Валовой внутренний продукт (ВВП) - совокупная рыночная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных (обычно за год) на территории страны, не зависимо от того, находятся ли факторы производства в собственности граждан данной страны (резидентов) или принадлежат иностранцам (не резидентам).
Основные методы измерения ВВП: по расходам (метод конечного использования),по доходам (распределительный метод) и по добавленной стоимости (производственный метод).
ВВП, рассчитанный по расходам, представляет собой сумму расходов всех макроэкономических агентов которая включает: расходы домохозяйств (потребительские расходы); инвестиционные расходы (расходы фирм); расходы государства (государственные закупки товаров и услуг); расходы иностранного сектора (расходы на чистый экспорт) ВВП = C + I (валовые) + G + Xn
ВВП, рассчитанный по доходам, рассматривается как сумма доходов собственников экономических ресурсов (домохозяйств), т.е. как сумма доходов от национальных и иностранных факторов
|
|
ВВП = W + % + P + R + Ам. + Nк. – ЧФД
Что бы от ВНП перейти к ВВП, необходимо вычесть чистый факторный доход из-за границы (ЧФД) или прибавить чистый доход от иностранных факторов (ЧДИФ)
Сумма национальных факторных доходов (заработной платы W, ренты R, процента % и прибыли Р) представляет собой Национальный доход. НД = W + % + P + R
ВВП, рассчитанный методом добавленной стоимости – определяется суммирование добавленных стоимостей по всем отраслям и видам производств в экономике.
Добавленная стоимость – это разница между выручкой от продаж фирмы и стоимостью сырья и материалов (промежуточной продукции), купленной у других производителей (фирм) и представляет собой чистый вклад каждого производителя в совокупный ВВП.
Номинальные и реальные макроэкономические показатели. Индексы цен.
Номинальный ВВП (YN) – ВВП рассчитанный в текущих ценах, в ценах данного года.
На величину номинального ВВП влияют два фактора: изменение реального объема производства и изменение уровня цен.
Реальный ВВП (YR) – ВВП измеренный в сопоставимых ценах, в ценах базового года.
Номинальный ВВП
Реальный ВВП = Общий уровень цен (Индекс цен)
Дефлятор ВВП (Индекс цен) – соотношение между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг (потребительская корзина, куда входит 300 - 400 видов товаров и услуг) для данного временного периода и совокупной ценой сходной группы товаров и услуг в базовом году.
Совокупный спрос и факторы его определяющие.
Совокупный спрос — это потребность в товарах и услугах, представленная в денежной форме, со стороны населения, предприятий, государства и иностранных стран. К числу ценовых факторов совокупного спроса следует отнести прежде всего эффект процентной ставки, эффект материальных ценностей, или реальных кассовых остатков, и эффект импортных закупок.
|
|
Эффект процентной ставки - повышение уровня цен на товары увеличивает спрос на деньги, поднимает ставку процента и тем самым сокращает спрос на реальный объем производимого национального продукта.
Эффект материальных ценностей - с ростом цен покупательная способность таких финансовых активов, как срочные счета, облигации, снижается, реальные доходы населения падают, а значит, сокращается покупательная способность семей. Если же цены снижаются, то покупательная способность возрастает, а расходы увеличиваются.
Эффект импортных закупок - если цены на национальном рынке возрастают, то на международном сокращается продажа отечественных товаров, покупатели начинают приобретать более дешевые импортные товары. Таким образом, эффект импортных закупок приводит к уменьшению совокупного спроса на отечественные товары и услуги.
К неценовым факторам относятся изменения в потребительских, инвестиционных и государственных расходах, в расходах на чистый объем экспорта.
Изменения в потребительских - основными являются благосостояние потребителя, задолженность потребителя и налоги.
благосостояние потребителей - оно зависит от состояния дел в сфере финансовых активов (акции, облигации) и положения с недвижимостью (земля, постройки). Так, повышение курса акций при неизменном уровне цен на рынке приведет к росту благосостояния и совокупный спрос возрастет. В то же время падение цен на землю снизит благосостояние и сократит совокупный спрос.
задолженность потребителей - если человек приобрел крупную вещь в кредит, то в течение определенного времени он будет ограничивать себя в других покупках, с тем чтобы быстрее рассчитаться с задолженностью. Однако сразу после погашения кредита спрос на покупки быстро возрастет.
размер подоходного налога -налог уменьшает доходы семей, поэтому его увеличение сокращает совокупный спрос, а снижение — увеличивает.
изменения в инвестициях - если предприятия с целью расширения производства приобретают дополнительные средства, то кривая совокупного спроса сместится вправо, а при обратной тенденции — влево.
Государственные расходы - при неизменных налоговых сборах и процентных ставках государственные закупки национального продукта расширяются, увеличивая тем самым потребление товарных ценностей.
Совокупный спрос связан и с расходами на экспорт товаров - чем больше товаров будет поступать на мировой рынок, тем выше совокупный спрос. Дело в том, что возрастание национальных доходов других стран позволяет им расширять закупку импортных товаров и изделий, что, в свою очередь, расширяет спрос на товары в тех странах, откуда импортируются товарные ценности.
Классическая модель совокупного предложения. Кейнсианская и современная модель совокупного предложения.