МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА
КАФЕДРА «ЭКОНОМИКА И ЛОГИСТИКА»
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по академическим вопросам
Дуйсенгулова Н.С._____________
«____»_______________2012 г.
Образовательная программа – бакалавриат
Специальность 5В050600 «Экономика» 5В050800 «Учет и аудит»
Форма обучения дневная
СИЛЛАБУС
По дисциплине «Экономическая теория»
Курс: 1
Семестр: 1
Количество кредитов: 2
Преподаватель д.э.н., профессор Ахмедьярова М.В..
Телефон: 3022136, кабинет №115
Алматы 2012
Составитель: д.э.н., профессор кафедры «Э и Л»______________Ахмедьярова М.В.
Силлабус составлен на основе рабочей программы дисциплины «Экономическая теория» для студентов специальностей 5В050600 «Экономика» 5В050800 «Учет и аудит»
Силлабусрассмотрен на заседании кафедры «Экономика и логистика»
Протокол № 1от «27» августа 2012 г.
И.о. зав. кафедрой «Экономика и Логистика»
К.э.н, доцент __________________Тайкулакова Г.С.
Силлабусодобрен на заседании УМС НОУ «МАБ»
|
|
Протокол №__ от «___» ____________2012 г.
Введение
Данная дисциплина рассматривает и изучает фундаментальные проблемы функционирования экономики, эволюцию социально – экономического развития общества, закономерности индивидуального воспроизводства (микроэкономику), воспроизводство на уровне национальной экономики (макроэкономику), мезоэкономику и мировое хозяйство.
Методика преподавания данной дисциплины предусматривает:
- чтение лекций;
- проведение практических занятий;
- СРСП;
- выполнения курсовой работы;
- СРС.
Целью преподаваниядисциплиныявляется: формирование экономического образа мышления, познание студентами методологии изучения экономических процессов для самостоятельного применения способов, методов анализа, инструментов в любой сфере экономики.
Задачиизученияданнойдисциплинызаключаються в:
- дать студентам комплексное представление об экономике как системе, формах и методах функционирования экономики;
- постановка и осмысление научных, учебных проблем позволят развить активное мышление, способность и умение решать проблемы, которые ставит жизнь в условиях формирующейся рыночной экономики;
- знание экономической теории даст возможность преодолеть поверхностные, иногда ошибочные представления о действительности, использовать полученные экономические знания в своей будущей практической деятельности, выявить принципы и методы рационального хозяйствования.
Пререквизиты: Основы экономики, обществоведение.
Постреквизиты: Микроэкономика, Макроэкономика, Международные отношения, Экономика, Предпринимательство и т.д.
|
|
Студенты, изучившие данную дисциплину, должны:
Освоить следующие компетенции согласно компетентностной модели бакалавра
Общие компетенции:
- знать:
- основные экономические категории;
- основные экономические законы;
- основные экономические отношения.
- уметь:
- свободно оперировать понятиями, выдвигать, обосновывать и подвергать критике те или иные суждения,
- раскрывать взаимосвязи между разнообразными явлениями современной экономической действительности;
- определять и анализировать приоритеты экономической политики.
- овладеть навыками:
- применения методов экономического анализа на практике;
- составления экономических моделей, построения таблиц, графиков, схем;
- решения экономических задач;
- пользования экономической литературой и справочными материалами.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
Наименование темы | Распределение по неделям | |||
Лекции | Практические занятия | СРС | СРСП | ||
1 | Предмет и метод экономической теории | 1 | 1 | 1 | 1 |
2 | Основы общественного производства | 2 | 2 | 2 | 2 |
3 | Отношения собственности и их роль в экономике | 3 | 3 | 3 | 3 |
4 | Формы общественного хозяйства. | 4 | 4 | 4 | 4 |
5 | Основы теории спроса и предложения | 5 | 5 | 5 | 5 |
6 | Основы теории индивидуального воспроизводства | 6 | 6 | 6 | 6 |
7 | Кругооборот и оборот капитала (фондов) предприятия | 7 | 7 | 7 | 7 |
Рубежный контроль 17 неделя | |||||
8 | Издержки и доход предприятия (фирмы) | 8 | 8 | 8 | 8 |
9 | Рынки факторов производства и формирование факторных доходов | 9 | 9 | 9 | 9 |
10 | Национальная экономика как система. | 10 | 10 | 10 | 10 |
11 | Макроэкономическое равновесие | 11 | 11 | 11 | 11 |
12 | Цикличность экономического развития как закономерность макроэкономики | 12 | 12 | 12 | 12 |
13 | Безработица и инфляция как проявления экономической нестабильности | 13 | 13 | 13 | 13 |
14 | Основные направления экономической политики | 14 | 14 | 14 | 14 |
15 | Экономический рост | 15 | 15 | 15 | 15 |
Рубежный контроль 215 неделя
| |||||
Экзаменационная сессия 16-18 |
Содержание практических занятий, форма контроля и оценка
№ темы | Вопросы практических занятий | Литература | Форма контроля | Макс. балл |
1 | Предмет экономической теории. Основные экономические понятия. Позитивная и нормативная наука. Функции экономической теории. | Основная: №1-5 Дополнитель-ная №4, 5 | Устный/письменный опрос. Тестирование | 100 |
2 | Ресурсы и факторы производства, ограниченность и альтернативный выбор их использования. Материальное и нематериальное производство и его результаты (вещи, услуги, богатство). Фазы воспроизводства и их единство. Простое и расширенное воспроизводство экстенсивного и интенсивного типа.. Экономические системы | Основная: №1-5 Дополнитель-ная №3,4 | Устный/письменный опрос. Тестирование | 100 |
3 | Собственность как экономическая категория. Место и роль собственности в системе общественных отношений. Экономическая теория прав собственности. Типы, формы, виды собственности в рыночной экономике. Преобразование отношений собственности в РК. а) разгосударствление, б) приватизация. | Основная: №1-5 Дополнитель-ная №3, 5 | Устный/письменный опрос. Тестирование | 100 |
4 | Натуральная и товарная формы хозяйства. Условия возникновения и исторические модели товарного хозяйства. Трудовая теория стоимости о свойствах товара и труда, об обмене товаров. Теория субъективной ценности и предельной полезности блага. Теория возникновения и сущности денег. Закон денежного обращения. Современные деньги. | Основная: №1-5 Дополнитель-ная №4, 5 | Устный/письменный опрос. Тестирование | 100 |
5 | Эволюция товарно-денежных отношений и становление рынка. Субъекты рыночных отношений. Структура рыночного механизма, его основные элементы. Виды рынков и их классификация. Инфраструктура рынка и ее роль в работе рыночного механизма. Достоинства и недостатки рыночной системы. Закон спроса, кривая спроса. Неценовые факторы, влияющие на спрос. Закон предложения, кривая предложения. Неценовые факторы, влияющие на предложение. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие. Понятие эластичности. Эластичность спроса и предложения. Основы теория потребительского поведения. | Основная: №1-5 Дополнитель-ная №2,3 | Устный/письменный опрос. Тестирование | 100 |
6 | Сущность и характерные черты предпринимательства. Формы и виды предпринимательской деятельности. Производственная функция как выражение зависимости между результатами производства и затратами факторов. Показатели эффективности (производительности) факторов. Закон убывающей предельной производительности. Минимизация издержек и максимизация прибыли производителя. Равновесие производителя. | Основная: №1-5 Дополнитель-ная №1,2 | Устный/письменный опрос. Тестирование | 100 |
7 | Кругооборот и оборот капитала. Основной капитал. Амортизация Оборотный капитал и оборотные средства | Основная: №1-5 Дополнитель-ная №3,4 | Устный/письменный опрос. Тестирование | 100 |
8 | Классификация издержек предприятия. Общий, средний и предельный доход фирмы. Виды прибыли. Положение фирмы на рынке совершенной конкуренции. | Основная: №1-5 Дополнитель-ная №1,2 | Устный/письменный опрос. Тестирование | 100 |
9 | Спрос на факторы производства. Взаимосвязь и взаимозаменяемость факторов производства. Заработная плата как цена труда. Процент как факторный доход собственника капитала. Земельная рента – факторный доход землевладельца. Прибыль как факторный доход предпринимателя. | Основная: №1-5 Дополнитель-ная №1,2 | Устный/письменный опрос. Тестирование | 100 |
10 | Понятие национальной экономики. Макроэкономические цели Основные макроэкономические показатели и их измерение. Содержание национальных счетов. Переход к СНС Казахстана и других стран СНГ. | Основная: №1-5 Дополнитель-ная №1,2 | Устный/письменный опрос. Тестирование | 100 |
11 | Классическая теория макроэкономического равновесия. Частичное, общее и реальное равновесие. Модель Вальраса и модель Патинкина. Кейнсианский анализ потребления, сбережения и инвестиций. Эффект мультипликатора. Производные инвестиции и акселератор. Парадокс бережливости. Макроэкономическое равновесие в модели «AD-AS». | Основная: №1-5 Дополнитель-ная №3,4 | Устный/письменный опрос. Тестирование | 100 |
12 | Причины циклических колебаний. Краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные циклы. Аграрные кризисы их отличие от промышленных. Структурные кризисы. | Основная: №1-5 Дополнитель-ная №4,5 | Устный/письменный опрос. Тестирование | 100 |
13 | Сущность и формы безработицы. Безработица в РК. Влияние безработицы на величину ВНП. Закон Оукена. Причины, сущность и виды инфляции. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса. | Основная: №1-5 Дополнитель-ная №1,5 | Устный/письменный опрос. Тестирование | 100 |
14 | Понятие и типы денежных систем. Предложение денег. Спрос на деньги. Равновесие на денежном рынке Сущность и формы кредита.. Структура современной кредитной системы РК. Сущность и структура финансовой системы. Государственный бюджет. Государственные расходы и совокупный спрос. Мультипликатор государственных расходов. Бюджетный дефицит. Внутренний и внешний государственный долг. Налоги. Налоговый мультипликатор. Бюджетный дефицит и государственный долг. Государственный долг РК. | Основная: №1-5 Дополнитель-ная №3,5 | Устный/письменный опрос. Тестирование | 100 |
15 | Экономический рост как цель воспроизводства. Модели экономического роста. | Основная: №1-5 Дополнитель-ная №4,5 | Устный/письменный опрос. Тестирование | 100 |
ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ СРСП*
|
|
|
|
№ темы | Задания на СРС | Литература | Форма контроля | Сроки сдачи (неделя) | Макс. балл |
1 | Подготовить эссе к диспуту на тему «Экономическая теория и экономическая политика». Изучение основных категорий темы для контрольного опроса. Подготовить реферат на тему «Современные школы экономической науки» | Основная: №1-5 Дополнитель-ная №4,5 | Защита СРС | 2 | 100 |
2 | Подготовить и проанализировать данные о состоянии основных факторов производства В РК. Изучение основных категорий темы для контрольного опроса. | Основная: №1-5 Дополнитель-ная №3,4 | Защита СРС | 3 | 100 |
3 | Подготовиться к диспуту на тему «Приватизация или «прихватизация»». Изучение основных категорий темы для контрольного опроса. | Основная: №1-5 Дополнитель-ная №3,5 | Защита СРС | 4 | 100 |
4 | Подготовить реферат на темы: - История введения тенге; - Марксистский и маржиналистский подходы к определению стоимости товара. Изучение основных категорий темы для контрольного опроса. | Основная: №1-5 Дополнитель-ная №4,5 | Защита СРС | 5 | 100 |
5 | Решении задач. Изучение основных категорий темы для контрольного опроса. | Основная: №1-5 Дополнитель-ная №2,3 | Защита СРС | 6 | 100 |
6 | Подготовить эссе к диспуту на тему: «Какая форма предпринимательства 18наиболее выгодна?» Изучение основных категорий темы для контрольного опроса. | Основная: №1-5 Дополнитель-ная №1,2 | Защита СРС | 7 | 100 |
7 | Решение задач. Изучение основных категорий темы для контрольного опроса. | Основная: №1-5 Дополнитель-ная №3,4 | Защита СРС | 8 | 100 |
8 | Решение задач. Изучение основных категорий темы для контрольного опроса. | Основная: №1-5 Дополнитель-ная №1,2 | Защита СРС | 9 | 100 |
9 | Решение задач. Изучение основных категорий темы для контрольного опроса. | Основная: №1-5 Дополнитель-ная №1,2 | Защита СРС | 10 | 100 |
10 | Решение задач. Изучение основных категорий темы для контрольного опроса. | Основная: №1-5 Дополнитель-ная №1,2 | Защита СРС | 11 | 100 |
11 | Подготовить эссе к диспуту на тему: «Парадокс бережливости: что выгоднее для экономики – накапливать деньги или тратить на потребление?» Изучение основных категорий темы для контрольного опроса. | Основная: №1-5 Дополнитель-ная №3,4 | Защита СРС | 12 | 100 |
12 | Подготовить реферат на тему: «Антициклическая политика государства» (в качестве объекта можно взять любую страну» Изучение основных категорий темы для контрольного опроса. | Основная: №1-5 Дополнитель-ная №4,5 | Защита СРС | 13 | 100 |
13 | Подготовить эссе к диспуту на тему: «Кривая Филипса: можно ли проводить одновременно политику против инфляции и против безработицы?» Изучение основных категорий темы для контрольного опроса. | Основная: №1-5 Дополнитель-ная №1,5 | Защита СРС | 14 | 100 |
14 | Подготовить рефераты на темы: - Денежно-кредитная политика в РК; - Фискальная политика в РК; - Налоговая система РК; - Место Казахстана в международном разделении труда. Изучение основных категорий темы для контрольного опроса. | Основная: №1-5 Дополнитель-ная №3,5 | Защита СРС | 15 | 100 |
15 | Подготовить эссе на тему «Экономический рост в РК: факторы, показатели, критерии» Изучение основных категорий темы для контрольного опроса. | Основная: №1-5 Дополнитель-ная №4,5 | Защита СРС | 100 |
* Примечание: Контроль и оценка выполнения заданий СРС осуществляется на занятиях СРСПсогласно расписания.