Совокупный спрос (AD) — суммарное количество продукции, которое может быть куплено при данном уровне цен. Он отражает связь между объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами, и общим уровнем цен в экономике.
В структуре совокупного спроса выделяют:спрос на потребительские товары и услуги (C); спрос на инвестиционные товары (I); спрос на товары и услуги со стороны государства (G); чистый экспорт — разница между экспортом и импортом (X). совокупный спрос можно выразить формулой: AD=C+I+G+X
Кривая совокупного спроса показывает количество товаров и услуг, которые потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен. Движение по кривой AD отражает изменение совокупного спроса в зависимости от динамики цен. Спрос на макроуровне подчиняется той же закономерности, что и на микроуровне: он будет падать при росте цен и увеличиваться при их снижении. Эта зависимость вытекает из уравнения количественной теории денег:MV=PY и Y=MV/P или P = MV/Y, (P — уровень цен в экономике; Y — реальный объем выпуска, на который предъявлен спрос;М — количество денег в обращении;V — скорость обращения денег.
|
|
Из этой формулы следует, что чем выше уровень цен Р, тем (при условии фиксированного предложения денег M и скорости их обращения V) меньше количество товаров и услуг, на которые предъявлен спрос Y.
Обр. зав-ть между величиной сов. спроса и уровнем. цен связана с:
эффектом процентной ставки (эффектом Кейнса) — с ростом цен увеличивается спрос на деньги. При неизменном предложении денег растет ставка процента, а в результате сокращается спрос со стороны экономических агентов, пользующихся кредитами, снижается совокупный спрос: P® ®M/P¯®r®I¯®AD¯
эффектом богатства (эффектом Пигу) — рост цен снижает реальную покупательную способность накопленных финансовых активов, делает их владельцев беднее, в результате чего снижаются объем импортных закупок, потребление и совокупный спрос: P®M/P¯®C¯®AD¯
эффект импортных закупок — рост цен внутри страны при неизменных ценах на импорт перекладывает часть спроса на импортные товары, что приводит к сокращению экспорта. В результате чего сокращается чистый экспорт и снижается совокупный спрос в стране: P®E¯®NE¯®AD¯
Наряду с ценовыми на совок.спрос оказывают влияние неценовые факторы. Их действие приводит к смещению кривой AD вправо или влево.
К неценовым факторам совокупного спроса относятся:
предложение денег М и скорость их обращения V (что следует из уравнения количественной теории денег);
факторы, влияющие на потребительские расходы домохозяйств: благосостояние потребителей, налоги, ожидания;
|
|
факторы, воздействующие на инвестиционные расходы фирм: процентные ставки, льготное кредитование, возможности получения субсидий;
государственная политика, определяющая государственные расходы;
условия на внешних рынках, влияющие на чистый экспорт: колебания курсов валют, цен на мировом рынке.
Изменения совокупного спроса отражены на рисунке. Сдвиг прямой AD вправо отражает увеличение совокупн. спроса, а влево — уменьшение.