Примерные задания для итогового государственного экзамена

Задание 1. Московская туристская фирма Вектор-М продает авиабилеты и занимается авиаперевозками. Имеет свой самолет, поэтому туры достаточно дешевы. Но при этом фирма абсолютно безответственно относится ко времени вылета и прилета. Вылет в Италию задержали на 3,5 часа, а прилет из Италии в Москву на 8 часов. Чартер в Таиланд сначала был отложен на 2 часа, затем на 1 час, потом перенесен на следующий день. В итоге, через сутки после того, как самолет должен был вылететь, официально сообщили об отмене рейса.

На какую компенсацию могут рассчитывать туристы в каждом из этих случаев?

 

Задание 2. При регистрации группы на горнолыжный маршрут в аэропорту выясняется, что несколько туристов взяли с собой лыжи, причем вес их багажа без лыж составляет 20 кг, т.е. равен норме бесплатной перевозки. Дежурная по регистрации говорит о необходимости дополнительной оплаты за провоз лыж. Туристы платить не хотят, считая, что лыжи как зонтик, книги, продукты питания на время пути, лекарства или инвалидная коляска разрешены к бесплатной перевозке.

Какие действия предпринимает представитель туроператора?

 

Задание 3. Туристическая группа отправляется в двухнедельное путешествие по городам Узбекистана. Авиационный маршрут начинается во Владивостоке и предусматривает пересадку в Хабаровске. В аэропорту убытия объявлена задержка рейса на четыре часа. Группа не успевает на рейс из Хабаровска в Ташкент, который выполняется раз в сутки. Какие действия предпринимает представитель туроператора.

 

Задание 4. Житель Горно-Алтайска приобрел у туристской фирмы билет на автобус до Усть-Коксы. Автобус отправился на час позже положенного срока и в дороге сломался. После второй поломки продолжать поездку не имело смысла, и пассажирам пришлось нанимать другой автобус, чтобы вернуться обратно. Директор туристской фирмы пообещал предоставить ранним утром следующего дня новое средство передвижения. Однако и на следующий день съездить в Усть-Коксу не удалось. Туристская фирма просто вернула деньги.

Опишите возможные варианты завершения этой конфликтной ситуации. Примите к сведению, что:

1) автобус принадлежал туристской фирме;

2) автобус был заказан туристской фирмой у транспортного предприятия.

 

 

Задание 5. Неприятное впечатление на жителей деревни Саратовки произвели туристы теплохода, следующего по маршруту «Санкт-Петербург – Валаам – Кижи – Соловки». Августовским вечером веселую компанию высадили в Уткиной Заводи для организации зеленой стоянки. Во время такой зеленой стоянки туристы резвились на берегу и обобрали все близлежащие огороды и сады. Получат ли жители деревни материальную компенсацию, предъявив претензию туристской фирме? Будет ли эффективным обращение в суд? Как следует поступать жителям в сложившейся ситуации?

 

Задание 6. При посадке в поезд туристской группы, следующей из Харбина в Суйфэньхэ, выясняется, что китайской стороной туристам предоставляется плацкартный вагон, вместо оговоренного в контрактах купейного (контра между российской и китайской сторонами, контракт между туристом и российской туристской фирмой). Как в этой ситуации должен вести себя руководитель группы? Какие аргументы он приведет китайскому партнеру, какие туристам? Как может разрешиться ситуация? Должна ли российская туристская фирма еще до отправки туристов иметь сведения о том, какие билеты куплены китайской стороной?

Задание 7. Определите объем спроса на отдых в Турции по городу в планируемом году на основе следующих данных: численность населения города в текущем году составляет 220 тыс. чел.; численность населения в планируемом году увеличиться на 4 %; спрос на отдых в Турции на душу населения в текущем году по стоимости составил 23 тыс. рублей; коэффициент эластичности спроса на отдых в Турции равен 1,3; денежные доходы на душу населения в планируемом году возрастут на 3%.

 

Задание 8. Определите количество туродней за летний сезон 2003 года на туристкой базе «Шамбала»если известно, что количество туристов посетивших турбазу составило 500 человек, база прелагала следующие программы обслуживания:

- «Уик-енд на берегу Катуни» (3-дневный отдых на базе);

- «Лечебно-оздоровительный тур» (9-дневный отдых на базе);

- «Летние каникулы в Горном Алтае» (14-дневный отдых на базе).

Задание 9. Определите величину суммарных расходов туристов в регионе, если известны следующие данные: ежедневно турист в среднем расходует сбережение по следующим направлениям (в день): питание – 200 рублей; проживание – 400 рублей; расходы на экскурсионное обслуживание – 500 рублей; прочие расходы -200 рублей. Количество туристов посетивших регион составило 413 000 человек, а средняя продолжительность пребывания туристов в регионе составило 5 дней.

 

Задание 10. Стоимость основных производственных фондов туристского комплекса «Берель» на начало года составила 25 100 000 рублей. Первого июня было введено в эксплуатацию три новых коттеджа на общую сумму 3 000 000 рублей. В связи с износом 1 октября было списано оборудование на сумму 2 500 000 рублей, а в связи с моральным устареванием 1 декабря выбыло основных фондов на сумму 800 000 рублей. Определить среднегодовую стоимость основных фондов, стоимость основных фондов на конец года, коэффициенты прироста и выбытия.

Задание 11. Выручка туристской фирмы «Клер» от реализации туров в Италию (классический семидневный тур в Рим) в первый год составила 336000 долларов. Переменные издержки составили 284088 долларов, а постоянные затраты – 45797 долларов. В следующем году выручка возросла на 8,5 %, при этом на эту же величину увеличились переменные затраты. Постоянные затраты остались прежними. Необходимо рассчитать, на сколько увеличиться прибыль фирмы, и сколько составить операционный рычаг.

Задание 12. Сформулируйте миссию для данной организаций: корпорация «ТУРСервис», входящая в число самых крупных и надежных туристических фирм России, является холдингом. В ее состав входят:

- фирма-туроператор «Мегатур» занимающаяся въездным, выездным и внутренним туризмом;

- сеть турагентств «Турист», которая насчитывает более 20 отделений в городах России;

- компании «ТУР - выставка», которая занимается организацией и проведением туристических выставок и конференций в Росси и за рубежом, «ТУРсофт», занимающаяся разработкой программных продуктов для туристического и гостиничного бизнеса» и ТУРтелеком», занимается установкой телекоммуникационных сетей на предприятиях туристического и гостиничного бизнеса.

 

Задание 13. Туроператор организует 10-дневный тур в Париж. Стоимость чартерной программы – 55000$ с максимальной загрузкой ИЛ – 86 – в 340 человек. Наземное обслуживание планируется в отелях по средней цене 31$ с человека в сутки (проживание и питание), стоимость группового трансфера – 30$ с человека в оба конца, групповых экскурсий – 65$ с человека за пакет. Косвенные расходы составляют 8,9 % от прямых затрат. Определите рыночную цену путевки, если объективные возможности туроператора оценены в 280 человек, а также валовую прибыль туроператора при отправке в данную поездку 330 человек.

 

Задание 14. Туроператор организует недельный тур в Турцию. Стоимость чартерной программы – 25000$ с максимальной загрузкой ТУ-154 – в 160 человек. Наземное обслуживание планируется в отелях по средней цене 11$ с человека в сутки (проживание и питание), стоимость группового трансфера в Турции – 10$ с человека в оба конца. Определите минимальную допустимую загрузку лайнера при рыночной цене аналогичного тура – 450$ и наценке туроператора - 20%.

 

Задание 15. Руководством туристской фирмы было принято решение о приобретении нового компьютера для замены устаревшего. Первоначальные затраты на покупку и установку оборудования составили 10000 рублей. Доход фирмы ожидается в размере 3000 рублей в расчете за год. Руководство фирмы считает затраты на приобретение оборудования оправданными, если они окупятся в течении 6 лет. Прибыль в течении каждого года из шести лет эксплуатации оборудования будет равной 2000 рублей, амортизация - 1000 рублей. Налог на прибыль 30%. необходимо определить срок окупаемости оборудования и целесообразно ли, исходя их экономической оправданности срока службы, приобретать новое оборудование?

 

Задание 16. Характеристика основных показателей продуктового портфеля туристской фирмы представлена в таблице 1.

Таблица 1

Основные показатели продуктового портфеля туристской фирмы

Наименование продукции

Объем реализации (у.е.)

Емкость рынка в текущем году (у.е.)

Объем реализации конкурента в текущем году (у.е.)

Прошлый год Текущий год
Турпродукт А 8400000 8700000 112000000 24000000
Турпродукт Б 17100000 19400000 86000000 11200000
Турпродукт В 4700000 5400000 114000000 8700000
Турпродукт Г 6000000 8000000 39000000 4300000

 

Определите: конкурентоспособность каждого вида туристского продукта по отношению к аналогичным продуктам конкурентов по охвату рынка; положение производимых фирмой видов туристских продуктов согласно матрице БКГ (Бостонской консалтинговой группы); этап ЖЦТ для каждого вида туристских продуктов; стратегию фирмы по дальнейшему формированию продуктового портфеля.

 

Задание 17. Продавец закупает некий туристский продукт по 5000 рублей за единицу и продает его за 7000 рублей. В рамках эксперимента продавец поднял цену на турпродукт до 9000 рублей. Эксперимент в течении месяца показал, что количество продаж, а в данном услучае и клиентов, в среднем упало с 10 продаж в день до 5 в день.

На Ваш взгляд, с точки зрения маркетинга, продавцу выгодно вернуться к первому варианту или остаться на последнем? Свой ответ обоснуйте

 

Задание 18. Гостиница «Сосновый бор» продает стандартные номера на своем привычном рынке по цене 4000 рублей. В отеле 205 номеров, из них 200 – стандартные. Себестоимость стандартного номера составляет 2000 рублей. В силу сложившегося объема спроса отель продает 100 номеров в данном месяце. Директору по продажам поступило коммерческое предложение от предприятия «Белочка» на бронирование 50 стандартных номеров на сутки, по цене 2000 рублей за номер. Обоснуйте отказ или согласие директора по продажам на данное коммерческое предложение, выполнив необходимые расчеты.

 

Задание 19. Фирмы, работающие в сфере обслуживания и желающие добиться отличного качества, определяют для себя цель – действовать без ошибок. Так, отель, в котором имеется 200 номеров, может обслужить в течение года около 50000 постояльцев. Большая часть владельцев отелей полагают, что можно отвечать стандартам на 90 %. Но если прислуга производит уборку номера в соответствии с этим мнением, то в в подобном отеле 5000 гостей в год могут получить номера, которые не будут убраны подобающим образом. Допустим, что часть гостей и не обнаружит этого. Но если 2500 гостей обнаружат такую ошибку персонала и часть из них примет решение в дальнейшем здесь не останавливаться, то это значит, что отель потерял 1250 постояльцев. Если любой из этих постояльцев может дать отелю возможную прибыль в $1000, то отель потерял таким образом $125000 из будущей своей прибыли, в общем-то, по причине ничтожных погрешностей. Если при расчетах учитывать также еду, напитки, вопросы регистрации и заказа номеров, без труда можно вычислить, что прибыль, упущенная вследствие низкого качества сервиса, может оказаться очень значительной.

Какие эффективные методы стимулирования персонала отеля можно предложить в такой ситуации? Как можно оценить результативность методов стимулирования сбыта?

 

Задание 20. Руководитель рекламного отдела туристской фирмы выступил с предложением увеличить рекламный бюджет на 450 000 руб. Это увеличение принесет, по мнению руководителя отдела, дополнительный оборот в 3 000 000 руб.

Вы, как начальник управления маркетинга, примите это предло­жение? Приведите обоснованное решение.

 

Задание 21. Турист, оплатив пакет услуг, приходит в день поездки (уже после вылета самолета) в фирму и требует возмещения стоимости поездки. Выясняется, что его не пропустили на границе, т.к. в паспорт не была вклеена фотография ребенка. Туристическая фирма, по договору не несет ответственности за подлинность его заграничного паспорта и прохождения им паспортного контроля. Предложите выход из данной ситуации. Обоснуйте свой ответ.

Задание 22. Туристы, во время пребывания в Египте купили у партнера туристской фирмы дополнительную экскурсию на коралловые рифы, во время которой туристы плавали с маской без предварительного инструктажа. В ходе экскурсии одного туриста забыли (подобрали через час) его укусила мурена, а на борту не оказалось аптечки. Турфирма считает, что за экскурсию, не входящую в стоимость, она ответственности не несет. Кто прав в данной ситуации? Обоснуйте свой ответ.

Задание 23. Турист, приехав из поездки, пожаловался на то, что в рекламных буклетах, которые ему показывали в офисе, бассейн выглядел большим, а на самом деле оказался маленьким. Он считал, что если бы он заранее знал, что бассейн в не соответствует рекламе, то он выбрал бы другую гостиницу. На самом же деле о бассейне предварительно не велось разговора. Кто прав в данной ситуации? Обоснуйте свой ответ.

 

Задание 24. Рассчитать стоимость обслуживания по индивидуальному туру «Москва–Мальта–Москва», реализуемому Владивостокским турагентом от имени туроператора. Стоимость путевки по договору составляет $ 986, агентское вознаграждение – 15%. Турагент кроме реализации тура предлагает собственные услуги: размещение и трансфер в Москве – 2 дня, размещение, стоимость обслуживания в день составляет 250 руб., трансфер на собственном автобусе туроператора – 6 часов, стоимость обслуживания в час составляет 285 руб., прибытие в аэропорт Шереметьево, оплата турагентом по факту. Предусмотреть и расшифровать дополнительные услуги по реализации тура.

 

Задание 25. Составить калькуляцию тура при условии, что туристское предприятие предоставляет обслуживание по маршруту Владивосток–Токио–Владивосток, продажа во Владивостоке туров московского туроператора. Исходная база для туроператорской деятельности: стоимость аренды судна – $ 30 000; страховка входит в стоимость, продолжительность тура 7 дней; визовая поддержка на одного туриста – 500 руб.; средняя загрузка судна – 150 туристов; 30 мест 1 класса, 50 мест 2-го класса и 70 мест 3-го класса; дифференциация стоимости проезда в зависимости о классности кают устанавливается туроператором; дирекция круиза – 3 человека; культурно-развлекательные расходы – 50 руб. на одного туриста. Накладные расходы 8,9% от прямых затрат.

Задание 26. Два туроператора выступают совместно заказчиком чартерного рейса в Таиланд на 7 дней общей стоимостью 25000$. Один из заказчиков – туроператор А заявил 90 кресел из максимально возможных 150. Наземное обслуживание в Таиланде запланировано на базе отелей категории *** по средней цене недельного пакета 160$ (проживание, питание, трансфер). Определите отпускную цену туров туроператора А, предположив его 40%-ную наценку, а также порог нулевой рентабельности рейса с учетом этой отпускной цены

Задание 27. Туроператор организует недельный тур в Турцию. Стоимость чартерной программы – 25000$ с максимальной загрузкой ТУ-154 – в 160 человек. Наземное обслуживание планируется в отелях *** по средней цене 11$ с человека в сутки (проживание и питание), стоимость группового трансфера в Турции – 10$ с человека в оба конца. Определите минимальную допустимую загрузку лайнера при рыночной цене аналогичного тура – 450$ и наценке туроператора - 20%.

Задание 28. Туроператор приобретает на условиях жесткого блока мест – 40 мест в пос. Домбай на Новый год на семь дней по цене – 18$ с человека в сутки. Предполагается отправка туристов в Домбай арендованными автобусами, при этом стоимость аренды автобуса – 650$ в оба конца. Также туроператор принимает на себя обязательства по расселению на весь срок пребывания в Домбае одного водителя и одного сопровождающего. Определите минимально допустимую загрузку автобуса с учетом 50%- ной наценки туроператора.

Задание 29. Туроператор организует 10-дневный тур в Париж. Стоимость чартерной программы – 55000$ с максимальной загрузкой ИЛ – 86 – в 340 человек. Наземное обслуживание планируется в отелях *** по средней цене 31$ с человека в сутки (проживание и питание), стоимость группового трансфера – 30$ с человека в оба конца, групповых экскурсий – 65$ с человека за пакет. Определите рыночную цену путевки, если объективные возможности туроператора оценены в 280 человек, а также прибыль туроператора при отправке в данную поездку 330 человек.

 

Задание 30. Рассматриваются способы сегментации туристского рынка по признаку пола, возраста, дохода и образования. В таблице 2 встречаются все возможные значения каждого признака.

Таблица 2

Значения признаков сегментации

Покупатель Возраст Доход, руб. Образование
Покупатель 1 До 30 До 20000 Высшее
Покупатель 2 30-40 20000-50000 Среднее
Покупатель 3 40-60 До 20000 Высшее
Покупатель 4 Свыше 60 Свыше 50000 Среднее

а) Сколько имеется сегментов туристского рынка при сегментировании по каждому признаку в отдельности?

Б) Сколько имеется сегментов при сегментировании туристского рынка по двум признакам: возрасту и доходу?

В) При каком способе сегментирования имеется шесть сегментов? (укажите признаки)

г) Сколько имеется сегментов при сегментировании туристского рынка по всем четырем признакам одновременно?

Д) При каком способе сегментирования по двум признакам в каждом сегменте имеется ровно один потенциальный покупатель?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: