Импрессионизм во французской живописи и музыке. Постимпрессионизм

 

По конспекту Музыкальный импрессионизм являлся одним из течений музыкального модерна. Характеризуется передачей мимолётных впечатлений, настроений, тонких психологических нюансов.

Основоположником импрессионизма в музыке является французский композитор Эрик Сати, опубликовавший в 1886 году «Три мелодии», а в 1887 — «Три сарабанды», несущие в себе все главные черты нового стиля. Смелые открытия Эрика Сати пятью и десятью годами позднее были подхвачены и развиты двумя его приятелями, ярчайшими представителями импрессионизма, Клодом Дебюсси и Морисом Равелем.

Импрессионизм в живописи и музыке – начало во Франции.

1870 -71 – (после франко-прусской войны)

        - период третьей республики (колониальная держава с господствующей ролью банковского ростовщического капитала)

2-я половина 19 века – К. Моне, Э Мане, Огюст Ренуар, Дега, Сислей, Писсаро, Сезан – отказ от академической школы, новая техника живописи, основанная на свободной игре чистых красок.

(конец 19в –«постимпрессионизм»течение – Гоген, Ван Гог, Матисс, Пикассо).

1890-е – 1900-е

Дебюсси, Дюка, Сати, Равель, Шмитт, Жан Роже- Дюкас – призывали освободиться от гипноза вагнерианства, воскресить исконно французские национальные традиции. => появляется певческая ассоциация, «Scholla cantorum» Венсан д Энди..)

Черпают новые стимулы в искусстве Росии (Мусоргский, Стравинский, балеты Дягелева; в нар музыке неевропейских стран.

Начало 20 века – борьба между последователями Франка и Сен-Санса и сторонниками твоческого обновления (журнальная полемика между «дебюссистами» и «д эндистами»).

Уже к началу 2-го десятилетия 20 века новаторские достижения импрессионистической школы постепенно себя исчерпывают.

Живопись.

1863 – «Салон отверженных» (император соединил в отдельной зале произведения, которые жюри (академисты)отвергли).

1867г. Салон. Закат солнца Моне «Впечатление» - соединились независимые художники.

Страстное изучение природы: ни один цвет не существует сам по себе, окраска предметов – чистая иллюзия; единственный творческий источник цветов – солнце. Форма и краска. Неподражание природе, а только условная ее передача.

Воздух – единственный реальный сюжет картины, только через него видно все, что на ней изображено.

Должно использовать только 7 красок спектра (К.Моне)+белую и черную отдельными мазками. Одна краска около другой – это теория разложения тонов – основа техники импрессионистов (отрицание всех смесей)

Импрессионизм – переворот в живописной технике || с попыткой выражения в искусстве современности.

Реакция против символизма и романтизма совпала с реакцией против темной живописи.

Факт замены красоты характером –существенное в этом движение.

 

По распечатке.

Импрессионизм – направление последней четверти 19 века. Термин от фр. Сл. Impression –впечатление. Так назвал свою картину К. Моне –«впечатление. Восход солнца»

Первоначально течение проявило себя в живописи (К Моне, О.Ренуар, К.Писсаро, А.Сислей, Э.Дега). Выражали свои непосредственные впечатления от вещей. Освободились от традиционных правил – новый метод живописи (передача внешнего впечатления света, тени рефлексов на поверхности предметов раздельными мазками чистых красок, что зрительно растворяло форму в окружающей свето-воздушной среде).Для художника важно не то, что он изображает, а как изображает.

Отказ от темных, земляных красок. Использование чистых, спектральных цветов, почти не смешивая их на палитре. Из мастерских они выходят на пленер (свечий воздух).

Для творческого метода импрессионистов характерна краткость и этюдность(только короткий этюд позволял точно фиксировать отдельные состояния природы. Импрессионисты считали, что реальность – это меняющиеся световые ощущения и художники старались их уловить. К 80-м,90-м годам художники –импр. – мастера передачи освещения, тумана, игры воды, неба, облаков и т.д. Основная тема их творчества – Франция – ее природа, быт, люди (Писсаро «Бульвар Монматр», Моне «Бульвар капуцинок». Кроме бульваров их интересовали актрисы, служанки, тансовщицы,прачки и.т.д. (Дега «Модистка», Ренуар «Завтрак гребцов», «Гладильщицы»).

Пейзаж, в нем раскрылись новаторские устремления в своем разнообразии оттенков (К Моне»белые кувшинки»). Интерес к натуре,сюжету,колориту рождает у художников особый живописный язык.

Музыкальный импрессионизм возник в конце 80- нач.90-х гг. Стремление передавать мимолетные впечатления, полутона, полутени. На первом плане – звуковая красочность, большое внимание уделяется колориту, поиску необычных оркестровых звучаний и гармоний. Муз.импрессионизм подготовила современная фр.поэзия и живопись. Свою музыку импрессионисты строят на игре светотеней, на неуловимом звуковом ощущении. Отказ от классической завершенности форм, обращение к программной музыки, к народно-танцевальным песенным образам. Яркий представитель – К. Дебюсси. Черты импрессионизма у Равеля (фортепианный цикл «Отражения»). (Обер, Шмитт, Дюка-ранняя пора творчества).

Тяготение к поэтическому одухотворенному пейзажу(«Послеполуденный отдых фавна», «Ноктюрны», «Море» Дебюсси, «Игра воды» -Равеля). Близость природе, восприятие красоты неба, моря и.т.д.

Другая сфера муз.импрессионизма – фантастика. Обращение к образам античной мифологии, средневековым легендам («Шесть античных эпиграфов» -для ф-но в 4 руки Дебюсси)

Рождению музыкального импрессионизма предшествовал «период национального обновления» (годы после франко-прусской войны 1870-71) оживляется симфоническое и камерное творчество фр.композиторов. Центральное место в эпохе обновления - Ц. Франк и К.Сен-Санс. Важную роль в худ.жизни Франции рубежа веков сыграли ученики Франка Дюпари, дЭнди, Г.Форе, Шоссон.

Важная роль в формировании импрессионистической музыки играло сохранение и развитие классических традиций предшествующих эпох. Дебюсси интересовался григорианским пением, его ладами, интонациями, слушал мастеров полифонии – находит много ладовых возможностей обогативших сферу мажора-минора, ритмическую гибкость, далекую от традиционной квадратности (создание собственного муз.яз) Он усвоил звуковую технику и минитюрализм Прелюдий, Ноктюрнов Шопена, колористические находки Грига, Р-К, свободу голосоведения и импровизационность Мусоргского, а его увлечение Вагнером способствовало поискам новых гармонических средств и форм.

Эстетика импрессионизма воздействовала на основные жанры музыки: вместо развитых многочастных симфоний –симфонические эскизы-зарисовки, романтической песни – вокальная миниатюра (преобладала речитация с красочным изобразительным аккомпанементом), в фортепианной музыке – свободная миниатюра, где постоянная изменчивость гармонического языка, ритмического рисунка, фактурф, темпа. Все это придает форме характер импровизационности.

Программность –своеобразная сюжетность, образы завуалированы, главная задача –возбудить фантазию слушателя, направить в русло определенных впечатлений, настроений.

Импрессионизм был недолговечен. Он не был созвучен напряженной атмосфере 1-й мировой войны. В муз. появл.резкость созвучий, примитивность формы, фактуры, напряженность, прямолинейность ритмов.

Э. Сати –антиимпресиионистические тенденции. «Группа шести».

Живописный и муз.импрессионизм выросли на почве национальных традиций.

Живописный импрессионизи повлиял на музыку в поисках новых выразительных средств., воплощение новых образов., обогащение красочно-колористической стороны.

Поиски коснулись лада, гармонии, ритма, метроритма, фактуры, инструментовки.

Оркестр Дебюсси поражает тембровым разнообразием. С живописью его роднит стремление создавать радостное, ласкающее искусство, доставляющее людям наслаждение. Создание особого вида музыки на открытом воздухе. Музыканты заимствовали у художников терминологию (звуковая краска, гармонические пятна, тембровая палитра).

Импрессионизм сыграл роль в развитии культуры.

Понятие импрессионизма впоследствии распространяли даже на течение символизма в живописи. Отвлечение цвета от формы превращало объекты изображения в зыбкие символы реальности.

Импрессионизм послужил толчком для появления абстрактного искусства, а в нач. 20 в к возникновению течений – кубизм, конструктивизм, ташизм. Импрессионизм преобразовал не только живопись и музыку, а также скульптуру, литературу и даже критику.

Постимпрессионизм... (фр. postimpressionisme, от лат. post – после и импрессионизм), совокупность направлений, возникших во французском искусстве во второй половине 1980-х годов и пришедших на смену импрессионизму. Началом постимпрессионизма принято считать середину 1880-х, когда состоялась последняя выставка импрессионистов и был опубликован Манифест символизма (1886) поэта Жана Мореаса. Новые течения декларировали неприятие эстетики импрессионизма и реализма. Их объединяла готовность передавать в картинах не сиюминутные, но длительные, сущностные состояния жизни, как материальные, так и духовные. Поиски шли различными путями: это и пуантелизм (Жорж Сёра, Поль Синьяк), и символизм Поля Гогена. Постимпрессионизм повысил интерес к философским и символическим началам искусства. Художники этого направления не придерживались только зрительных впечатлений, а стремились свободно и обобщенно передавать материальность мира, прибегали к декоративной стилизации (П. Сезанн, Ван Гог, П. Гоген). Художники постимпрессионизма искали новые и, по их мнению, более созвучные эпохе выразительные средства: Сёра, например, изучал проблемы восприятия света и цвета; Сезанна интересовали устойчивые закономерности цветовых сочетаний и форм; Гоген создал так называемый "синтетизм"; а произведения Ван Гога построены на яркой цветовой гамме, выразительном рисунке и свободных композиционных решениях. В постимпрессионизме отразились кризисные черты западноевропейской культуры этого времени, мучительные и противоречивые поиски художниками устойчивых идейно-нравственных ценностей. Для периода постимпрессионизма характерно активное взаимовлияние отдельных направлений и индивидуальных творческих систем.

Постимпрессионизм - совокупность направлений французского искусства конца 19 - начала 20 веков, декларировавших свое неприятие эстетики импрессионизма и хронологически следующих за ним направлений. Постимпрессионизм имеет ряд особенностей:
- воспринял от импрессионизма чистоту и звучность цвета;
- противопоставил импрессионизму ему поиски постоянных начал бытия, устойчивых материальных и духовных сущностей. Например, на полотне П.Сезанна «Пьеро и Арлекин» изображены люди искусства - те, кто живет в вечном карнавале преображений. И в то же время перед зрителем - типичные персонажи итальянского театра. Народная традиция наделила их определенными чертами характера: Арлекина, победителя в шутовских проделках, - хитрой изворотливостью; Пьеро, неудачника и мечтателя, - застенчивой робостью.

7.    Экспрессионизм в австро-немецкой живописи и музыке.(возникновение м.э. в музыке и его предпосылки в живописи)

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: