I. Пояснительная записка

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ

МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

Предметная область

ПО.02. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ

Программа

 учебного предмета

ПО.02.УП.02. «СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ»

 

 

Калининск 2013г.

«Одобрено» Методическим советом образовательного учреждения дата рассмотрения «Утверждаю» Директор – фамилия, имя, отчество ______________ (подпись) дата утверждения

Разработчик – Бурова Ольга Александровна,

преподаватель МБОУ ДОД «ДМШ им. А.А. ТАЛДЫКИНА»

 

 

Рецензент –Гранкина Александра Ивановна, преподаватель теоретических дисциплин ДМШ им. А.А. Талдыкина

 

 

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

I. Пояснительная записка

-Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

    - Срок реализации учебного предмета;

-Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цель и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

-Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II. Учебно-тематический план

III. Содержание учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени;

- Годовые требования. Содержание разделов;

IV. Требования к уровню подготовки обучающихся

V. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Требования к промежуточной аттестации;

- Критерии оценки;

VI. Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации педагогическим работникам;

VII. Материально-технические условия реализации программы

VIII. Список рекомендуемой учебной и методической литературы

- Список методической литературы;

-Учебная литература

 

 

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательномпроцессе.

Программа учебного предмета «Слушание музыки» разработана на основе с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Народные инструменты».

Предмет «Слушание музыки» направлен на создание предпосылок для творческого, музыкального и личностного развития учащихся, формирование эстетических взглядов на основе развития эмоциональной отзывчивости и овладения навыками восприятия музыкальных произведений, приобретение детьми опыта творческого взаимодействия в коллективе.

Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и ориентирована на:

- развитие художественных способностей детей и формирование у обучающихся потребности общения с явлениями музыкального искусства;

- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, способствующей приобретению навыков музыкально-творческой деятельности;

- формирование комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

«Слушание музыки» находится в непосредственной связи с другими учебными предметами, такими, как «Сольфеджио», «Музыкальная литература» и занимает важное место в системе обучения детей. Этот предмет является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области теории и истории музыки, а также необходимым условием в освоении учебных предметов в области музыкального исполнительства.

2.Срок реализации учебного предмета «Слушание музыки»

Срок реализации учебного предмета «Слушание музыки» для детей, поступивших в образовательное учреждение в 1 класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 3 года.

3. Форма проведения учебных аудиторных занятий.

Реализация учебного плана по предмету «Слушание музыки» проводится в форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек.

Для учащихся 1-3 классов занятия по предмету «Слушание музыки» предусмотрены 1 раз в неделю по 1 часу.

4.Цель и задачи учебного предмета

Цель:

- воспитание культуры слушания и восприятия музыки на основе формирования представлений о музыке как виде искусства, а также развитие музыкально-творческих способностей, приобретение знаний, умений и навыков в области музыкального искусства.

Задачи:

     - развитие интереса к классической музыке;

- знакомство с широким кругом музыкальных произведений и формирование навыков восприятия образной музыкальной речи;

- воспитание эмоционального и интеллектуального отклика в процессе слушания;

- приобретение необходимых качеств слухового внимания, умений следить за движением музыкальной мысли и развитием интонаций;

- осознание и усвоение некоторых понятий и представлений о музыкальных явлениях и средствах выразительности;

- накопление слухового опыта, определенного круга интонаций и развитие музыкального мышления;

- развитие одного из важных эстетических чувств - синестезии (особой способности человека к межсенсорному восприятию);

- развитие ассоциативно-образного мышления.

С целью активизации слухового восприятия в ходе слушания используются особые методы слуховой работы - игровое и графическое моделирование. Дети постигают содержание музыки в разных формах музыкально-творческой деятельности.

Результат освоения программы «Слушание музыки» заключается в осознании выразительного значения элементов музыкального языка и овладении практическими умениями и навыками целостного восприятия несложных музыкальных произведений.

5. Обоснование структуры программы учебного предмета

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

• сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоениеучебного предмета;

• распределение учебного материала по годам обучения;

• описание дидактических единиц учебного предмета;

• требования к уровню подготовки обучающихся;

• формы и методы контроля, система оценок;

• методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета”.

Программа обучения построена таким образом, что каждый год имеет единую стержневую тему, вокруг нее объединяются остальные разделы содержания, постепенно укрупняется масштаб изучения, нарастает сложность поставленных задач (концентрический метод).

Первый год обучения посвящен способам показа тематического материала и тому, как влияют на характер музыки лад, темп, ритм, фактура. Речь идет о том, как понимать интонацию и слышать музыкально-звуковое пространство во всем его красочном многообразии.

Второй год обучения посвящен изучению способов музыкального развития, вопросам восприятия музыки как музыкальной речи (музыкальный синтаксис, развитие музыкальной фабулы), а также тому, как в процессе этого развития раскрывается образное содержание произведения.

На третьем году обучения решается задача восприятия художественного целого.

Учащиеся приобретают первое представление о музыкальных жанрах и простых формах, постепенно осознают жанр как особый тип изложения, а форму - как результат развития интонаций. Это помогает восприятию художественного целого.

                                            6.Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- объяснительно-иллюстративные (объяснение материала происходит в ходе знакомства с конкретным музыкальным примером);

- поисково-творческие (творческие задания, участие детей в обсуждении, беседах);

- игровые (разнообразные формы игрового моделирования).

-  описание материально-технических условий реализации учебного предмета.

Материально-техническая база ДМШ им. А.А. Талдыкина г. Калининска соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Учебная аудитория, предназначенная для реализации учебного предмета оснащена пианино, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (столами, стульями, стеллажами) и оформлены наглядными пособиями.

Для работы со специализированными материалами аудитория оснащена современным  оборудованием для просмотра видеоматериалов и прослушивания музыкальных произведений.

 

II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы с указанием распределения учебных часов по разделам и темам учебного предмета.

Первый год обучения

Тема Кол-во часов
1. Характеристика музыкального звука. Колокольный звон, колокольные созвучия в музыке разных композиторов. Состояние внутренней тишины. Высота звука, длительность, окраска 3
2. Метроритм. Тембровое своеобразие музыки. Музыкальные часы, «шаги» музыкальных героев. Элементы звукоизобразительности. Пластика танцевальных движений (полька, вальс, гавот, менуэт) 6
3. Мелодический рисунок, его выразительные свойства, фразировка. Разные типы мелодического движения. Кантилена, скерцо, речитатив 6
4. Сказочные сюжеты в музыке. Первое знакомство с балетом. Пантомима. Дивертисмент. 2
5. Интонация в музыке как совокупность всех элементов музыкального языка. Разные типы интонации в музыке и речи. Связь музыкальной интонации с первичным жанром (пение, речь, движение, звукоизобразительность, сигнал). Освоение песенок-моделей, отражающих выразительный смысл музыкальных интонаций. Первое знакомство с оперой 6
6. Музыкально-звуковое пространство. Фактура, тембр, ладогармонические краски. Характеристика фактуры с точки зрения плотности, прозрачности, многослойности звучания. Хороводы как пример организации пространства 6
7. Сказка в музыке. Голоса музыкальных инструментов. Сказочные сюжеты в музыке как обобщающая тема. Пространственно-звуковой образ стихии воды и огня. Симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк». Инструменты оркестра - голоса героев. 4
  Всего часов: 33

Второй год обучения.

Тема Кол-во часов
1. Музыкальная тема, музыкальный образ. Связь музыкального образа с исходными (первичными) типами интонаций: пение, речь, движение (моторное, танцевальное), звукоизобразительность, сигнал (на примере музыкального материала первого класса). Сопоставление, дополнение, противопоставление музыкальных тем и образов. Контраст как средство выразительности 4
2. Основные приемы развития в музыке. Понятие о структурных единицах: мотив, фраза, предложение. 5
  Первое знакомство с понятием содержания музыки. Сравнение пьес из детских альбомов разных композиторов (Бах, Шуман, Чайковский, Прокофьев, Дебюсси): музыкальный герой, музыкальная речь, как складывается комплекс индивидуальных особенностей музыкального языка, то есть стиль композиторов. Представление о музыкальном герое (персонаж, повествователь, лирический, оратор) в программных пьесах из детского репертуара.  
3. Музыкальный синтаксис.Фраза как структурная единица. Понятие о цезуре, музыкальном синтаксисе на примере детских песен и простых пьес из детского репертуара 3
4. Процесс становления формы в сонате. Развитие как воплощение музыкальной фабулы, действенного начала. Мотивная работа как способ воплощения процесса динамичного развития. Отслеживание процесса развития музыкальных «событий». Сопоставление образов, возврат первоначальной темы. Единство и непрерывное обновление интонаций, «жизнь» музыкальных образов от начала до конца 5
5. Кульминация как этап развития. Способы развития и кульминация в полифонических пьесахИ. С. Баха. Имитации, контрастная полифония, мотивы-символы имузыкальный образ. Разные формы игрового моделирования и практического освоения приемов полифонического развертывания 5
6. Выразительные возможности вокальной музыки. Вариации как способ развития и форма. Дуэт, трио, квартет, канон. Орнаментальные, тембровые вариации. Подголосочная полифония 4
7. Программная музыка. Роль и значение программы в музыке. Одна программа - разный замысел. Музыкальный портрет, пейзаж, бытовая сценка как импульс для выражения мыслей и чувств композитора 2
8. Создание комических образов: игровая логика, известные приемы развития и способы изложения в неожиданной интерпретации. Приемы создания комических образов: утрирование интонаций, неожиданные, резкие смены в звучании (игровая логика) 5
  Всего часов 33

 

Третий год обучения

Тема Кол-во часов
1. Народное творчество.Годовой круг календарных праздников. Календарные песни.Традиции, обычаи разных народов. Особенности бытования и сочинения народных песен. Одна модель и много вариантов песен («Во саду ли», «У медведя во бору»). Народный календарь - совокупность духовной жизни народа. Соединение в нем праздников земледельческого, православного и современного государственного календаря. Праздники и обряды матушки Осенины. Жнивные, игровые, шуточные, величальные (свадебные) песни 3
2. Протяжные лирические песни. Яркие поэтические образы, особенности мелодии, ритма, многоголосие. Былины - эпические сказания. Особенности музыкальной речи, ритмики, размера. Примеры исполнения былин народными сказителями. Исторические песни 4
3. Жанры в музыке. Городская песня, канты. Связь с музыкой городского быта, с профессиональным творчеством. Пение и анализ текста, мелодии, аккомпанемента. Куплет, форма периода. Кант как самая ранняя многоголосная городская песня. Виваты 2
4. Марши и понятие о маршевости. Жанровые признаки марша, образное содержание. Марши военные, героические, детские, сказочные, марши-шествия. Трехчастная форма. Инструментарий, особенности оркестровки 2
5. Обычаи и традиции зимних праздников. Древний праздник зимнего солнцеворота - Коляда. Зимние посиделки. Сочельник. Рождество Христово. Святки. Ряженье, гадания. Жанровое разнообразие песен: колядки, авсеньки, щедровки, виноградья, подблюдные, корильные. Слушание и анализ авторских обработок песен (А.Лядов, Н.Римский-Корсаков) 3
6. Танцы и танцевальность в музыке. Танцы народов мира: особенности музыкального языка, костюмы, пластика движения. Старинные танцы (шествия, хороводы, пляски). Танцы 19 века. Разнообразие выразительных средств, пластика, формы бытования. Музыкальная форма (старинная двухчастная, вариации, рондо). Оркестровка, народные инструменты, симфонический оркестр 4
7. Цикл весенне-летних праздников.Сретенье - встреча зимы и весны.Масленица - один из передвижных праздников Сюжеты песен. Обряд проводов масленицы. Встреча весны (образы птиц). Заклички, веснянки. Разные типы хороводов, драматизация, разыгрывание песен весенне-летнего цикла. 4.
8. Музыкальные формы. Восприятие музыкального содержания как единства всех его сторон в художественном целом. Вступление, его образное содержание. Период: характеристика интонаций, речь музыкального героя. 2-хчастная форма - песенно-танцевальные жанры. Введение буквенных обозначений структурных единиц. Трехчастная форма: анализ пьес из детского репертуара и пьес из собственного исполнительского репертуара учащихся.Вариации.Рондо 7
9. Симфонический оркестр. Схема расположения инструментов в оркестре. «Биографии» отдельных музыкальных инструментов. Партитура. Обобщение и закрепление пройденного материала 4
  Всего часов: 33

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: