Уровень логистического обслуживания

СЕРВИС В ЛОГИСТИКЕ

ПОНЯТИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОГО СЕРВИСА

В условиях «рынка покупателя» продавец вынужден строить свою деятельность исходя из покупательского спроса. При этом спрос не ограничивается спросом на товар. Покупатель дикту­ет свои условия также и в области состава и качества услуг, оказываемых ему в процессе поставки этого товара.

Услуга, в общем понимании этого термина, означает чье-либо действие, приносящее пользу, помощь другому. Работа по оказанию услуг, т. е. по удовлетворению чьих-нибудь нужд, на­зывается сервисом.

Природа логистической деятельности предполагает возмож­ность оказания потребителю материального потока разнообраз­ных логистических услуг. Логистический сервис неразрыв­но связан с процессом распределения и представляет со­бой комплекс услуг, оказываемых в процессе поставки това­ров.

 Объектом логистического сервиса являются различные по­требители материального потока. Осуществляется логистический сервис либо самим поставщиком, либо экспеди­торской фирмой, специализирующейся в области логистического обслуживания.

Все работы в области логистического обслуживания можно разделить на три основные группы:

— предпродажные, т. е. работы по формированию системы логистического обслуживания;

— работы по оказанию логистических услуг, осуществляемые в процессе продажи товаров;

— послепродажный логистический сервис.

До начала процесса реализации работа в области логистиче­ского сервиса включает в себя, в основном, определение полити­ки фирмы в сфере оказания услуг, а также их планирование.

В процессе реализации товаров могут оказываться разно­образные логистические услуги, например:

— наличие товарных запасов на складе;

— исполнение заказа, в том числе подбор ассортимента,, упа­ковка, формирование грузовых единиц и другие операции;

— обеспечение надежности доставки;

— предоставление информации о прохождении грузов.

Послепродажные услуги — это гарантийное обслуживание, обязательства по рассмотрению претензий покупателей, обмен и т. д.

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЛОГИСТИЧЕСКОГО СЕРВИСА

Потребитель при выборе поставщика принимает во внима­ние возможности последнего в области логистического сервиса, т. е. на конкурентоспособность поставщика влияет ассортимент и качество предлагаемых им услуг. С другой стороны, расши­рение сферы услуг сопряжено с дополнительными затратами.

Широкая номенклатура логистических услуг и значитель­ный диапазон, в котором может меняться их качество, влияние услуг на конкурентоспособность фирмы и величину издержек, а также ряд других факторов подчеркивают необходимость для фирмы иметь точно определенную стратегию в области логисти­ческого обслуживания потребителей.

Рассмотрим последовательность действий, которые позволя­ют сформировать систему логистического сервиса.

Сегментация потребительского рынка, т. е. его разделение на кон­кретные группы потребителей, для каждой из которых могут по­требоваться определенные услуги в соответствии с особенностями потребления.

ß

Определение перечня наиболее значимых для покупателей услуг.

ß

Ранжирование услуг, входящих в составленный перечень. Сосредото­чение внимания на наиболее значимых для покупателей услугах.

ß

Определение стандартов услуг и разрезе отдельных сегментов рынка.

ß

Оценка оказываемых услуг, установление взаимосвязи между уров­нем сервиса и стоимостью оказываемых услуг, определение уров­ня сервиса, необходимого для обеспечения конкурентоспособности компании.

ß

Установление обратной связи с покупателями для обеспечения соот­ветствия услуг потребностям покупателей.

Сегментация потребительского рынка может осуществлять­ся по географическому фактору, по характеру сервиса или по какому-либо иному признаку. Выбор значимых для покупателей услуг, их ранжирование, определение стандартов услуг можно осуществить, проводя различные опросы. Оценка оказываемых услуг осуществляется различными способами. Например, уро­вень надежности поставки можно измерить долей поставленных в срок партий. Метод интегральной оценки логистического сер­виса рассматривается в следующем параграфе.

Ресурсы компании концентрируются на предоставлении по­купателям выявленных, наиболее важных для них услуг.

УРОВЕНЬ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Важным критерием, позволяющим оценить систему сервиса, как с позиции поставщика, так и с позиции получателя услуг, является уровень логистического обслуживания.

Расчет данного показателя выполняют по следующей форму­ле: h=m/M*100%

Где h уровень логистического обслуживания;

М — количественная оценка теоретически возможного объема логистического сервиса;

m — количественная оценка фактически оказываемого объема логистического сервиса.

Для оценки уровня логистического обслуживания выбирают­ся наиболее значимые виды услуг, то есть услуги, оказание ко­торых сопряжено со значительными затратами, а неоказание — с существенными потерями на рынке. Приведем два варианта расчета величины данного показателя.

Вариант 1. Рассмотрим в качестве примера, оптовое пред­приятие, торгующее запасными частями к автомобилям опре­деленной марки. Допустим, что общий список (номенклатура) запасных частей для автомобилей данной марки содержит 2000 видов, из которых на предприятии постоянно имеются 500 видов. Тогда уровень обслуживания можно рассчитать как отношение максимально возможного количества видов запасных частей к количеству видов, фактически имеющемуся в продаже: h=5000/2000*100=25%

Для того чтобы повысить значение данного показателя, необ­ходимо понести дополнительные расходы в связи с увеличением запаса, применением более совершенной системы управления, а также по ряду других причин. С другой стороны, в нашем слу­чае повышение уровня обслуживания будет означать расшире­ние ассортимента. Реакцию рынка на подобную стратегию тор­говца в свое время образно показал А. Райкин: «Обувь, черный верх — белый низ, есть? — Есть!. Белый верх — черный низ, есть? — Есть!»... «ТОВАРОВЕД — УВАЖАЕМЫЙ ЧЕЛО­ВЕК». Сегодня (как, впрочем и тогда) «уважение рынка» — это дополнительная прибыль.

Вариант 2. Уровень обслуживания можно оценивать также и сопоставляя время на выполнение фактически оказываемых в процессе поставки логистических услуг со временем, которое не­обходимо было бы затратить в случае оказания всего комплекса возможных услуг в процессе той же поставки. Расчет выполня­ют по следующей формуле:

где N — количество услуг, которое теоретически может быть оказано;

n — фактическое количество оказываемых услуг;

tj — время на выполнение i-той услуги.

Таким образом, — суммарное время, фактически затрачиваемое на оказание услуг, a  время, которое теоретически может быть затрачено на выполнение всего комплекса возможных услуг.

Начиная от 70% и выше затраты сервиса растут экспонен­циально в зависимости от уровня обслуживания, а при уровне обслуживания 90% и выше сервис становится невыгодным. Спе­циалисты подсчитали, что при повышении уровня обслуживания от 95 до 97% экономический эффект повышается на 2%, а рас­ходы возрастают на 14%.

С другой стороны, снижение уровня обслуживания ведет к увеличению потерь, вызванных ухудшением качества сервиса.

Таким образом, рост конкурентоспособности компании, вы­званный ростом уровня обслуживания, сопровождается, с одной стороны, снижением потерь на рынке, а с другой — повышением расходов на сервис. Задача логистической службы заключается в поиске оптимальной величины уровня обслуживания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: