Тур – комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, а также услуги экскурсионные, гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия по определенному маршруту в конкретные сроки.
Для повышения доходности предприятий в сфере сервиса, туризма, транспорта необходимо организовать разнообразные по географическому расположению, форме и содержанию маршруты:
- кратковременные длительностью от 3 до 10 ч;
- однодневные длительностью от 10 до 14 ч;
- туры выходного дня;
- многодневные (от 5 дней), рекомендованы для контрольной работы.
Транспортные услуги – один из основных видов услуг в туризме. На них приходится основная доля в структуре цены тура. В зависимости от дальности путешествия и его продолжительности она колеблется от 30 до 60 %.
Таблица 6
Виды туров по принципу транспортного предпочтения
Вид тура | Свойства, необходимые данному виду тура | Требования к возможностям туроператора |
Авиатуры | - безопасность полетов; - наличие прямого авиарейса или удобных стыковок по маршруту; - богатый ассортимент предлагаемых средств размещения и тур-программ; - организация проводов в аэропорт; - приобретение полного тур-пакета | - наличие договорных отношений с авиакомпанией (о продаже авиабилетов, либо об организации чартерных перевозок); - положительный имидж авиаперевозчика; - трансферы к месту вылета и прилета |
Автотуры | - интересный маршрут; - минимальное число ночных переездов; - географическое место отправления группы в автотур; - дешевизна тура | - опыт организации автотуров и связи с имеющими лицензию автоперевозчиками; - необходимость сопровождения группы работниками оператора |
Ж/д-туры | - полный сервис во время движения поезда; - маршрут тура и классы обслуживания в пути; - места отправления, прибытия; - наличие в туре пересадок и длительность стоянок | - договоренность с ОАО «РЖД» о распространении железнодорожных билетов, возможность организации прицепных вагонов или турпоездов; - рыночное возможности оператора по организации групповых туров; - необходимость сопровождения группы работниками оператора; - необходимость организации досуга туристов в поездке. |
Круизы | - интересный маршрут; - организованный досуг туристов, экскурсионная программа, мероприятия на борту; - качество питания; - категориальность кают и качество проживания; - место отправления в круиз | - наличие у оператора договора с судоходной компанией; - организаторские способности персонала (для организации мероприятий на борту); - организация трансфера к месту отправления и от места назначения |
|
|
Туры в зависимости от назначения, платежеспособности населения и от спроса могут быть регулярными, периодичными и разовыми.
|
|
Программа обслуживания туристов включает в себя: маршрут путешествия; перечень исполнителей туристских услуг и периоды и предоставления; перечень экскурсий и достопримечательных объектов; перечень туристских походов и мероприятий.
Туристический рынок должен сегментироваться с учетом мотивации путешествия, возраста, активности и любознательности туриста.
Наряду со стандартными экскурсионными турами возможно разрабатывать водный туризм (рафтинг, дайвинг, сплавы), деловой туризм, экстремальный туризм (каньонинг, треккинг, скальные восхождения, джампинг, парапланеризм, парашютный спорт, горные лыжи, джип-сафари), корпоративный отдых, молодежный туризм. Туристическая программа включает в себя название тура, маршрут путешествия, перечень экскурсий, походов. Туристический маршрут должен тщательно выбираться с учетом интересов, желаний и спроса потребителей на рассматриваемом маршруте (Приложение 2).
Приложение 1