Множество проблем в управлении организациями разного масштаба и специализации возникает из–за того, что за грамотной постановкой задачи следует набор мероприятий, имеющих отдаленное отношение к поставленным целям. Причина в том, что необходимо предусмотреть механизм их реализации [14].
Механизм – «система, устройство, определяющее порядок какого–либо вида деятельности». Применительно к организационным системам механизм – совокупность правил взаимодействия между элементами системы. В дальнейшем рассмотрены согласованные механизмы взаимодействия в системе «производитель – потребитель» [14].
В экономической литературе методами обеспечения конкурентоспособности считаются качество и цена продукции. Отсюда ценовая или неценовая стратегия предприятия.
С помощью математического моделирования исследуется влияние механизмов взаимодействия в системе «производитель-потребитель» на результаты деятельности моторостроительной компании (корпорации). В этой связи рассмотрены теоретические вопросы моделирования механизмов взаимодействия по уровню качества продукции как одной из важнейших функций деятельности компании, и на этой основе даны решения ряда практических задач, связанных с ней [4,8,19].
|
|
В формализованном виде необходимо описать подход к решению одной из составляющих повышения эффективности производства, а именно: выбору моделей поведения производителя продукции и её потребителя.
Проблема повышения качества стоит, прежде всего, перед производителем, так как ему необходимо сохранить свое положение на рынке, а лучше «завоевать» большую его долю. Это во многом определяется выбором экономического стимулирования в управлении уровнем качества продукции [1,2,10,14,19].
Практика показала, что создание устойчивого положения на рынке определяется выбором предприятием экономического механизма управления качеством продукции. Качество формируется в процессе производства конечной продукции компании. Однако скоординировать усилия работников компании по производству продукции и обслуживанию потребителей для удовлетворения его требований к продукции является одной из трудных задач.
Сложность решения этой задачи состоит в том, что производитель продукции, устанавливая с учетом своих возможностей (квалификационных, ресурсных, технологических) уровень качества с позиции своего критерия, может вступать в противоречивые отношения с потребителем продукции [2,5].
Это противоречие выражается в том, что экономические цели производителя продукции и их потребителя не совпадают, что приводит к предъявлению разных требований к качеству продукции и снижению эффективности функционирования процессов производства. В связи с этим основным направлением повышения качества продукции, а следовательно, и эффективности производства продукции является создание у производителя экономической заинтересованности в выборе и решении таких стратегий по повышению качества, которые были бы ориентированы одновременно на достижение собственных целей и целей потребителя. Это означает, что выбор согласованного механизма управления уровнем качества продукции сводится к выбору предприятием оптимального уровня показателей качества продукции [5,10].
|
|
Для исследования механизма взаимодействия между производителем продукции и её потребителем необходимо построить математические модели поведения производителя и потребителя продукции [6].
При повышении качества продукции у производителя и потребителя снижаются расходы, связанные с незапланированными простоями в работе и ремонтами.
Высокое качество продукции улучшает имидж предприятия, влечёт за собой увеличение спроса, а это, в свою очередь, снижает себестоимость продукции.
В данном учебном пособии представлены три модели поведения производителя, две модели поведения потребителя и сформулированы условия организации их согласованного взаимодействия.
Модель поведения производителя продукции в условиях
Совершенной конкуренции