Учитывая, что русская музыкальная классика XIX-XX веков в лице всех ее основных представителей учащимся уже знакома, а европейская классика в предшествующем курсе (пять лет обучения) была представлена лишь шестью монографическими темами, целесообразно вновь вернуться к классическому периоду европейской музыки и, не дублируя темы основного курса, познакомить их с именами и некоторыми сочинениями крупнейших композиторов Италии, Германии, Франции, ряда других стран, музыкальное искусство которых входит в сокровищницу мировой музыкальной культуры.
Обозревая европейскую классику трех последних веков, необходимо найти возможность приблизить школьников к современной музыкальной жизни, участниками которой они становятся, к некоторым ее проблемам.
Хорошим материалом для этого могут послужить важнейшие события музыкальной жизни (конкурсы, фестивали, премьеры музыкальных театров и т.п.), обзор событий и фактов, содержащийся в средствах массовой информации, в интернете. Свое место в учебной работе должны найти и памятные музыкальные даты.
|
|
На усмотрение преподавателя несколько уроков можно посвятить творчеству выдающихся исполнителей ХХ века (пианистов, скрипачей, виолончелистов, певцов, дирижеров).
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Предлагаемый план является одним из возможных вариантов содержания предмета в 9 классе. Педагог должен ориентироваться на уровень подготовки учеников и исходить из методической целесообразности изучения той или иной темы.
Примерный учебно-тематический план
№№ темы | Темыуроков | кол-вочасов |
Содержание | ||||
1полугодие | |||||||
1 | Вводныйурок | 3 | Музыкав античном мире, в эпоху Средневековья и Ренессанса(повторение). | ||||
2 | Итальянскаямузыка XVIII века; А.Вивальди,Д.Скарлатти;скрипкаиклавесин;камерныйоркестр | 3 | Эпоха Барокко; расцвет инструментальноймузыки;формированиеоркестров;жанрскрипичногоконцерта;concertogrosso;клавирныесонаты;неаполитанскаяшкола. | ||||
3 | ОпераиораториявXVIIIвеке;Г.Ф.Гендель,К.В.Глюк | 3 | Монументальные вокально - оркестровыесочиненияэпохиБароккоиклассицизма.ОзнакомлениесотдельнымичастямиизпроизведенийдлякамерногооркестраГ.Ф.Генделя,ариямиизопер,хорамиизораторий;фрагментамиизоперы«Орфей». | ||||
4 | НемецкиеромантикипервойполовиныXIXвека:К.М.Вебер,Р.ШуманФ.Мендельсон, | 3 | Новая стилистика; романтическая опера(увертюра,хорохотниковизоперы«Волшебныйстрелок»).Музыкавдраматическомтеатре(«Сонвлетнююночь»),лирико-исповедальныйхарактертворчестваромантиков(цикл«Любовьпоэта»). | ||||
5 | Ф.Лист | 1,5 | Программный симфонизм, его специфика;«Прелюды». |