величина прибыли отрасли.

Возникновение сговора наиболее вероятно при условии его законности и наличии небольшого числа продавцов. Различия между фирмами или различия в продукции, изменения в издержках или объемах спроса, а также возможность снижать цены втайне от других затрудняют процесс сговора.

Когда сговор носит законный характер, олигополисты в целях установления фиксированных цен и ограничения объема выпуска часто идут на создание картелей.

 

18. Потери от несовершенной конкуренции

Потери от несовершенной конкуренции:

· неоправданный рост цен

· увеличение издержек обращения

· замедление научно-технического прогресса

· снижение конкурентоспособности на мировых рынках

· падение эффективности экономики.

Потери от несовершенной конкуренции вызваны следующими обстоятельствами:

· власть монополиста над ценой позволяет ему получать монопольно более высокую прибыль, чем при совершенной конкуренции, и в результате в целом для общества монополизм наносит ущерб;

· власть над ценой монополиста или несовершенного конкурента в целом для общества может быть выгодной, если он ведет политику снижения цен, техническое обновление параметров изделий, производит массовую стандартизованную продукцию.

 

19. Неценовая конкуренция

Конкуренция на рынках с использованием методов, отличных от снижения цен. Неценовая конкуренция включает качество продукта, качество рекламы, информацию, инструкции, надежность обещанных дат поставок, надежность при использовании и послепродажное обслуживание. Неценовая конкуренция имеет особенно важное значение, если существуют правовые или картельные ограничения на снижение цен и если потребители используют цены в качестве знака качества, предполагая, что более дешевые товары должны быть хуже. Даже когда фирмы конкурируют на основе цен, они часто используют и неценовые методы конкуренции.

 

20. Незаконные методы неценовой конкуренции

Неценовая конкуренция. Выдвигает на первый план более высокую, чем у соперников, надежность, меньшую «цену потребления», более современный дизайн и т. д. Сильнейшее орудие неценовой конкуренции – реклама. К числу неценовых методов относят также предоставление большого комплекса услуг (в том числе обучение персонала), зачет старого сданного товара в качестве первого взноса за новый, поставку оборудования уже не «под ключ», а на условиях «готовая продукция в руки».

К незаконным методам неценовой конкуренции относятся:

· промышленный шпионаж;

· переманивание специалистов, владеющих производственными секретами;

· выпуск товаров, внешне ничем не отличающихся от изделий-подлинников, но существенно худших по качеству.

 

21. Конкурентная стратегия

Конкурентная стратегия - это комплексный план действий компании на рынке относительно фирм-конкурентов. Маркетинговый смысл конкурентных стратегий заключается в том, что они способствуют увеличению или удержанию предприятием своего положения на рынке относительно конкурентов.

Можно процитировать высказывание гуру маркетинга Майкла Портера: "Конкурентная стратегия состоит в том, чтобы отличаться о других. Это означает осознанный выбор иного комплекса мероприятий по предоставлению уникальной ценности. Сущность стратегии заключена в составляющих ее мероприятиях: в решении осуществлять их по-другому или в решении осуществлять другие мероприятия, нежели у конкурентов. В противном случае стратегия вырождается в неконкурентоспособный маркетинговый слоган".

Тип выбираемой конкурентной стратегии зависит от положения, которое занимает предприятие на рынке, и от характера его действий. Возможные стратегии по достижению и удержанию конкурентного преимущества предприятия на рынке представлены в таблице.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: