Библиографический список

Введение

 

Труд – это целесообразная деятельность человека, с помощью орудий труда, воздействующего на предметы природы и создающего материальные блага, имеющие общественно-полезное значение.

Организованный на научной основе труд является ведущим фактором роста его производительности и снижения издержек производства, основой обеспечения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов рыночной экономики. Организация труда – это система использования труда работников с целью достижения полезного эффекта. Она способствует рациональному соединению техники и персонала, оптимизирует эффективное использование живого труда, обеспечивает сохранение здоровья работников и повышения удовлетворенности трудом за счет изменения его содержания.

Составными частями организации труда являются:

˗ подбор, подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала;

˗ организация и обслуживание рабочих мест;

˗ разработка рациональных приемов и методов труда;

˗ обеспечение здоровых и безопасных условий труда;

˗ организация оплаты и материального стимулирования труда.

Практическая часть посвящена описанию системы организации труда на предприятии общественного питания, на примере ООО «Сокровища Югры».

Цель курсового проекта – рассмотреть элементы организации и оплаты труда с теоретической и практической точки зрения.

Задачи:

˗ сформировать методику анализа организации и оплаты труда;

˗ привести общую характеристику ООО "Сокровища Югры";

˗ провести анализ организации и оплаты труда ООО "Сокровища Югры";

˗ сделать выводы по анализу.

Объект исследования - ООО "Сокровища Югры".

Предмет исследования - организация и оплата труда на предприятии.

Методы исследования: сравнение, прогнозирование, анализ литературы.

Для выполнения работы использовались научные труда отечественных и зарубежных авторов, научные статьи, нормативные акты и периодическая литература.

 


1. Организация труда на предприятии

 

Организация труда на предприятии – это система производственных взаимосвязей работников со средствами производства и друг с другом, образующая определенный порядок осуществления трудового процесса.

Составляющие этой системы:

˗ психофизиологические возможности каждого работника;

˗ условия труда;

˗ нормирование труда;

˗ управление коллективом;

˗ должностные обязанности работника;

˗ мотивация труда.

Организация труда занимает одно из важнейших мест в организации деятельности предприятия. Она устанавливает порядок трудовых процессов, взаимоотношения работников со средствами производства и друг с другом; включает осуществление мер, связанных с рациональным использованием человеческих ресурсов.

Организация труда, например, в магазине должна быть направлена на осуществление комплекса организационно-технических, экономических и санитарно-гигиенических мероприятий, позволяющих рационализировать торгово-технический процесс, эффективно использовать торговые и другие площади, оборудование и персонал магазина, создать благоприятные условия труда и на этой основе обеспечить высокий уровень торгового обслуживания населения.

Цель организации труда достигается в ходе решения следующих задач:

ü Экономических – эффективное использование потенциального совокупного фонда рабочего времени, снижение трудоемкости продукции (работ, услуг), улучшение использования оборудования по времени и мощности, повышение качества продукции;

ü Организационных – определение порядка и последовательности выполнения работ, создание условий для высокоэффективной, бесперебойной работы исполнителей, обеспечение полной и коллективной ответственности за результаты деятельности, создание действенной системы стимулирования труда, а также его нормирования;

ü Психофизиологических – оздоровление и облегчение труда, устранение излишних затрат энергии работников, обеспечение их психологической совместимости и соответствия их психофизиологических характеристик особенностям трудовой деятельности;

ü Социальных – повышение содержательности и привлекательности труда, создание условий для духовного развития работников, повышения их квалификации и расширения профессионального профиля, карьерный рост и рост благосостояния работников.

В содержании организации труда, исходя из особенностей решаемых задач, выделяют ряд направлений (рис. 1.1.).

 

Рис. 1.1. - Элементы организации труда

 

Организация труда должна рассматриваться с двух сторон: во-первых, как состояние системы, имеющей вышеназванные вполне конкретные взаимосвязанные элементы и отвечающей целям производства, во-вторых, как систематическая деятельность людей по осуществлению нововведений в имеющуюся уже организацию труда для приведения ее в соответствие с достигнутым уровнем развития техники и технологии. Механизация, применение новых видов энергии и материалов для изготовления все новых и новых товаров изменяют качественное содержание трудовых процессов и, следовательно, потребность в количестве работников, их новом профессиональном и квалификационном составе. Все это в итоге приводит к изменениям в организации труда.

Следует здесь заметить, что в современной литературе и в хозяйственной практике широко употребляется также понятие «организация управления». Управление является необходимым и очень важным звеном в системе общественного производства и особой и важной трудовой функцией в системе общественной организации труда.

Эта трудовая функция имеет своим содержанием организацию деятельности людей и использования средств производства, при этом управление охватывает широкий круг вопросов, связанных с функционированием различных служб предприятия – технических, организационных, экономических. Все это и обусловило выделение понятия «организация управления». Вместе с тем в управлении, как и в производстве, заняты люди, труд которых должен быть соответствующим образом организован.

- подбор, подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала

Элементы организации труда: планирование персонала, профориентацию и профотбор, найм персонала, разработка концепции развития персонала и ее реализация (квалификационный рост, планирование карьеры и т. п.).

Без обеспечения определенного уровня профессионализма каждого работника нельзя рассчитывать на эффективную деятельность предприятия.

Подбор кадров требует учета конъюнктуры рынка труда, определения предпочтительных источников набора кадров, оптимизации сочетания внешних (за пределами фирмы), внутренних (из числа собственных работников) источников, разработки четких требований к кандидатам на замещение вакансий, выявления наиболее результативных методов отбора претендентов. В процесс подбора кадров входят:

Набор персонала — система мер, предпринимаемых организацией для привлечения работников, обладающих необходимыми способностями, знаниями, навыками и мотивацией, нужными организации для достижения поставленных целей и задач. На процесс набора кадров влияют как внешние факторы (состояние рынка труда, структура рабочей силы региона, месторасположение организации), так и внутренние (требования к найму, общая кадровая политика, имидж организации);

Отбор кадров — процесс выбора из ряда претендентов на рабочее место одного или нескольких, наиболее соответствующих критериям отбора на вакантное место. Выбор методов отбора зависит от размера организации, сложности применяемых технологии, целей, социальной политики и имиджа фирмы; условий и сущности работы, коэффициента отбора (отношения количества вакантных мест к количеству желающих). Задача профессионального отбора — определение пригодности человека к выполнению конкретной работы и подбор наиболее эффективных исполнителей и руководителей. Профессиональная пригодность устанавливается путем проверки состояния здоровья и наличия определенных психофизических свойств, необходимых человеку для работы по избранной им профессии, использования тестового и других методов отбора. При профессиональном отборе следует обращать внимание на наличие или отсутствие тех свойств личности, которые не поддаются изменению, тренировке, формированию и которые определяются генотипом человека (в отличие от фенотипа — совокупности свойств человека, которые можно формировать или изменять). Перечень необходимых для конкретной профессии личных качеств исполнителя отражается в профессиограмме — документе в котором формулируются требования к работнику.

Профессиональное обучение на предприятии — подготовка новых работников, переподготовка и обучение вторым профессиям работников, уже трудящихся на предприятии, повышение их квалификации.

Подготовка рабочих осуществляется через систему профессионально-технического образования и через обучение на предприятии.

Переподготовка – это приобретение работником базовых знаний, свойственных другой специальности, профессии, а также развитие этих навыков и их применение в профессиональной деятельности.

Повышение квалификации – это обучение, обусловленное изменением характера и содержанием труда специалистов на занимаемой должности, моральным старением знаний.

Работа по подготовке, повышению квалификации, переподготовке кадров должна быть ориентирована на текущие и перспективные потребности предприятия. Важно определение контингента обучающихся; выбор форм и методов, программ, исходя из сроков, задач обучения и финансового обеспечения; систематический контроль результатов обучения с позиции обучаемого, преподавателя или инструктора, руководителя; оценка эффективности затрат на обучение персонала, а также влияния обучения на трудовую деятельность работника. Подготовка новых рабочих на предприятии осуществляется индивидуально и в группах непосредственно на рабочих местах. Целью переподготовки является обучение работников новым профессиям в соответствии с современными требованиями. Обучение вторым профессиям способствует расширению производственного профиля рабочих, дает возможность совмещения профессий с целью повышения производительности, содержательности и привлекательности труда. Повышение квалификации работников, осуществляемое путем обучения на курсах, способствует росту профессионального, мастерства работников, совершенствованию их знаний, умений, навыков.

- организация и обслуживание рабочих мест

Рабочее место — это часть производственного пространства со всем расположенным на нем оборудованием и специальными приспособлениями, необходимыми для выполнения определенного вида работ. Например, рабочим местом продавца считается трехмерное пространство торгового зала, где размещены товары для продажи, а также необходимые для работы оборудование и инвентарь.

В зависимости от специфики производства рабочие места могут быть специализированными и универсальными, индивидуальными и коллективными, стационарными и подвижными, одностаночными и многостаночными, постоянными и временными и др.

Полное и комплектное оснащение рабочего места позволяет наилучшим образом организовать процесс труда. Для этого необходима рациональная планировка вспомогательных средств - размещение их на рабочем месте так, чтобы обеспечивалось удобство их обслуживания, экономия движений и перемещений работника, удобная рабочая поза, хороший обзор рабочей зоны, безопасность труда, экономия производственной площади.

Организация рабочего места включает систему его оснащения и планировки, подчиненную целям трудового процесса.

Оснащение рабочего места складывается из совокупности средств, необходимых для осуществления трудового процесса. Средства оснащения делятся на:

ü Средства постоянного использования (основное технологическое оборудование, вспомогательное оборудование, постоянно используемые приспособления и инструменты, вспомогательные материалы);

ü Организационную оснастку;

ü Средства временного использования (приспособления для проверки качества товаров, тара и приспособления для хранения товаров в торговом зале).

Планировка рабочего места предполагает размещение средств оснащения на рабочем месте так, чтобы обеспечивалось удобство их обслуживания, экономия движений.

Система обслуживания рабочих мест - комплекс мероприятий по выполнению вспомогательных работ, обеспечивающих рабочие места всем необходимым для высокопроизводительной, работы. Она включает в себя:

Ø Техническое обслуживание - наладку, смазку, регулировку, ремонт, обеспечение сырьем, материалами, полуфабрикатами, инструментом, подачу необходимых видов энергии (тепла, электроэнергии);

Ø Контроль качества продукции;

Ø Хозяйственное обслуживание — уборку, чистку оборудования, окраска стен, оборудования и приспособлений в соответствующий санитарным нормам цвет;

Ø Подготовительно-заключительные работы - подготовка товара к продаже; проверка его пополнения, подготовка инвентаря и размещение его в рабочей зоне, выкладка товаров, подготовка кассовой машины к работе; подсчет общей суммы выручки и выдача ее в установленном порядке;

Ø Транспортное обслуживание - внутримагазинное перемещение товаров, упаковки и освободившейся тары;

Ø Хозяйственно-бытовое обслуживание — обеспечение рабочих мест необходимым оборудованием, инвентарем, упаковочными материалами и форменной одеждой.

Эффективность обслуживания рабочих мест может быть достигнута лишь при соблюдении:

Ø принципа предупредительности обслуживания, предусматривающего выполнение соответствующих работ до того, как процесс производства прервется в силу несвоевременного их выполнения;

Ø принципа оперативности обслуживания - быстроты реагирования на возможные сбои производства;

Ø принципа комплексности, выражающегося в обеспечении разностороннего обслуживания по всем его видам;

Ø принципа плановости, заключающегося в проведении расчетов потребности в видах, сроках и объемах обслуживания каждого рабочего места.

-  обеспечение здоровых и безопасных условий труда

Условия труда — это совокупность факторов внешней среды, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье человека в процессе труда.

Условия труда могут быть:

Ø оптимальными (при них сохраняется здоровье человека и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности);

Ø допустимыми (они определяют уровень неблагоприятных факторов окружающей среды, не превышающий нормы)

Ø вредными.

Различают следующие группы факторов внешней среды:

˗ физические - температура, влажность, запыленность и загрязненность воздуха; производственный шум и вибрация; освещенность и окраска помещений; степень безопасности труда и т. д.;

˗ химические - количество пыли, наличие токсических веществ и др.;

˗ радиационные - электромагнитные волны или радиоактивные частицы, которые содержатся в некоторых веществах.

Качественная и количественная оценка совокупного воздействия этих факторов на работоспособность, здоровье и жизнедеятельность человека, отражается в показателе тяжести труда. Все работы в зависимости от данного показателя делятся на 6 категорий тяжести:

ü Работы, выполняемые в условиях, близких к физиологическому комфорту;

ü Работы, выполняемые в благоприятных условиях;

ü Работы, выполняемые в неблагоприятных условиях и сопровождающиеся повышенной мышечной, психической и нервно-эмоциональной нагрузкой;

ü Работы, выполняемые в неблагоприятных условиях и вызывающие более глубокие пограничные реакции в организме практически здоровых людей;

ü Работы, выполняемые в экстремальных условиях труда, под воздействием которых в конце рабочего периода формируются реакции, соответствующие патологическому состоянию организма практически здоровых людей;

ü Работы, выполняемые в особо неблагоприятных условиях, вызывающих быстрое развитие патологических реакций организма, сопровождающихся тяжелыми функциональными нарушениями жизненно важных органов.

Основные документы, регламентирующие условия труда - санитарные нормы проектирования предприятий, строительные нормы и правила (СНиП), государственные стандарты (ГОСТ), требования техники безопасности и охраны труда.

Улучшение условий труда предусматривает устранение вредных условий производства, тяжелых физических, психологических и эмоциональных нагрузок, внесение элементов эстетики в производственную среду, совершенствование системы охраны и безопасности труда.

- организация оплаты и материального стимулирования труда

Особую роль в организации труда играет вознаграждение за труд - его оплата. Человек включается в производственный процесс по экономическим соображениям, с целью заработка на жизнь. Поэтому заработная плата является одновременно звеном, соединяющим человека со средствами производства и фактором эффективной организации труда.

Формы и системы заработной платы предопределяют: способ оценки меры труда и измерение труда для его оплаты (через рабочее время, выработанную продукцию, индивидуальные, коллективные и конечные результаты); характер функциональной зависимости, установленной между мерой труда и его оплатой, пропорции изменения заработной платы в зависимости от тех или иных количественных и качественных результатов труда. Измерителями затрат труда является рабочее время и количество изготовленной продукции (выполненных операций).

В соответствии с этим на предприятиях применяются две формы оплаты труда рабочих: Повременная. Здесь мерой труда выступает отработанное время, а заработок рабочему начисляется в соответствии с его тарифной ставкой (исходя из присвоенного разряда) или окладом за фактически отработанное время.

Сдельная. Здесь мерой труда является выработанная рабочим продукция (выполненный объем работ), поэтому его заработок прямо зависит от количества и качества произведенной продукции, т.е. начисляется за каждую единицу продукции - штуку, килограмм, метр и т.д., исходя из установленной сдельной расценки.

Вопросы материального стимулирования работников представляются составной частью организации оплаты труда. Стимул – это побуждение к действию. Стимулы могут быть:

Позитивными:

˗ Материальные стимулы денежного характера (заработная плата, доплаты, надбавки, премии, получение доли прибыли) и неденежного характера (подарки, бесплатное питание, льготы на проезд в транспорте, путевки);

˗ Моральные стимулы – благодарность, похвала, общественное признание заслуг, опыта;

˗ Социальные и трудовые стимулы – повышение статуса, продвижение по служебной лестнице, более ответственная и самостоятельная работа.

Негативными:

˗ Материальные – снижение заработной платы, лишение премии, возмещение материального ущерба;

˗ Моральные – замечание, выговор.

 


2. Общая характеристика ООО "Сокровища Югры"

Компания зарегистрирована 1 ноября 2008 г. регистратором Межрайонной Инспекцией ФНС РФ №1 по Ханты-Мансийскому АО-Югра. Компания ООО «Сокровища Югры» находится по адресу: 628012, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Г Ханты-Мансийск, ул. Дзержинского, д. 13. Основным видом деятельности является «Деятельность ресторанов и кафе». Основная отрасль компании - «Общественное питание».

Полное наименование организации: Общество с ограниченной ответственностью «Сокровища Югры»

Вид собственности: частная собственность.

ООО «Сокровища Югры» работает под товарным знаком "Старый Двор".

Ассортимент реализуемой продукции ресторана – разнообразный ассортимент блюд, изделий, напитков, в том числе фирменных, порционных, а также кондитерские изделия, фрукты, водочные и табачные изделия, фруктовые и минеральные воды. Форма обслуживания посетителей – обслуживание официантами в дневное и вечернее время и барменом за барной стойкой.

Форма организации производства – снабжение крупнокусковыми, мелкокусковыми и порционными полуфабрикатами. В соответствии с ГОСТ Р 50764-95 «Услуги общественного питания» ресторан предоставляет следующие виды услуг:

- услуги питания;

- услуги по изготовлению кулинарной продукции;

- услуги по организации потребления и обслуживания;

- услуги по реализации кулинарной продукции;

- услуги по организации досуга;

- информационно-консультативные услуги;

- прочие услуги.

Услуга питания ресторана представляет собой услугу по изготовлению, реализации и организации потребления широкого ассортимента блюд и изделий сложного изготовления всех основных групп из различных видов сырья, покупных товаров и водочных изделий, оказываемую квалифицированным производственным и обслуживающим персоналом в условиях повышенного уровня комфорта и материально-технического оснащения в сочетании с организацией досуга.

Услуга по изготовлению кулинарной продукции и кондитерских изделий включает изготовление кулинарной продукции и кондитерских изделий по заказам потребителей, в том числе, в сложном исполнении и с дополнительным оформлением. Услуги по организации потребления продукции и обслуживания включают:

˗ бронирование мест в зале ресторана;

˗ организацию рационального комплексного питания.

Услуги по организации досуга включают:

- организацию музыкального обслуживания;

- предоставление газет и журналов.

Информационно-консультативная услуга включает консультации специалистов по изготовлению, оформлению кулинарной продукции и кондитерских изделий. Прочие услуги включают:

- упаковку блюд и изделий, оставшихся после обслуживания потребителей;

- упаковку кулинарных изделий, приобретенных на предприятии;

- гарантированное хранение личных вещей (верхней одежды), сумок и ценностей потребителя. Ресторан состоит из всех групп помещений: административных, бытовых, технических, производственных, складских. Сначала сырье и полуфабрикаты поступают в складское помещение, овощи – в овощной цех. Овощной цех располагается отдельно от других цехов. Мясо-рыбный цех находится рядом с горячим и мучным цехом и рядом с холодным цехом.

Группа торговых помещений отделена от производственных коридором, который предотвращает попадание запаха и шума из цехов в торговый зал. Ресторан, рассчитанный на 20 мест, приходится по вкусу и молодым, и людям зрелого возраста. Уютное помещение, выдержанное в сдержанном и стильном английском ключе, приятная атмосфера, классическая, европейская кухня в великолепном исполнении здешних поваров, и все это – по умеренным ценам. Для маленьких посетителей функционирует специальное детское меню.

К оплате принимаются пластиковые карты: Сберкарт, Visa, Visa Electron, Mastercard, Mastercard Electronic, Maestro

Структура управления предприятием представлена в прил. 1.

Директор несет в пределах своих полномочий полную ответственность за деятельность предприятия, обеспечение сохранности товарно-материальных ценностей, денежных средств и другого имущества предприятия. Выдает доверенности, открывает в банках счета, пользуется правом распоряжения средствами.

Он организует проведение химических анализов, обеспечивает лабораторный контроль соответствия качества сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции действующим стандартам и техническим условиям.

В табл. 1 приведены основные финансовые результаты деятельности ООО "Сокровища Югры" за 3 года.

Таблица 2.1

Основные финансовые результаты ООО "Сокровища Югры" за 2010-2012 гг.

Показатель

Значение показателя, тыс. руб.

Изменение показателя

Средне-
годовая
величина, тыс. руб.

2010 г. 2011 г. 2012 г. тыс. руб. (гр.4 - гр.2) ± % ((4-2): 2)
Выручка

15673

16185

19125

3452

122,0

16994,3

Издержки

6123

6474

6375

252

104,1

6324

Прибыль (убыток) от продаж

9550

9711

12750

3200

133,5

10670,3

Прочие доходы и расходы, кроме процентов к уплате

4321

6650

7884

3563

182,5

6285

Прибыль до налогообложения

5229

3061

4866

-363

93,1

4385,3

Чистая прибыль (убыток)

4183,2

2326,4

3892,8

-290,4

93,1

3467,5

 

    Выручка за последний год равнялась 19125 тыс. руб. рост за 3 года на 3452 тыс. руб. Прибыль от продаж составила 12750 тыс. руб. (+ 3200 тыс. руб.). Динамика основных экономических показателей на рис. 5.

 

Рис. 2.1. - Динамика основных экономических показателей ООО "Сокровища Югры" за 2010-2012 гг.

 

    Как видно из рис. 2.1., динамика доходов и расходов схожа. Показатели прибыли тоже не имеют резких отклонений.

Рис.2.2. - Динамика себестоимости ООО "Сокровища Югры" за 2010-2012 гг.

 

    В 2012 г издержки снизились на 99 тыс. руб. по сравнению с 2011 г и выросли на 252 тыс. руб. по сравнению с 2010 г. Рост издержек в 2011 г. связан с переплатой по многим видам продукции постоянным поставщикам. В 2012 г. было принято решение о смене поставщиков и при росте объема продаж, удалось сократить расходы.

    Далее перейдем к анализу рентабельности, табл. 2.2.

    Таблица 2.2

Анализ рентабельности

Показатели рентабельности

Значения показателя (в %, или в копейках с рубля)

Изменение показателя

2010 г. 2011 г. 2012 г. абс-ное ± %
1. Рентабельность продаж по валовой прибыли, %

156,0

150,0

200,0

44,0

2. Рентабельность продаж по прибыли до налогообложения, %

85,4

47,3

76,3

-9,1

3. Рентабельность продаж по чистой прибыли, %

68,3

35,9

61,1

-7,3

        

    Все три показателя рентабельности за последний год, приведенные в таблице, имеют положительные значения, поскольку организацией получена как прибыль от продаж, так и в целом прибыль от финансово-хозяйственной деятельности за данный период.

Рис. 2.3. - Динамика показателей рентабельности ООО "Сокровища Югры" за 2010-2012 гг.

 

    За последний год организация по обычным видам деятельности получила прибыль в размере 61,1 копеек с каждого рубля выручки от реализации. При этом имеет место положительная динамика рентабельности по сравнению с данным показателем за 2010 год.

    Рентабельность, рассчитанная как отношение прибыли до налогообложения и процентных расходов к выручке организации, за 2012 год составила 76,3 %. Это значит, что в каждом рубле выручки организации содержалось 76,3 коп. прибыли до налогообложения и процентов к уплате. Динамика показателей рентабельности показывает, что наиболее эффективно предприятие работало в 2012 г.

Таблица 2.3

Структура имущества и источники его формирования

Показатель

Значение показателя

Изменение за анализируемый период

в тыс. руб.

в % к валюте баланса

тыс. руб.
(гр.5-гр.2)

± %
((гр.5-гр.2): гр.2)

2009 2010 2011 2012 2009 2012
1 2 3 4 5 6 7 8 9

Актив

1. Внеоборотные активы 28 227 114 91 0,1 0,1 +63 +3,3 раза

 

Продолжение таблицы 2.3

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9
в том числе: основные средства 28 227 114 91 0,1 0,1 +63 +3,3 раза
2. Оборотные, всего 30 770 43 901 46 988 62 077 99,9 99,9 +31 307 +101,7
в том числе: запасы 13 422 19 664 20 673 20 080 43,6 32,3 +6 658 +49,6
дебиторская задолженность 17 244 24 096 26 135 41 753 56 67,2 +24 509 +142,1
денежные средства и краткосрочные финансовые вложения 71 134 175 72 0,2 0,1 +1 +1,4

Пассив

1. Собственный капитал 11 386 8 854 12 352 14 217 37 22,9 +2 831 +24,9
2. Краткосрочные обязательства, всего 19 412 35 274 34 750 47 951 63 77,1 +28 539 +147
в том числе: заемные средства 788 1 099 2 779 10 453 2,6 16,8 +9 665 +13,3 раза
Валюта баланса 30 798 44 128 47 102 62 168 100 100 +31 370 +101,9

 

    Соотношение основных качественных групп активов организации на последний день анализируемого периода характеризуется большой долей (99,9%) текущих активов и незначительным процентом иммобилизованных средств.

    Активы организации за весь рассматриваемый период значительно увеличились (на 101,9%).

    Учитывая значительное увеличение активов, необходимо отметить, что собственный капитал увеличился в меньшей степени – на 24,9%.     Отстающее увеличение собственного капитала относительно общего изменения активов следует рассматривать как негативный фактор.

    На рис. 2.4. представлена структура активов организации в разрезе основных групп.

Рис. 2.4. - Структура имущества ООО "Сокровища Югры" на 01.01.2013 г.

 

    Рост величины активов организации связан, в основном, с ростом следующих позиций актива баланса (в скобках указана доля изменения данной статьи в общей сумме всех положительно изменившихся статей):

- дебиторская задолженность – 24 509 тыс. руб. (78,1%);

- запасы – 6 658 тыс. руб. (21,2%).

    Одновременно, в пассиве баланса прирост наблюдается по строкам:

- кредиторская задолженность – 18 874 тыс. руб. (60,2%);

- краткосрочные заемные средства – 9 665 тыс. руб. (30,8%);

- нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) – 2 831 тыс. руб. (9%).

    На последний день анализируемого периода (31.12.2011) значение собственного капитала организации составило 14 217,0 тыс. руб. За весь рассматриваемый период имело место значительное повышение собственного капитала организации (на 2 831,0 тыс. руб., или на 24,9%), при этом тенденцию на повышение подтверждает и линейный тренд.

    Чистые активы организации на последний день анализируемого периода (31.12.2011) превышают уставный капитал на 42,2%. Это положительно характеризует финансовое положение ООО "Сокровища Югры", полностью удовлетворяя требованиям нормативных актов к величине чистых активов организации.

    Более того, определив текущее состояние показателя, следует отметить увеличение чистых активов на 24,9% за анализируемый период (с 31 декабря 2008 г. по 31 декабря 2011 г.). Приняв во внимание одновременно и превышение чистых активов над уставным капиталом и их увеличение за период, можно говорить о хорошем финансовом положении организации по данному признаку.

    Уставный капитал в течение всего анализируемого периода не изменился. Структура капитала организации представлена ниже на рис. 4.

 

Рис. 2.5. - Структура капитала ООО "Сокровища Югры" на 31.12.2012 г.

 

    Следует отметить, что долгосрочные обязательства на диаграмме не отражены, поскольку полностью отсутствуют. Перейдем к анализу ликвидности (табл. 2.4).

Таблица 2.4

Расчет коэффициентов ликвидности

Показатель ликвидности

Значение показателя

Изменение показателя
(гр.5 - гр.2)

Рекомендованное значение

2009 2010 2011 2012
1. Коэффициент текущей (общей) ликвидности 0,70 0,56 0,60 0,42 -0,28 не менее 2
2. Коэффициент быстрой (промежуточной) ликвидности 0,89 0,69 0,76 0,87 -0,02 1 и более
3. Коэффициент абсолютной ликвидности 0,00 0,00 0,01 0,00 0,2 и более

        

    На последний день анализируемого периода (31.12.2012) коэффициент текущей (общей) ликвидности не укладывается в норму (0,42 против нормативного значения 2). При этом нужно обратить внимание на имевшее место за рассматриваемый период (с 31 декабря 2009 г. по 31 декабря 2012 г.) негативное изменение – коэффициент снизился на -0,28. В течение всего периода имело место разнонаправленное изменение показателя.

    Коэффициент быстрой ликвидности на 31.12.2012 тоже оказался ниже нормы (0,87). Это свидетельствует о недостаточности у ООО "Сокровища Югры" ликвидных активов (т. е. наличности и других активов, которые можно легко обратить в наличность) для погашения краткосрочной кредиторской задолженности. В течение всего рассматриваемого периода коэффициент быстрой ликвидности сохранял значение, не соответствующее норме.

    При норме 0.2 значение коэффициента абсолютной ликвидности составило <0,00. С начала период коэффициент остался неизменным.

 

 

3. Анализ организации и оплаты труда ООО "Сокровища Югры"

 

 

Для улучшения организации труда аппарата управления на предприятии применяются различные средства оргтехники – это средства копирования (принтер, ксерокс), печатающая техника (компьютер), средства для хранения и поиска документов (шкафы, стеллажи, сейфы), средства связи (телефон), вычислительная техника, а так же мебель и оборудование для служебных помещений. Отчетные данные о численности работающих в табл. 3.1.

Таблица 3.1

Отчетные данные о численности работающих

Показатели

2011 год

2012 год

Отклонение от плана

Выполнение плана, %

2012 к 2010 г., %

план факт
Численность промышленно-производственного персонала, чел. 17 20 19 1 95 111,8
В том числе: рабочих 9 11 10 1 90,9 111,1
специалистов 5 7 6 1 85,7 120,0
служащих 3 3 3 0 100 100,0

 

Данные табл. 3.1 говорят о том, что в 2012 г. наблюдается рост численности работников. Фактические показатели на 2012 г. не достигли плановых, но по сравнению с 2011 г. так или иначе численность персонала выросла на 11,8 %. Наибольший темп роста (20 %) по специалистам. Численность служащих осталась на прежнем уровне. Расчет основных трудовых показателей деятельности предприятия в табл. 3.2.

Таблица 3.2

Расчет основных трудовых показателей

Показатели 2010 г. 2011 г. 2012 г. Отклонение 2012/2010 гг. Темп роста 2012/2010 гг.
1 2 3 4 5 6
Объем произведенной продукции, тыс. руб. 15367 16185 19125 3758 124,5

Продолжение таблицы 3.2

1 2 3 4 5 6
Численность работающих, чел. 15 17 19 4 126,7
Численность рабочих, чел. 8 9 10 2 125,0
Удельный вес рабочих в численности ППП 53,3 52,9 52,6 -0,7 98,7
Средняя выработка 1 работника, руб. 1024,5 952,1 1006,6 -17,9 98,3
Средняя выработка 1 рабочего, руб. 1920,9 1798,3 1912,5 -8,4 99,6

 

По данным табл. 3.2 можно сделать вывод, что растет численность сотрудников и объемы продаж, но при этом эффективность работы на прежнем уровне. А в 2011 г. даже было снижение по средней выработке. Это говорит о том, что руководство предприятия придерживается экстенсивного развития бизнеса.

Анализ движения кадрового состава ресторана представлен в табл. 3.3.

Таблица 3.3.

Анализ кадрового состава ресторана

Показатель

2011 г.

2012 г.

Отклонение 2012/2011 гг.

Темп роста 2012/2011 гг.

чел. уд. вес, % чел. уд. вес, %
1 2 3 4 5 6 7
1. Численность на начало года 19 100 17 93,3 -2 89,5
2. Уволено по собственному желанию, всего в т.ч. работников производства  официантов 4   2 2 21,0   10,5 10,5 1   0 1 5,3   0 5,3 -3   -2 -1 25   0 50
3. Принято вновь, всего в т.ч. работников производства  официантов 2 0 2 10,5   10,5 3 2 1 15,8 10,5 5,3 1 2 -1 150 - 50

Продолжение таблицы 3.3

 

1 2 3 4 5 6 7
4. Численность работников на конец года 17 93,3 19 100 2 111,8
5. Коэффициент текучести кадров (стр. 2: стр. 4) 0,235   0,053   - -

 

В 2012 г. в ресторане наблюдается снижение текучести кадров с 0,235 до 0,053, что положительно сказывается на качестве работы предприятия. Увольнение работников по собственному желанию связано с недостаточно высокой оплатой их работы.

Формирование и развитие кадровых ресурсов: на предприятии 2/3 численности рабочих – работники со стажем, с опытом работы, с соответствующей квалификацией. Также на предприятии практикуется привлечение и прием на работу молодых специалистов, также берутся на работу практиканты из училищ и институтов. В дальнейшем интенсивно развивается формирование базы молодых кадров.

Анализ форм и систем заработной платы, применяемых на предприятии, в табл. 3.4.

Таблица 3.4

Анализ форм и систем зарплаты

Категория работающих Форма заработной платы Система заработной платы Диапазон заработной платы (минимальный размер – максимальный размер) Условия премирования
рабочие сдельная прямая сдельная 10000-20000 план по выручке
специалисты повременная повременно-премиальная 20000-30000 план по выручке
служащие повременная простая повременная 30000-40000 план по выручке

 

Каждая категория персонала ООО «Сокровища Югры» имеет свою систему заработной платы. Наибольшую зарплату имеют служащие и специалисты. Единственным условием премирования является выполнение плана по выручке. В табл. 3.5. проанализируем динамику средней зарплаты ООО «Сокровища Югры».

Таблица 3.5

Динамика средней зарплаты ООО «Сокровища Югры»

Показатели 2010 г. 2011 г. 2012 г. Отклонение 2012/2010 гг. Темп роста 2012/2010 гг.
Фонд заработной платы работников, тыс. руб. 1476 2366,4 3055,2 1579,2 207,0
Численность работников, чел. 15 17 19 4 126,7
Фонд заработной платы рабочих, тыс. руб. 720 1004,4 1368 648 190,0
Средняя заработная плата 1 работника, тыс. руб. 8,2 11,6 13,4 5,2 163,4
Численность рабочих, чел. 8 9 10 2 125,0
Средняя заработная плата 1 рабочего, тыс. руб. 7,5 9,3 11,4 3,9 152,0

 

На протяжении анализируемого периода наблюдается рост фонда оплаты труда, в 2012 г. он составил более 3 млн. руб., что более чем в 2 раза больше показателя 2010 г. Соответственно и растет среднемесячная зарплата работников ресторана.

Рассмотрим динамику начисленной персоналу ресторана заработной платы по категориям работников.

Таблица 3.6

Начисленная заработная плата по тарифным ставкам и окладам (руб.)

Категории работников 2010 г. 2011 г. 2012 г. Отклонение 2012/2010 гг. Темп роста 2012/2010 гг.
1 2 3 4 5 6
Отдел «Кухня» 111,4 202,5 266,9 155,5 239,6
Торговый отдел в т.ч.: 456,7 801,5 1043,6 586,9 228,5
администраторы 70,2 150,3 210,5 140,2 299,7
бармены 186,7 334,8 464,6 277,9 248,8
официанты 199,7 316,4 368,5 168,8 184,5
Администрация 222,4 347,8 456,0 233,6 205,0
Охрана 159,9 252,7 280,6 120,7 175,5

Продолжение таблицы 3.6

1 2 3 4 5 6
Бухгалтерия 110,5 169,0 236,7 126,2 214,2
Технический отдел 67,0 121,4 158,7 91,7 236,8
Маркетолог 32,9 47,6 61,4 28,6 186,9
Шоу-подразделение 205,0 267,1 355,0 150,1 173,2
Обслуживающий персонал 110,3 156,7 196,3 86,0 178,0
Итого 1476 2366,4 3055,2 1579,2 207,0

 

С целью усиления заинтересованности работников в результатах своего труда в ресторане применяется такая форма материального стимулирования, как премирование за количественные и качественные достижения в работе. Так, кроме начисленной за фактически отработанное время заработной платы, работникам торгового подразделения (барменам, официантам, администраторам) дополнительно начисляются премии, которые устанавливаются в % от реализованной ими продукции.

Премии выплачиваются за достижение высоких результатов труда и в последние годы носят регулярный характер. Также руководство ресторана может поощрить работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности или за какие-либо достижения в работе так называемой разовой премией.

Несмотря на то, что в ресторане активно используется данная форма материального стимулирования, механизм премирования, устанавливающий порядок, размеры и условия выплаты премий, не разработан должным образом. Размер премий в ресторане невелик и не является строго фиксированным и зависит от того, за какие заслуги она выдается, от результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия и др.

Однако применяемая система материального поощрения работников в ресторане является мощным стимулом и благотворно сказывается на производительности и эффективности труда. Последствия разработки системы премирования в «Индиго» очевидны: ресторан обеспечивает привлечение и сохранение высококвалифицированного персонала, вырабатывается стремление каждого работника к достижению наилучших результатов на своем рабочем месте и, как следствие, будут достигнуты цели, стоящие перед данным предприятием в целом.

Для расчета заработной платы используется расчетная ведомость, в которой отдельно по каждому работнику указываются: фамилия, инициалы, должность, оклад, количество отработанных дней, сумма начисленной заработной платы, произведенные удержания и зачеты, сумма к выплате. Данные расчетной ведомости переносятся в платежную, по которой выдается заработная плата.

На лицевой стороне фиксируется разрешительная надпись директора ресторана на выдачу заработной платы. Все платежные ведомости подлежат регистрации нарастающим итогом с начала года.

Бухгалтерией ресторана на каждое подразделение оформляется отдельная платежная ведомость для упрощения выдачи заработной платы работникам и предоставления данных руководству организации.

Разовая выдача заработной платы оформляется расходным кассовым ордером.

Для определения суммы заработной платы, подлежащей выдаче на руки работникам определяется сумма заработка работников за месяц и производятся необходимые удержания.

Заработная плата выдается из кассы в течении трех дней 5-го числа каждого месяца. По истечении этого срока кассир против фамилий работников, не получивших заработную плату, делает отметку "Депонировано", составляет реестр не выданной заработной платы и на титульном листе ведомости указывает фактически выплаченную и не полученную работниками сумму заработной платы. Суммы не выплаченные в срок заработной платы по истечении трех дней сдают в банк на расчетные счета.

Выполнение работ в условиях труда, отклоняющихся от нормальных (совмещение профессий, работа в ночное время, в праздничные дни и др.), на рассматриваемом предприятии практически не встречается. Работа в ночное время и в праздничные дни считается здесь нормальной для большинства категорий работников, так как ресторан открыт большей частью в ночное время. Исключение составляют работники аппарата управления, некоторые специалисты и др. Поэтому работа в ночное время для производственного (повара) и обслуживающего (бармены, официанты, администраторы и др.) персонала предприятия не приравнивается к отклоняющейся от нормальных условий работы, и оплачивается в обычном размере. Однако возможна такая ситуация, когда вышеназванным категориям работников приходится работать без выходных дней несколько смен подряд. Это случается, в основном, в периоды больших праздничных дней, когда работники одной рабочей на данный момент смены не могут обслужить огромное количество посетителей. В этом случае для таких работников в табеле учета рабочего времени проставляется отметка о проработанном дне, который оплачивается по обычным ставкам.

Если в праздничный или выходной день была необходимостью работа сотрудника, не относящегося непосредственно к производству или обслуживанию, то такой день также оплачивается по обычной ставке. Однако ему по желанию может быть представлен другой день отдыха.

Таблица 3.7

Фонд заработной платы ресторана «Индиго» (руб.)

Наименование

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Отклонение

2011 / 2010 2012 / 2011
1. Оплата за отработанное время 1450,3 2315,7 2990,5 1540,2 206,2
1.1. Оплата труда по тарифным ставкам и окладам 1355,7 2185,1 2855,2 1499,5 210,6
1.2. Регулярные премии 94,6 130,6 169,7 75,1 179,4
2. Оплата за неотработанное время 25,7 50,7 64,7 39,0 251,5
2.1.Оплата ежегодных отпусков 19,1 26,4 30,5 11,5 160,0
2.2. Единовременные премии 10,2 24,3 34,1 23,9 334,8
Общий ФЗП 1476 2366,4 3055,2 1579,2 207,0

 

Таким образом, на основании данных таблицы в течение исследуемого периода сохраняется тенденция к увеличению фонда заработной платы ресторана.

Работники ресторана несут материальную ответственность в соответствии с заключенными между ними и работодателем договора о полной материальной ответственности.

Письменные договоры о полной материальной ответственности заключаются в ресторане с работниками, занимающими должности или выполняющими работы, непосредственно связанные с хранением, обработкой, продажей товарно-материальных ценностей. К числу материально ответственных лиц в ресторане относятся, прежде всего, повара, бармены, кладовщик.

В распоряжении материально ответственных лиц в ресторане находится довольно большое количество товарно-материальных ценностей. Поэтому распространенным видом удержаний из заработной платы работников по инициативе предприятия являются удержания в возмещение выявленной в результате инвентаризации недостачи.

Размер ущерба, причиненного работниками недостачей продукции и товаров, определяется по покупным ценам продукции и товаров. Рыночные цены товаров не удерживаются с работников т.к. согласно ТК РФ упущенная выгода работниками не возмещается. Размер возмещаемого ущерба, причиненного по вине нескольких работников, определяется для каждого из них с учетом степени вины, вида и предела материальной ответственности. Очень часто размер ущерба по вине нескольких работников возмещается ими в одинаковом размере по их заявлению. Такое заявление, в основном, осуществляется барменами и поварами ресторана.

Возмещение ущерба работниками в размере, не превышающем среднего месячного заработка, производится по распоряжению администрации организации путем удержания из заработной платы работника. Размер удержаний из заработной платы работников ресторана составил:

Таблица 3.8

Удержания из заработной платы работников (руб.).

Годы

Категории работников

Под отчетные лица Бармены, официанты Повара Кладовщик
2010 12 151 181 15
2011 - 201 260 26
2012 9 189 222 -
Итого 21 371 664 41

 

Работники ресторана получают денежные средства под отчет на административно-хозяйственные нужды, а также в служебные командировки. Подотчетные суммы, не возвращенные работниками в установленные сроки, взыскиваются также из начисленной им заработной платы. Приведенный вид удержаний менее распространен на предприятии, так как подотчетное лицо обычно сразу отчитывается и возвращает неиспользованные суммы.

Удержания по инициативе работника в ресторане в рассматриваемом периоде не производились.

Анализ использования средств на оплату труда начинается с определения изменения фонда заработной платы по сравнению с прошлым годом. Для этого используем данные из следующей таблицы:

Таблица 3.9

Численность работников, их производительность и средняя заработная плата

Показатели

2010 г.

2012 г.

Отклонение

сумма %
1 2 3 4 5
Фонд заработной платы, руб. 1476 3055,2 1579,2 207
Численность, чел. 15 19 4 126,7

Продолжение таблицы 3.9

1 2 3 4 5
Производительность труда работника (руб.) 1024,5 1006,6 -17,9 98,3
Товарооборот (руб.) 15367 19125 3758 124,5
Средняя годовая заработная плата одного работника (руб.) 98,4 160,8 62,4 163,4

 

По данным таблицы 3.9. наблюдается увеличение фонда оплаты труда работников ресторана в 2012 году по сравнению с предшествующим годом на 107 % (1579,2 тыс. руб.) при росте средней заработной платы и численности работников. Средняя заработная плата на одного работника стала выше на 62,4 тыс. руб., или на 63,4 %, численность работников увеличилась на 4 человека.

Анализ влияния факторов на изменение фонда заработной платы начнем с определения влияния на него численности работников и величины средней заработной платы, используя формулу:

 

ФЗ= Ч* СЗ,                                             (3.1)

 

где    ФЗ – фонд оплаты труда;

Ч – численность всех работников;

СЗ – средняя заработная плата одного работника.

Определим сначала влияние численности работников на фонд оплаты труда: (19-15) * 98,4 = +393,6 тыс. руб.

Определим влияние средней заработной платы на фонд оплаты труда: (160,8 – 98,4) * 19 = +1185,6 тыс. руб.

Таким образом, за счет повышения средней заработной платы работников фонд оплаты труда возрос на 1185,6 тыс. руб. Соотношение численности работников увеличило фонд оплаты труда на 393,6 тыс. руб. Совокупное влияние факторов 1579,2 тыс. руб.

Использование фонда оплаты труда, так же как и использование других ресурсов характеризуется не только абсолютной величиной, то есть суммой, но и относительными качественными показателями или интенсивностью использования фонда оплаты труда. Такими показателями являются (зарплатоотдача) – размер выручки на 1 рубль оплаты труда и размер заработной платы на единицу продукции (чаще 1 рубль продукции) – зарплатоемкость.

Если зарплатоемкость, или размер заработной платы на единицу продукции, растет, необходимо установить причины такого роста и разработать меры по их устранению. В связи с этим рассмотрим динамику данного показателя:

 

 

Таблица 3.10

Динамика зарплатоемкости

<

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


Показатели 2010 г. 2012 г. Отклонение Темп
Выручка (руб.) 15367 19125 3758 124,5
Фонд оплаты труда (руб.) 1476 3055,2 1579,2 207
Зарплатоемкость (руб.) 9,6 16,0 6,4 166,3

double arrow