Применение технических средств таможенного контроля

Технические средства таможенного контроля (ТСТК) - это комплекс специальных технических средств, применяемых таможенными службами непосредственно в процессе оперативного таможенного контроля всех видов перемещаемых через государственную границу объектов с целью выявления среди них предметов, материалов и веществ, запрещенных к ввозу и вывозу, или не соответствующих декларированному содержанию.

Под объектами, перемещаемыми через госграницу, понимаются - ручная кладь и сопровождаемый багаж пассажиров и транспортных служащих, несопровождаемый багаж пассажиров, все виды грузов, международные почтовые отправления, транспортные средства международного сообщения и в исключительных случаях конкретные лица (когда есть достаточные основания полагать, что они являются перевозчиками контрабандных товаров).

Как видно из определения, ТСТК - это необходимое "оружие" оперативных работников таможенной службы, использование которого обеспечивает экономическую и государственную безопасность страны.

Применение ТСТК осуществляется для ускорения проведения таможенного контроля, повышения его оптимизации и эффективности в целях получения информации о товарах, транспортных средствах, выявления подделки таможенных документов и средств таможенной идентификации, контрабанды и признаков административных правонарушений в области таможенного дела.

К применению при проведении таможенного контроля допускаются ТСТК, соответствующие требованиям нормативной и эксплуатационной документации, полностью укомплектованные, в том числе и эксплуатационной документацией, зарегистрированные (учтенные) или освидетельствованные (сертифицированные) в соответствии с законодательством Российской Федерации. При применении ТСТК должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации по охране и безопасности труда. Безопасность ТСТК должна быть подтверждена санитарно-эпидемиологическими заключениями в соответствии с законодательством Российской Федерации. ТСТК применяются в местах нахождения таможенных органов во время работы этих органов, а также в зонах таможенного контроля, создаваемых в соответствии с требованиями статьи 97 Таможенного кодекса Таможенного союза [15] и в иных местах, нахождение в которых должностных лиц таможенных органов связано с исполнением ими служебных обязанностей. Применение ТСТК осуществляется в соответствии с эксплуатационной документацией. ТСТК могут использоваться в случае применения следующих форм таможенного контроля: проверка документов и сведений; устный опрос; таможенное наблюдение; таможенный осмотр;таможенный досмотр; проверкамаркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков; таможенный осмотр помещений и территорий; таможенная проверка. ТСТК могут использоваться при таможенном контроле: любых товаров (в соответствии с техническими характеристиками ТСТК), перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, в том числе ручной клади и сопровождаемого багажа пассажиров и транспортных служащих, несопровождаемого багажа пассажиров, среднегабаритных грузовых (товарных) упаковок, крупногабаритных грузовых упаковок;
всех видов транспортных средств; международных почтовых отправлений;
таможенных документов на товары и транспортные средства;
средств идентификации (специальных марок, идентификационных знаков), наложенных на документы, товары и транспортные средства и иные места. [16]

 Приказом от 21 декабря 2010 г. № 2509 об утверждении перечня и порядка применения технических средств таможенного контроля втаможенных органах российской федерации утвержден перечень технических средств таможенного контроля, применяемых таможенными органами Российской Федерации при проведении таможенного контроля (Приложение 2).

Таможенная служба на современном этапе функционирует как многоотраслевая финансово-экономическая система, в то же время, она решает сложную задачу оптимального сочетания мер по обеспечению стратегических интересов государства, а также интересов участников внешнеэкономических связей.

В 2008 году удалось достичь значительных результатов в совершенствовании таможенного оформления и таможенного контроля, развитии передовых информационных технологий, внедрении в практику работы современных технических средств и технологий таможенного контроля. Так, уже 274 таможенных поста имеют необходимое техническое оснащение для электронного декларирования. В 2008 году с помощью данной передовой технологии было оформлено 2,5 тысячи электронных деклараций.

Большое внимание уделяется становлению принципиально нового направления таможенного контроля - созданию системы контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств при помощи инспекционно-досмотровых комплексов. С 2009 года это направление остается объектом пристального внимания руководства ФТС России. Ведь применение ИДК позволяет повысить эффективность таможенного контроля в пунктах пропуска и сократить время прохождения таможенных процедур. По итогам 2008 года в результате применения ИДКвозбуждено более 1,5 тысячи дел об административном правонарушении и 55 уголовных.Например, в 2010 году в таможенных органах работало уже 83 ИДК: 22 в автомобильных пунктах пропуска, 6 в морских, 8 в воздушных, а также 47 мобильных комплексов.

Современным общепринятым механизмом организации таможенного контроля является система управления рисками. Еще в 2005 году начал создаваться «зеленый сектор» субъектов ВЭД, в отношении которых возможно проведение таможенного контроля не в полном объеме. Всего сюда включено 120 организаций.Благодаря СУР с начала 2004 года к 2010 году удалось уменьшить долю партий досматриваемых товаров с 80 до 10 %, повысив при этом эффективность досмотра.

На современном этапе развития таможенной системы России можно констатировать, что государство активно ищет пути решения вопросов совершенствования таможенной инфраструктуры, развитием и дальнейшей модернизацией информационных технологий, создание информационных систем обмена между заинтересованными международными организациями. При таком подходе есть гарантии ускорения таможенного оформления товаров при пересечении таможенной границы, а, следовательно, создание современной материально и информационно-технической базы в виде таможенной инфраструктуры, как основополагающей структуры всей таможенной системы.

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: