Судно для обеспечения достаточной пассажировместимости и безопасности плавания должно обладать навигационными качествами — плавучестью, остойчивостью, непотопляемостью, ходкостью и управляемостью. Ходкость, управляемость и инерция — это маневренные элементы судна.
Плавучесть — способность судна плавать при заданной осадке, имея на борту заданное количество людей и груза.
Остойчивостью называется способность судна, выведенного из положения нормального равновесия какими-либо внешними силами, возвращаться в свое первоначальное положение после прекращения действия этих сил. К внешним силам, способным вывести судно из положения нормального равновесия, относятся ветер, волны, перемещение грузов и людей, а также центробежные силы и моменты, возникающие при поворотах судна. Различают поперечную и продольную остойчивость.
Непотопляемостью судна называется его способность держаться на воде, сохраняя свои мореходные (навигационные) качества, несмотря на поступление воды в один или несколько отсеков корпуса судна через борт или через повреждения в обшивке корпуса. Непотопляемость обеспечивается устройствами, не пропускающими в корпус воду, в том числе водонепроницаемой палубой, фальшбортом, ветровым стеклом, ограждениями вокруг кокпитов, комингсов и другими подобными мерами. Непотопляемость в случае повреждений обеспечивается достаточным запасом плавучести, созданным за счет разделения корпуса судна водонепроницаемыми переборками на ряд обособленных отсеков или с помощью других устройств. Например, воздушных ящиков, «плавучестей» — материалов с малым удельным весом (пенопласта и т. д.).
Ходкостью называется способность судна перемещаться на воде с заданной скоростью при определенной мощности двигателя. Ходкость является одновременно мореходным качеством и маневренным элементом судна. Управляемость — это способность судна двигаться по заданной прямолинейной и криволинейной траектории. Управляемость является одним из основных навигационных качеств и маневренных элементов судна и характеризуется поворотливостью и устойчивостью судна на курсе.
Эксплутационно – технические качества судов и эксплутационно – экономические качества судов.
Эксп.-тех.
Количество груза в тоннах, которое может принять судно при определенном погружении(осадка) - грузоподъемность.
Полная грузоподъемность определяется массой груза, пассажиров с багажом, экипажа с багажом и всех судовых запасов.
Вместимость – объем помещений в кубических метрах, которые могут быть использованы для размещения груза.
Грузовместимость - объем помещений, отведенных для размещения груза на судне.
Пассажировместимость - количество имеющихся на сдуне пассажирских мест различной категории.
Скорость хода – для судов внутреннего плавания, показатель измеряется в км/ч, для морских судов измеряется в узлах
1 узел-1 миля/час. Различают проектную, эксплуатационную, техническую
Автономность работы-время, в течение которого судно может работать без пополнения запасов.
Требования - навигационные(мореходные) кач-ве судов.
Качества, которые обеспечивают безопасность плавания и нормальные условия работы экипажа.
Плавучесть – способность судна плавать в требуемом положении относительно поверхности воды, при заданной загрузке.
Остойчивость – способность судна возвращаться в исходное положение после прекращения действия внешних сил, вызывающих его наклонение.
Непотопляемость - способность судна сохранять плавучесть и остойнивость, т.е. держаться на плаву не опрокидываясь после затопления олного или нескольких отсеков.
Ходкость – способность судна развивать заданную скорость при мнимальном использованием мощности силовой установки
Устойчивость на курсе- способность судна сохранять прямолинейность движения.
Поворотливость-способность судна изменять направление движения в кратчайшее время, под воздействием специальных устройств, имеющихся на судне.
Прочность- способность противостоять действующим на судне силами без разрушения или остаточных деформация.
Плавность качки - способность судна раскачиваться на волнении с возможно-меньшими частотой и амплитудой колебаний.
Эксп.-эконом. Качества судов.
-долговечность и надежность
-строительная стоимость
-производительность труда экипажа
Расход топлива и других эксплуатационных материалов
-затраты на ремонт и обслуживание судна
Судовое оборудование. Движатели и их основные типы.
Судовая силовая установка – состоит из главных двигателей, служащих источником энергии, затрачиваемой на движение судна, и из обслуживающих их механизмов и аппаратов.
Движители преобразуют мощность главных двигателей в силу упора.
Судовые устройства-рулевое, якорное, швартовое, шлюпочное, буксирное, цепное и грузовое.
Судовые системы-трубопроводы,насосы.приборы водоснабжения,отопления, вентиляции, сточно – фановых противопожарных, осушительных, балластных и т.д.
К электро – радио – навигационному относятся- судовая электростанция, внешняя и внутренняя связь, приборы и установки для судовождения.
Корпус судна, главные размерения, конструктивные элементы.