Государственный долг - задолженность государства своим и иностранным физическим и юридическим лицам. Различают внутренний и внешний долг. Внутренний долг — это долг государства населению, предприятиям, организациям своей страны, внешний — это задолженность гражданам, организациям, правительствам других стран.Внешний долг начинает быть проблемным, если он превышает 25% всех доходов от внешней экономической деятельности.
Варианты погашения внешнего долга: 1.Классический (золотовалютные резервы страны). 2.Консолидация (превращение краткосрочной задолженности в долгосрочную). 3.Конверсия (превращение долгов в долгосрочные иностранные инвестиции). 4.Прочие (право пользования своим морским или континентальным шлейфом, строительство военных баз).
Основные проблемы внутреннего долга: 1.Государственные ценные бумаги покупают граждане с высокими доходами, а налоги, за счет которых финансируется выплата % - платят все. 2.Большой внутренний долг отпугивает инвесторов. 3.Долгосрочность долга вызывает недоверие населения к государству.
|
|
Понятие и принципы налогообложения.
Налог – это взыскание в бюджет соотв. Уровня или во внебюджетные фонды, согласно текущего налогового законодательства.
Налоговая система – совокупность всех видов налогов, налогового законодательства и контролирующих органов.
В налог. с-ме должны соблюдаться след. принципы:
1.Всеобщность: налогами охвачены все субъекты хозяйствования;
2.Равнонапряженность, т.е. к субъектам хозяйствования применяются единые ставки налога;
3.Однократность, т.е. с одной хоз. операции налог не может взыматься дважды;
4.Стабильность, т.е.налог. закон-во не должно изменяться в течение ряда лет (5 лет);
5.Простота и доступность;
Гибкость, т.е. налог. с-ма должна стимулировать приоритетные отрасли.
Функции:
1.Фискальная, т.е. налоги обеспечивают поступления в гос. казну;
Регулирующая, т.е. посредством льгот или дифференциации налогов можно изменить эк. соотношение в нац. эк-ке.
Отдельные стороны выполняют элементы налогообложения: субъект налогооблож., объект налогооблож. (с чего платится налог), единица налогооблож. (рубль, процент и т.д.), налог. ставка (размер налога),налог. льготы, налоговое бремя – совокуп. всех налогов, лежащих на одном субъекте хоз-ния.
Виды налогов.
Виды налогов подразделяются по след. признакам:
1.По объекту обложения:
- прямые налоги (выплач. самим субъектом хоз-ния);
- косвенные налоги (уплач. Покупателями при совершении покупки, но перечисляют производителям);
2.По принципам построения:
- прогрессивные, т.е. чем выше доход, тем выше налог (подоходный налог в РБ)
|
|
- пропорциональные, т.е. остаются неизменными (подоход. налог в РФ (13%));
- регрессивные т.е. чем выше доход, тем ниже налог;
3.По х-ру использования:
- общие (они использ. для общегос-ных нужд);
- специальные или целевые (использ. по назначению, например, пенсионный налог);
4.По территориальному признаку:
- гос-ные (поступают в центральный бюджет);
-местные (муниципальные).
Налоговая система в РБ.
Налог. с-ма в РБ сост. из след налогов:
1. Налоги, уплачиваемые из прибыли;
2. Налоги, включаемые в себестоимость продукции;
3. Налоги, включаемые в стоимость товаров и услуг (НДС, акцизы, тамож. пошлины);
4. Подоходный налог;
5. Налог с предпринимательской деятельности;
Местные налоги.
Основные проблемы налог. с-мы РБ:
- Не выполняется принцип стабильности, т.к. налог. законодательство постоянно меняется;
- Не выполняется принцип доступности и простоты, что усложняет бух. учет и увеличивает затраты нанимателя по содержанию бухгалтерии;
- Плохо проявляет себя принцип гибкости, т.к. до сих пор не определены преорететные отрасли.
- Контролирующие органы не кач-но выполняют такую функцию как информационная.
На практике налог. бремя в основном лежит на гражданах.
Фискальная политика государства.
Фискальная политика – это политика гос-ва по изменению гос. расходов и налогов для достижения поставленных перед экономикой целей.
Основные цели:
1.Устойчивый эк. рост;
2.Снижение инфляции;
Увеличение занятости.
В зависимости от механизмов реагирования выделяют 2 вида фиск. политики:
1. Дискреционную (сознательные манипуляции правительства по изменению гос. расходов и налогов);
Автоматическую фиск. политику (характеризуется наличием в экономике встроенных стабилизаторов, т.е. механизмов, способных автоматич. Реагировать на изменения в экономике).
Наиболее известными стабилизаторами явл. изменения в налогах и пособия по безработице.
Государство может проводить 2 типа фиск. политики:
Стимулирующая – снижение налогов, увелич. гос. расходов.
Сдерживающая – увеличение налогов, сокращение гос. расходов.
Фиск. политика явл. наиболее сложным макроэк. механимом т.к.:
1.Сущ. как параллельные, так и разнонаправленные факторы;
Между внедрением политики в действие и получением результатов сущ. долгосрочный период.
Понятие, принципы, источники кредитования.
Кредит – это движение ссудного капитала от кредитора к заемщику, основанное на след. принципах:
1.Срочность, т.е. кредит берется на опред. срок;
2.Возвратность, т.е. возврат кредита к опред. сроку;
3.Платность, т.е. за пользование кредита платится процент;
4.Целенаправленность, т.е. обоснование необходимости привлечения кредита (бизнес-план, счет-фактура, накладная);
Обеспеченность, т.е. должны существовать гарантии возврата кредита (залог имущества, товара на складах, недвижимость, гарантии правительства)
Наиболее частыми причинами кредитования явл.:
1.Недостаточность оборотного капитала;
2.Для расширения сфер деятельности;
3.Сезонность;
Отсутствие стартового капитала.
Источники кредитования:
1.Доходы граждан, предприятий и гос-ва;
2.Переменная часть оборотного капитала, идущая на з\п;
3.Разбежка во времени между зачислением выручки на расчетный счет и использованием;
Международные и межправительственные кредиты.
Формы и виды кредитования.
Виды:
Онкольный (вернуть кредит по первому требованию банка)
Краткосрочный (до 1 года)
Среднесрочный (1-5 лет, в РБ 1-3 года)