Император Николай I (1825-1855), пришел к власти после подавления выступлений дворянских революционеров - «декабристов», попытавших воспользоваться междуцарствием (14.12.1825 – выступление их Северного союза в Петербурге (восстание на Сенатской площади); 29.12.1825-03.01.1826 гг. – выступление Южного союза (восстание Черниговского полка)). Свою деятельность на троне он рассматривал не как право, а как обязанность, данную ему по праву рождения. Цель своей политики он видел в укреплении внутреннего положения России. Свое программное заявление: «Революция на пороге России, но, клянусь, она не проникнет в нее, … пока... я буду императором» он осуществлял реальными политическими мероприятиями.
при Николае I роль Государственного совета как законосовещательного органа даже уменьшилась. Все высшие бюрократические посты занимали любимцы царя, лично ему преданные свитские генерал- и флигель-адъютанты. ″Боясь расшатать государственный корабль, Николай I выбрал путь сохранения прежних устоев и лишь незначительной их коррекции. Идеологическая формула «Православие – Самодержавие - Народность», выдвинутая … С.С. Уваровым…, выражала суть николаевской политики.″2НиколайI был убежден, что православие присуще русскому народу, как и упование на отеческую заботу дворянства и государя, самодержавная власть которого является единственно приемлемой для России.
|
|
Широко практиковалось создание секретных комитетов для разработки различных законопроектов. Эти комитеты подчинялись лично царю. Система министерств, созданная при Александре I, была частично подменена разросшейся Собственной Его Императорского Величества канцелярией. Она разделялась на несколько отделений (I – по высочайшим прошениям; II – кодификационное; III – высшая полиция; IV – управление учреждениями императрицы Марии; V – управление государственной деревней). Особое место занимало III отделение С. Е. И. В. канцелярии и объединенный с ним в 1827 г. корпус жандармов. К территориально-административному делению России были добавлены жандармские округа, что повышало эффективность политического сыска внутри страны. III отделение имело свою сеть агентов и в России, и за ее пределами. Бюрократическая система охватила всю страну от центра до самых мелких территориальных единиц (уезд, волость, стан). Бюрократизация имела двоякий результат. С одной стороны, она действительно на какое-то время могла обеспечить больший порядок в стране. С другой стороны, она привела к волоките, коррупции, казнокрадству.
Как и его предшественники, Николай I проводил продворянскую политику. Ряд его указов способствовал консолидации господствовавшего сословия. Так, ″при Николае I положением 1831 г. … местный суд был отдан в руки дворянского общества [теперь только дворяне могли возглавлять обе его палаты – гражданскую и уголовную]. Сверх того, положение 1831 г. давало дворянским обществам право делать высшему начальству представления не только о своих сословных нуждах, но и … делало дворянское общество ходатаем о нуждах всей губернии, а дворянство представителем других общественных классов.″1 Было ограничено получение дворянства выходцами из других сословий. С этой целью в 1832 г. был введено сословие «почетных граждан». Правительство стремилось все служебные посты в центральных и местных органах власти предоставлять исключительно дворянам.
|
|
Николай I твердо верил, что неукоснительное следование всех подданных букве закона обеспечит порядок в стране. Поэтому в его царствование была проведена кодификация (упорядочение) архаичного и запутанного российского законодательства. Эта работа была поручена возвращенному из ссылки М.М. Сперанскому. Он намеревался собрать и классифицировать все имевшиеся законы, создать на этой основе принципиально новую систему законодательства. Однако консервативные тенденции во внутренней политике вынудили его ограничиться более скромной задачей. Под его руководством были обобщены законы, принятые после Соборного уложения 1649 г. Их опубликовали в 1830 г. в «Полном собрании законов Российской империи» (45 томов). В отдельный «Свод законов» (15 томов) в 1832 г. были помещены действующие законы, соответствовавшие правовому положению в стране. Все это также было направлено на усиление бюрократизации управления.
При Николае I цензурная политика также ужесточилась, что следовало из содержания нового цензурного Устава (1826). Был учрежден Главный цензурный комитет, строго следивший за политической благонадежностью и нравственностью всей печатной продукции. Цензура бесцеремонно вмешивалась в литературный процесс. С особым рвением искоренялась любая критика самодержавно-крепостнической системы и ортодоксальных устоев православия. Но эта политика не могла достичь своих целей. В частности, вынужденный уехать в эмиграцию А.И. Герцен замечал, что ″укрепление религиозной дисциплины с помощью полиции во времена императора Николая не говорит в пользу богобоязненности цивилизованных классов.″2
Во внутренней политике последних лет правления Николая I (1848—1855) реакционно-репрессивная линия еще больше усилилась. Это объяснялось внутренними (рост антикрепостнических настроений) и внешними факторами. Особо сильное влияние на Николая I оказали революции 1848—1849 гг. в Европе. Цензура свирепствовала, деятельность жандармов и III отделения устрашала всю страну. При этом были проведены преобразования в экономике, чтобы спасти хозяйство страны. Финансы были расстроены, вырос внешний и внутренний долг. Периодически происходили крестьянские волнения. Так что правительство Николая I не решило ни одного важного государственного вопроса. Поэтому к середине 1850-х годов Россия, ставшая образцом бюрократически-полицейского государства, оказалась «колоссом на глиняных ногах», но правящая элита этого не осознавала. Напротив, дипломат Ф.Ф. Тютчев писал графу С.С. Уварову (1851): ″Достаточно говорили о Русском Колоссе. В конце концов, признают, … что это – Великан, и Великан хорошо сложенный….″3Вскоре, Крымская война 1853-1856 гг. доказала обратное. Радикальные реформы в Российской империи стали неизбежны.