Модель AS/AD. Совокупный спрос: понятие, структура и факторы. Эффекты, объясняющие обратную зависимость совокупного спроса от уровня цен

Совокупный спрос – готовность макроэкономических субъектов приобрести производимые в стране товары и услуги при заданном уровне цен. Компонентами выступают:

ü Спрос домохозяйств – потребительский спрос

ü Спрос фирм – инвестиционный спрос

ü Спрос со стороны государства – государственные закупки товаров и услуг

ü Спрос иностранного сектора – чистый экспорт

Величина совокупного спроса представляет собой то количество конечных товаров и услуг, на которые будет предъявлен спрос всеми макроэкономическими агентами при каждом возможном уровне цен. Чем выше общий уровень цен, тем меньше будет величина совокупного спроса, т.е. тем меньше расходов будут намерены сделать все макроэкономические агенты на покупку конечных товаров и услуг. Следовательно, зависимость величины совокупного спроса от общего уровня цен обратная.

Отрицательный наклон кривой AD объясняется тремя эффектами (обратная взаимосвязь между AD и уровнем цен):

1) Эффект реального богатства, или эффект реальных денежных запасов – эффект Пигу. Под реальным богатством, или реальными денежными запасами, понимают отношение номинального финансового богатства индивида, выраженного в денежной форме, к общему уровню цен и представляющему собой реальную покупательную способность накопленного номинального финансового богатства человека, которое включает наличные деньги (денежные финансовые активы) и ценные бумаги (неденежные финансовые активы с фиксированной номинальной стоимостью – акции и облигации). Эффект Пигу заключается в следующем: если уровень цен повышается, покупательная способность номинального богатства (т.е. величина реальных денежных запасов – реального финансового богатства) падает. На ту же сумму номинальных денежных запасов можно купить меньше товаров и услуг, чем ранее. Люди чувствуют себя относительно беднее, чем раньше, и сокращают потребительские расходы, а поскольку потребительский спрос является частью совокупного спроса, то его величина уменьшается.

2) Эффект процентной ставки, или эффект Кейнса. Если уровень цен повышается, возрастает номинальный спрос на деньги, так как людям требуется больше денег для покупки подорожавших товаров. Люди снимают деньги с банковских счетов, при неизменной величине предложения денег возможности банков по выдаче кредитов сокращаются, кредитные ресурсы становятся дороже, растет «цена» денег (цена кредита), т.е. ставка процента. Удорожание кредита, который в первую очередь берут фирмы для покупки инвестиционных товаров, ведет к сокращению величины инвестиционного спроса, являющегося частью совокупного спроса, и, следовательно, величина совокупного спроса уменьшается.

3) Эффект импортных закупок, или эффект чистого экспорта – эффект Манделла-Флеминга. Если уровень цен в стране повышается, то товары данной страны становятся относительно более дорогими для иностранцев и поэтому экспорт сокращается. Импортные же товары становятся относительно более дешевыми для граждан данной страны, поэтому импорт увеличивается. В результате чистый экспорт сокращается, а поскольку он является частью совокупного спроса, то его величина уменьшается.

Эти три эффекта показывают воздействие ценовых факторов (изменение общего уровня цен), которые при прочих равных условиях (неизменных неценовых факторах) влияют на величину совокупного спроса и обусловливают движение вдоль кривой AD.

К неценовым факторам изменения совокупного спроса относятся факторы, влияющие на каждый из компонентов совокупных расходов. Они вызывают смещение кривой AD.

Факторы, воздействующие на совокупные потребительские расходы:

ü Уровень благосостояния, или величина богатства

ü Уровень текущего дохода

ü Ожидания потребителей

ü Налоги

ü Трансферты

ü Уровень задолженности домохозяйств

ü Ставка процента по потребительскому кредиту

Факторы, воздействующие на совокупные инвестиционные расходы:

ü Ожидания инвесторов

ü Ставка процента

ü Величина дохода

ü Налоги

ü Трансферты

ü Технологии

ü Избыточные производственные мощности

ü Величина запаса капитала фирм

Факторы, воздействующие на чистый экспорт:

ü Величина ВВП и НД в других странах

ü Величина ВВП и НД в данной стране

ü Валютный курс национальной денежной единицы

Совокупное предложение, понятие, и факторы. Линия AS в интерпретации классической и кейнсианской школ. Интегральная линия AS, ее анализ. Кейнсианский, классический и промежуточный участки линии AS.

Совокупное предложение – макроэкономический агрегат, отражающий готовность субъектов произвести к продаже определенный объем продукта при заданном уровне цен.

Основные положения классической модели:

ü Экономика делится на два независимых сектора: реальный и денежный (принцип дихотомии). Изменения в денежном секторе не влияют на ситуацию в реальном секторе экономики, а лишь приводят к отклонению номинальных показателей от реальных (принцип нейтральности денег, т.е. изменение предложения денег не оказывает воздействия на реальные показатели, влияет только на номинальные).

ü На всех рынках в реальном секторе действует совершенная конкуренция (экономические агенты являются ценополучателями, т.е. не могут воздействовать на рыночную ситуацию и ориентируются на сложившийся уровень цен).

ü Цены (номинальные показатели) являются гибкими и обеспечивают автоматическое восстановление нарушенного равновесия на любом из рынков и в экономике в целом.

ü Основная проблема в экономике – ограниченность ресурсов, поэтому они должны использоваться полностью (объем выпуска соответствует объему выпуска при полной занятости всех ресурсов). Потенциальный объем выпуска – такой объем выпуска, который может быть произведен при использовании всех имеющихся в экономике ресурсов и существующей технологии.

ü В экономике действует закон Сэя.

ü Модель описывает поведение экономики в долгосрочном периоде (т.к. проблема ограниченности ресурсов решается медленно).

Поскольку в экономике благодаря гибкости цен всегда существует полная занятость ресурсов и объем производства находится на уровне потенциального объема выпуска, то кривая совокупного предложения вертикальна, отражает равновесие в долгосрочном периоде. (Рис. в тетр.)

Основные положения модели Дж. М. Кейнса:

ü Реальный и денежный сектор тесно взаимосвязаны (деньги влияют на реальные показатели).

ü На рынках труда и товаров действует несовершенная конкуренция.

ü Цены (номинальные показатели) жесткие (по терминологии Кейнса, «липкие»).

ü Равновесие на рынках устанавливается не на уровне полной занятости ресурсов.

ü Поскольку стабилизационная политика государства воздействует на экономику в краткосрочном периоде и жесткость цен существует относительно недолго, то кейнсианская модель представляет собой модель, описывающую поведение экономики в краткосрочном периоде.

Исходя из этих положений, кривая краткосрочного совокупного предложения имеет горизонтальный вид. (Рис. в тетр.)

Факторы в долгосрочном периоде:

ü Ценовые (изменение общего уровня цен) не влияют на величину совокупного предложения (движение вдоль вертикальной кривой). Величина совокупного предложения абсолютно неэластична к уровню цен.

ü Неценовые (изменение количества и/или качества экономических ресурсов) сдвигают кривую совокупного предложения вправо или влево.

Факторы в краткосрочном периоде:

ü Ценовые влияют при прочих равных условиях (неизменных издержках) на величину совокупного предложения и объясняют движение вдоль кривой.

ü Неценовыми (цены на ресурсы, количество и производительность ресурсов, технологический процесс, налоги на бизнес, трансферты фирмам, государственное регулирование экономики), воздействующими на само совокупное предложение и сдвигающими кривую совокупного предложения, выступают все факторы, изменяющие издержки на единицу продукции (средние издержки) при каждом уровне цен, т.е. изменение прочих равных условий.

Интегральная линия совокупного предложения (рис. в тетр.). Промежуточная часть графика показывает, что при увеличении цены производитель будет расширять производство и увеличивать выпуск. По мере приближения к уровню потенциального ВВП незанятых ресурсов становится все меньше, повышается оплата за привлеченный труд и капитал. Эти расходы компенсируются повышением цен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: