Инфляция спроса и инфляция предложения: источники, механизм формирования

Инфляция – устойчивая тенденция длительного роста цен, сопровождающаяся снижением курса нац. валюты.

Инфляция спроса – рост общего уровня цен, вызываемый изменением факторов совокупного спроса при неизменном предложении. Состояние экономики, близкое к состоянию полной занятости.

Источники инфляции спроса:

1. Рост расходов (чрезмерные расходы) на закупку вооружения. (Увелич. расходы на вооруж. – увелич. затраты на воен. технику – увелич. зарплата работникам военной сферы – увелич. потребление – увелич. совок. спрос (АD) – АD > AS)

2. Чрезмерные управленческие расходы (увелич. управленческие расходы – увелич. потребление – увелич. AD – AD>AS)

3. Эмиссия денег (увелич. денежное обращение МS – снижается курс нац. валюты – увелич. темп инфляции(П)

4. Необоснованный рост гос. расходов

5. Неадресная соц. политика

 

Особенности инфляции совок. спроса:

1. Всегда начинается с роста предложения денег в экономике

2. Является исторически первичной инфляцией

3. Инфляция самораскручивающаяся

 

Инфляция предложения (инфляция издержек) – это общий рост уровня цен, вызванный изменением уровня факторов со стороны предложения и его снижения при неизменном соверш. спросе.

Источники инфляции предложения:

1. Рост издержек в результате увелич. цен на материальные ресурсы (увелич. цены на ресурсы – уменьш. объем производства (уменьш. соверш. предложение) – рост цен)

2. Рост налогов (увелич. налоги – увелич. издержки – уменьш. выпуск – растут цены)

3. Рост зарплаты на предприятиях в связи с требованием профсоюзов. Рост зарплаты > производительности труда.

4. Монополизм в экономике

 

Особенности совок. предложения:

1.Саморазрушающаяся инфляция

2. Начинается с роста цен, а затем – необходимо увеличение денег

 

Инфляция спроса и инфляция предложения постоянно взаимодействуют, формируя инфляционную спираль - зарплата - цены

По инфляции спроса: увелич. предложение денег – снижение курса нац. валюты – увелич. потребительских расходов – увелич. совок. спроса – рост цен – инфляция. Формируется ожидание.

Инфляционное ожидание приводит к увелич. требований профсоюзов повысить зарплату, с другой стороны – предприятия закладывают будущий рост издержек в свои цены – пр-во уменьш, цены возрастают. Гос – во индексирует зарплату – увелич. цен со стороны совок. спроса.

43. Инфляция спроса и предложения: источники, взаимосвязь

И нфляция спроса - Это вид инфляции, порождаемый избытком совокупного спроса, за которым по тем или иным причинам не успевает производство. Приводит к взлету цен.

В условиях рыночной экономики рост цен создает возможности для прибылей. Предприниматели расширяют производство, привлекают дополнительную рабочую силу. Давление безработицы в результате этого падает, что способствует повышению заработной платы, а, следовательно, дальнейшему повышению спроса и росту цен. Между инфляцией и безработицей существует обратная связь.

 На первом отрезке общие расходы, т.е. сумма потребления, инвестиций, правительственных расходов и чистого экспорта, до такой степени низки, что объем национального продукта сильно отстает от максимального уровня при сильной занятости. Другими словами, существует значительное отставание реального объема ВНП. В результате существенно увеличивается объем продукции, а цены не повышаются.

По мере того, как спрос продолжает расти, экономика вступает во второй отрезок, приближаясь к полной занятости и более полному использованию имеющихся ресурсов. Когда общие расходы достигают третьего отрезка, полная занятость распространяется на все секторы экономики. Все отрасли промышленности не могут отвечать на увеличение спроса увеличением объема продукции. Реальный объем национального продукта достиг своего максимума, и дальнейшее увеличение спроса ведет к инфляции. Другой вид инфляции – инфляция издержек. В этом случае механизм инфляции начинает раскручиваться в силу того, что растут издержки. Возможны два исходных момента: издержки начинают расти в результате повышения заработков (давление профсоюзов, требования рабочих) или в силу удорожания сырья и топлива (рост импортных цен, изменение условий добычи, повышение транспортных расходов и т.п.).

Совокупный спрос на рынке не становится избыточным, но предложение товаров сокращается под влиянием роста издержек производства. В свою очередь, это ведет к повышению цен, затем – к новому витку инфляции. В данном случае не спрос, а издержки (и сокращение выпуска и предложения) служат толчком к инфляции.

Теория инфляции, обусловленной ростом издержек, объясняет рост цен такими факторами, которые приводят к увеличению издержек на единицу продукции. Издержки на единицу продукции – это средние издержки при данном объеме производства. Такие издержки можно получить, разделив общие затраты на ресурсы на общее количество произведенной продукции.

Повышение издержек на единицу продукции в экономике сокращает прибыли и объем продукции, который фирмы готовы предложить при существующем уровне цен. Следовательно, по этой схеме издержки, а не спрос взвинчивает цены, как это происходит при инфляции спроса.

Два самых важных источника инфляции, обусловленной ростом издержек, - это увеличение номинальной зарплаты и цен на сырье и энергию.

Инфляция, вызванная повышением зарплаты, является разновидностью инфляции, обусловленной ростом издержек. При определенных обстоятельствах источником инфляции могут стать профсоюзы. Это объясняется тем, что они в какой-то степени осуществляют контроль над номинальной зарплатой посредством коллективных договоров. Другая основная разновидность инфляции, обусловленной ростом издержек, обычно называется инфляцией, вызванной нарушением механизма предложения. Она является следствием увеличения издержек производства, а следовательно, и цен, которое связано с внезапным, непредвиденным увеличением стоимости сырья или затрат на энергию. Убедительным примером служит повышение цен на импортируемую нефть в 1973-1974 гг. и в 1979-1980 гг.

В условиях сдержанной инфляции (что типично для большинства индустриально развитых стран Запада) инфляция издержек способна к саморегулированию. Если растут расходы, повышаются цены, то производство и предложение товаров постепенно сокращаются, что, в конечном счете, может привести к некоторому сдерживанию роста издержек.

 

 

44. Социально-экономические последствия инфляции. Проблема институциональной адаптации к инфляционным процессам. Антиинфляционное регулирование рыночной экономики.

Последствия: 1)перераспределение доходов и богатства. Понятно, что чем неожиданнее, быстрее а несбалансированнее по отношению друг к другу растут цены, тем лучше для одних и хуже для других

2) отставание цен государственных предприятий от рыночных цен.

Данный эффект особенно опасен.

3) несбалансированной, пусть даже и ожидаемой инфляции сказывается через налоговую систему.

   В такой ситуации прогрессивное налогообложение по мере роста инфляции автоматически все чаще зачисляет различные социальные группы и виды бизнеса во все более состоятельные или доходные, не разбирая: возрос ли доход реально или только номинально. Это позволяет правительству собирать возрастающую сумму налогов даже без принятия новых налоговых законов и ставок.

4) население и корпорации стремятся материализовать свои быстро обесценивающиеся денежные запасы.

Фирмы разрабатывают планы по активизации использования денежных ресурсов.

5) нестабильность и недостаточность экономической информации, мешающие составлению бизнес - планов.

6) реальная денежная процентная ставка уменьшается на величину ежегодного процента роста инфляции.

Помимо экономических последствий инфляция имеет и социальные. Она ведет к перераспределению национального дохода, является как бы сверхналогом” на население, что является причиной отставания темпов роста номинальной и реальной заработной платы от резко возрастающих цен на товары и услуги. Инфляция наносит ущерб всем категориям наемных работников, лицам свободных профессий, пенсионерам и др.

Инфляция оказывает также серьезное влияние на занятость населения. Негативные последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную антиинфляционную политику.

Политика доходов - ограничение роста з/п

Другая политика - контроль соотношения цен и окладов

Следующий вариант - государственные рекомендательные ориентиры установления цен и заработной платы.

Наиболее радикальный и пока еще популярный вариант -- минимизация государственного вмешательства в игру рыночных сил, усиленная антимонопольными мерами.

В основе большинства вариантов стратегии активной борьбы с инфляцией лежит, по преимуществу, так называемая “компромиссная теория инфляции”, в соответствии с которой рост безработицы и рост инфляции взаимообратны. Это означает, что для снижения темпов инфляции надо увеличивать количество безработных.

Два основных подхода антиинфляционной политики 1. Первый подход предусматривает активную бюджетную политику, т.е. активное маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос. 2. Второй подход - это гибкое денежно-кредитное регулирование, которое осуществляется формально неподконтрольным правительству центральным банком страны. Банк изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента. Денежно-кредитная политика используется как средство для кратковременного воздействия на экономику.

 

45. Природа российской инфляции и осуществление антиинфляционная политики.

Инфляция-это обесценивание денежных знаков, проявляющееся в росте цен. Последнее не всегда бывает следствием роста денежной массы, как утверждают представители монетаризма и количественной теории денег. Конечно, рост денежной массы может быть причиной инфляции. На Западе это и сейчас один из важнейших ее факторов. Однако то, что у нас произошло в 1992 г. в результате либерализации цен, не укладывается в эту схему. Денежная масса не успевала за ростом цен, ее не хватало для расчетов. Достаточно вспомнить, какие усилия прилагались Центральным банком России, чтобы увеличить объем денежной массы. Для этих целей ЦБР расширил купюрность банкнот, а за тем принял меры по организации РКЦ для безналичных расчетов, но и это не спасло положение. Денежная масса, наличная и безналичная, увеличилась в 1992 г. в 7,6 раза, тогда как цены выросли в 26 раз. В 1993 г. наличная и безналичная денежная масса (М2) возросла почти в 10 раз 1994 г. цены увеличилась почти в 4 раза, тогда как денежная масса-только в 2,9 раза. Из приведенных данных видно, что прирост денежной массы отставал от роста цен и поэтому не мог быть причиной галопирующей инфляции.

Однако экономическая политика правительства исходила из того, что причиной инфляции является эмиссия денег, поэтому оно избрало рестрикционный денежно-кредитный курс. Известно, что ректрикционный курс в денежно-кредитной политике ведет к ухудшению экономического положения. Но возражение, которое встречается у сторонников монетаризма, состоит в том, что хотя это действует на экономику плохо, но поскольку инфляция идет от роста денежной массы и кредита, рестрикционный курс необходим. Поэтому они утверждают, что, «сдавив» кредит и денежную массу, можно предотвратить инфляционный процесс. Но, как было отмечено, поиски причин инфляции идут не в том направлении. Коль скоро денежной массы не хватало и был денежный голод, то рестрикционный курс с двух сторон зажал нашу экономику. Он был неправилен и как мера по отношению к кризисному состоянию экономику, ибо сдерживал инвестиционный процесс, и по отношению к денежному обращению, поскольку сократил денежную массу, ухудшил уловия для расчетов, усилил кризис платежей. Таким образом, рестрикционный курс до сих пор отрицательно влияет и на производство, и на сферу денежного обращения. Ошибка сторонников монетаризма заключается не в том, что они связывают инфляцию с денежной массой, а в том, что исходя из однофакторной модели инфляционного процесса, т.е. видя лишь одностороннюю причинно-следственную связь, а именно-денежной массы с инфляцией. В реальной действительности причинно-следственные связи между денежной массой и ростом цен меняются местами как во времени, так и в пространстве.

Инфляция-это многофакторное явление. Закон денежного обращения отражает взаимосвязь многих элементов, к числу которых относятся: сумма цен товаров и услуг (объемы товарной массы и услуг и цены на них), наличная и безналичная денежная масса с учетом скорости обращения денег, прирост кредита за соответствующий период. Однако важно понять не только объективность взаимосвязи этих компонентов, но и то, что причинно-следственные отношения между ними меняются в зависимости от конкретной обстановки, конкретных мер денежной, кредитной и финансовой политики. При одних конкретных обстоятельствах рост денежной массы действительно является источником роста цен, а стало быть, инфляции. Но при других обстоятельствах рост денежной массы является не причиной, а следствием роста цен. Монетаристы, характеризуют причину инфляции, априори исходят лишь из односторонней связи между денежной массой и ценами, игнорируя возможность обратного влияния роста цен на денежную массу. Но при этом они упускают из виду другие факторы инфляции.

В условиях реформы главным макроэкономическим регулятором экономики после отказа от составления общегосударственных планов стал государственный бюджет, определявший источник доходов государства и направления их использования. Перераспределение через бюджет финансовых ресурсов должно быть, как предполагалось, способствовать оздоровлению финансовых ресурсов должно было, как предполагалось, способствовать оздоровлению финансового состояния экономики, достижению посредством этого общей ее стабилизации и обеспечению выхода из кризиса.

 

46. Сущность налогов. Классификация налогов.

Налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц. Обязанность граждан платить законно установленные налоги закреплена в ст. 57 Конституции Российская Федерация.

По способу изъятия налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются с непосредственного владельца объекта налогообложения. Среди этого вида налогов наиболее известен подоходный налог. Косвенные налоги, в отличии от прямых, уплачиваются конечным потребителем облагаемого налогом товара, а продавцы играют роль агентов по переводу полученных ими в счет уплаты налога средств государству. (налог на добавленную стоимость (НДС), налог с продаж, акцизы (аналог налога с продаж), таможенные пошлины).

По характеру начисления на объект обложения налоги и, соответственно, налоговые системы подразделяются на прогрессивные, регрессивные и пропорциональные.

При прогрессивном налогообложении ставки налога увеличиваются по мере роста объекта налога. Наиболее характерным примером прогрессивного налога является подоходный налог с физических лиц.

Для прогрессивных налогов большое значение представляют понятия средней и предельной налоговой ставки. Средней ставкой налога называется отношение суммы налога к величине облагаемого им дохода. Предельная налоговая ставка – это ставка обложения налогом дополнительной единицы дохода.

Регрессивный налог – это налог, который в денежном выражении равен для всех плательщиков, то есть составляет большую часть низкого дохода и меньшую часть высокого дохода. Это, как правило, косвенные налоги.

Пропорциональный налог – это налог, при котором налоговая ставка остается неизменной, независимо от стоимости объекта обложения. К такого рода налогам, в частности, относятся налоги на имущество предприятий и физических лиц. Вне зависимости от различной стоимости имущества разных предприятий при начислении этого налога в России действуют равные ставки налога.

Очевидно, что любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Очевидно также, что источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает со своих "подданных" в виде физических и юридических лиц. Эти обязательные сборы, осуществляемые государством на основе государственного законодательства, и есть налоги.

Налоги – это обязательные и безэквивалентные платежи, уплачиваемые налогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды на основании федеральных законов о налогах и актах законодательных органов субъектов Российской Федерации, а также по решению органом местного самоуправления в соответствии с их компетентностью.

ФУНКЦИИ НАЛОГОВ

Регулирующая. Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:

- регулирование рыночных, товарно-денежных отношений.

- регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Стимулирующая. С помощью налогов государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест…

Распределительная. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных,

Фискальная, изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата.

 

47. Налоговая система, принципы построения. Кривая Лаффера

Налог – часть дохода, которая изымается государством на основе следующих принципов:

а) оптимальность – уровень налогов, д.б. достаточным, чтобы обеспечить государство, + воспроизводство самого человека.

б) стабильность

в) равная выгода (я государству деньги, а оно мне – возврат в любой форме)

г) равное бремя налогов (тяжесть) – у бедных налоги д.б. одинаковыми по % с богатым

д) в налоговой базе должен соответствовать один налог

Функции налогов:

1) Фискальная (70% доходов государства есть от налогов)

2) Регулирующая (с большими налогами объем выпуска снижается и наоборот)

3) Стимулирующая (маленькие налоги на развивающееся производство)

Виды налогов:

а) в зависимости от субъектов, на которые они ложатся

- юридич лица (фирмы)

- физич лица (домаш хозяйств)

б) в зависимости от уровня управления

- федеральные

- территориальные (дороги)

в) в зависимости от степени соотношения дохода

- прогрессивный (чем выше уровень доходов, тем выше налоги)

- регрессивный

- пропорциональный (доход%=налог%)

г) в зависимости от объекта налогообложения

- если доход, то прямые налоги (на имущество, подоходный налог)

- косвенные налоги – потребление граждан (налог на товарную стоимость, на акцизы)

д) - собственно налоги (косвенные налоги) + прямые

- квази налог (полезные ископаемые, пенсионный фонд)

СТАВКА НАЛОГА: (t) = (T: Y(имущ)) * 100%

Основные подходы к формированию налоговых систем:

1) в основе – принцип фискального федерализма (на каждого из уровня управления свои способы прибыли, налогов)

2) принцип демократичности

Две концепции формирования налоговых систем

- Кейнсианская – налоги д.б. порядка 70% от дохода

- неоклассичекая – минимализация налоговых ставок на доходы (для стимулирования предпринимательства).

Американец ЛАФЕР обосновал неоклассический подход. На основе имперических данных он построил кривую взаимодействия налогов (от 0 до 100%) от доходов гос бюджета.

 

 


48. Налоговая система в России: становление и развитие. 

Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в 1990 г., когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Этот закон установил перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей. Он определяет плательщиков налогов, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. Установление и отмена налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также льгот их плательщиков осуществляется высшим органом законодательной власти и в соответствии с вышеуказанным законом.

Сложившийся в конце 90-х гг. в России экономический и финансовый кризис требовал от Правительства РФ проведения реформ и разработки стабилизационной программы. При этом решающая роль в преодолении кризиса принадлежала налоговой службе, т.к. она обеспечивает более 92% поступлений средств в федеральный бюджет.

Кризис выявил крупные недостатки в налоговом законодательстве России. Такие как: нестабильность, фискальная направленность, не позволяющая стимулировать отечественных производителей, противоречивость отдельных положений законов и инструкций, применение слишком жестких финансовых санкций даже за неумышленные нарушения, наличие «лазеек» для уклонения от налогообложения.

Вместе с тем, действующее налоговое законодательство России сыграло и позитивную роль на начальной стадии перехода экономики к рыночным отношениям.

Объективно анализируя сложившуюся в то время ситуацию в стране, можно сказать, что быстрое и реальное увеличение доходов в бюджет может обеспечить только активная деятельность налоговой службы. Другие группы факторов начнут работать лишь в более или менее отдаленном будущем.

Все это подчеркнуло необходимость осуществления налоговой реформы, которая должна была решать две главные задачи, причем противоречащие друг другу. С одной стороны, нужно ослабить налоговое давление на предприятия и организации, особенно на отечественных производителей. Необходимо создать им предпосылки для восстановления утраченных оборотных фондов, для повышения уровня выпуска продукции, чтобы впоследствии начать новый подъем. В перспективе же нужно добиться конкурентоспособности российских товаров на внутреннем и мировом рынках. С другой стороны, стоит проблема сбалансирования текущего бюджета по доходам и расходам, сокращения его дефицита, снижения внешнего долга, обеспечения финансирования федеральных, региональных и местных потребностей. Ее решение требует роста налоговых поступлений, включая и таможенные сборы, ибо других реальных источников просто нет.

Основным курсом налоговой реформы было снижение федеральных налогов, перенос их центра тяжести с производителей на потребителей, упорядочение взаимоотношений между налогоплательщиками и государством.

Результатом первого этапа налоговой реформы явилось принятие Налогового Кодекса Российской Федерации, первая часть которого вступила в силу с 1 января 1999 года. Налоговый Кодекс РФ (НК РФ) – основной законодательный акт, регулирующий налоговые отношения.

В новом НК РФ, разграничились понятия налог и сбор, что немаловажно.

Для более детального рассмотрения проблем налоговой системы России необходимо также рассмотреть понятие “налоговое бремя”.

Налоговое бремя - это величина налоговой суммы, взимаемой с налогоплательщика. Оно зависит, прежде всего, от размеров прибыли налогоплательщика. 1

К положительным результатам первого этапа налоговой реформы можно отнести формирование разветвленной сети государственных органов, обеспечивающих организацию сбора налогов; внедрение системы налогового учета и контроля; образование относительно стабильной системы налогообложения.

 

49. Бюджетный дефицит и государственный долг. Распределение доходов в рыночной экономике. Проблема бедности.

     В условиях функционирования рыночных отношений трудно обеспечить бюджетное равновесие. Страны развитого рынка признали объективность бюджетного дефицита и приняли принципиально новую политику—политику  бюджетного дефицита.

Бюджетный дефицит представляет собой систему экономических отношений, связанных с привлечением дополнительных доходов, сверх имеющихся у государства, и их использованием на финансирование расходов, не обеспеченных собственными доходами. Такие дополнительные доходы образуются главным образом в результате эмиссии денег, выпуска государственных ценных бумаг, осуществления внутренних и внешних займов. Это требует от правительства разработки мероприятий по сокращению бюджетного дефицита, поиска эффективных источников покрытия.

 В практике бюджетного планирования бюджетный дефицит определяется как обезличенная величина, характеризующая общий размер превышения расходов над доходами, т.е. не закрепленная за какими-либо расходами. Однозначно определить, куда именно будут направлены финансовые ресурсы, полученные в качестве источников финансирования бюджетного дефицита, и будут ли оно вообще направлены в сферу материального производства не представляется возможным. Как правило, они, в первую очередь, обеспечивают финансирование защищенных статей расходов.

   Поэтому невозможно с уверенностью сказать, что расходы, вызвавшие бюджетный дефицит, принесут отдачу в виде дополнительных доходов хотя бы в ближайшей перспективе. Если предположить, что такие расходы будут ежегодно иметь место (без соответствующей корректировки доходов), придется признать и последствия вызванного ими бюджетного дефицита— наращивание государственного долга и инфляция.

       Государственный долг – это сумма задолженности страны своим или иностранным юридическим и физическим лицам, правительствам других стран. Он состоит из общей накопленной суммы бюджетных дефицитов (за вычетом бюджетных излишков) и суммы финансовых обязательств иностранным кредиторам (за вычетом той части, которая пошла на покрытие бюджетного дефицита) на определенную дату. В развитых странах государственный долг определяют также как общий объем непогашенных государственных облигаций. Рост государственного долга наблюдается практически во всех странах мира, что в основном объясняется хронической дефицитностью государственных финансов. Таким образом, государственный долг можно также определить, как задолженность, накопившаяся у правительства, в результате заимствования денег для финансирования прошлых бюджетных дефицитов.

      Для того чтобы последствия роста внутреннего долга для страны не стали слишком тяжелыми правительство должно предпринимать определенные меры по управлению долгом.

    Это могут быть, во-первых, инфляция, во-вторых, введение специальных налогов и, в-третьих, секвестирование  бюджета. Если государство финансирует дефицит бюджета путем выпуска денег, то это приводит к инфляции. Она обесценивает номинальный внутренний долг и процентные выплаты по нему.

 

50. Государственный бюджет, роль в распределении и перераспределении национального дохода. Функции и структура госбюджета

В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав – государственный бюджет. Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

По экономической сущности государственный бюджет – это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.

Государственный бюджет объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, это единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, т. е. через бюджет осуществляется постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.

Основными функциями государственного бюджета как финансового плана государства, утверждаемого законодательными органами власти, с экономико-законодательной точки зрения являются: перераспределение ВВП; государственное регулирование и стимулирование экономики; финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществления социальной политики государства; контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней распределяется до 50% ВВП. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя таким образом экономические отношения, государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.

Важное значение имеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике основными приоритетами являются поддержка наименее защищенных слоев населения, а также функционирование учреждений здравоохранения, образования и культуры, решение жилищной проблемы.

В процессе бюджетного планирования и исполнения бюджета осуществляется контроль за финансово-хозяйственной деятельностью народного хозяйства. В условиях становления рыночных отношений значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использования усиливается.

Функции государственного бюджета осуществляются на основе использования бюджетного механизма, который является реальным воплощением бюджетной политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: