Управление корпорациями

Теория организации

1. Организация как открытая система и ее свойства. Обобщенными характеристиками организации как открытой системы являются: 1. Компоненты или составляющие организации, которые необходимы для достижения общей цели системы. 2. Связи, т.е. компоненты системы связанные между собой, что делает возможным непрерывность протекающих в системе процессов. 3. Структурность. Форма связи организационно закреплена в структуре, что обеспечивает устойчивость и предает системе стабильность. Для системы структура важнее, чем функция. 4. Взаимодействие, т.е. характер и направленность воздействия одних компонентов на другие, в результате чего образуется эффект. 5. Процессы. В системе одновременно осуществляется ряд процессов, каждый из которых связан с какими– либо изменениями. Процессы изменяют ресурсы, входящие в систему, и превращают их в продукты или услуги. 6. Холизм, эмерджентность. Холизм означает целостность, единство, а эмерджентность – появление свойств, возникающих только в результате взаимодействия компонентов организации. 7. Концепция. Система – это концепция, ее особая форма, она отражает цели и ценности людей, которые являются неотъемлемыми частями и реализуют собственные идеи о том, какой система должна быть.

2. Организационно-правовые формы организаций. — способ закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом и вытекающие из этого его правовое положение и цели предпринимательской деятельности. Коммерческие организации (организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности) могут создаваться в следующих организационно-правовых формах. 1. Хозяйственные товарищества, ими признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) складочным капиталом. Делятся на: полные товарищества (участники которых (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом), и товарищества на вере (в которых наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности). 2. Хозяйственные общества, ими признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным капиталом. Акционерные общества - уставный капитал разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Формы: Открытыми акционерными обществами признаются акционерные общества, участники которых могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров; Закрытыми акционерными обществами признаются акционерные общества, акции которых распределяются только среди учредителей или иного заранее определенного круга лиц; Обществами с ограниченной ответственностью признаются учрежденные одним или несколькими лицами общества, уставный капитал которых разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. 3. Производственные кооперативы -добровольные объединения граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении их членами (участниками) имущественных паевых взносов. 4. Государственные и муниципальные унитарные предприятия. Унитарными предприятиями признаются коммерческие организации, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Имущество государственных или муниципальных унитарных предприятий находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит таким предприятиям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления

3. Этапы жизненного цикла организации. Детство. Это опасный период, поскольку наибольшее количество неудач происходит в течение первых лет после возникновения организации. Из мировой статистики известно, что огромное число организаций небольшого масштаба терпят неудачу из-за некомпетентности и неопытности руководства. Каждое второе предприятие малого бизнеса терпит крах в течение двух лет, четыре из пяти предприятий — в течение пяти лет своего существования. Задачей этого периода является достижение быстрого успеха, а его целями — здоровое существование и развитие, а не простое выживание. Нередко вся работа выполняется на пределе возможностей, чтобы не потерять темп возрастающего успеха. Управление осуществляется деятельным и подготовленным руководителем и его первоначальной командой. Отрочество. Во время этого переходного периода рост организации осуществляется, как правило, не систематично, рывками. Организация все больше набирает силу, однако координация проводится ниже оптимального уровня. Более организованные процедуры постепенно заменяют рискованную страсть к успеху. Налаживается планирование, разработка бюджетов, прогнозов. Расширяется прием на работу новых специалистов, что вызывает трения с прежним кадровым составом. Основатели организации вынуждены больше выполнять роль непосредственных руководителей, а не предпринимателей, проводя систематическое планирование, координацию, управление и контроль. Ранняя зрелость. Отличительные признаки этого периода - экспансия, дифференциация и, возможно, диверсификация. Образуются структурные подразделения, результаты деятельности которых измеряются полученной прибылью. Используются многие общепринятые методы оценки эффективности, должностные инструкции, делегирование полномочий, нормы производительности, экспертиза, организация обучения и развития. Однако начинают проявляться тенденции к бюрократизму и борьбе за власть, местничеству и стремлению добиваться успеха любой ценой. Расцвет сил. Имея в правлении акционеров, организация ставит на данном этапе цель сбалансированного роста. Структура, координация, стабильность и контроль должны иметь такое же значение, как и инновации, совершенствование всех частей организации и децентрализация. Принимается концепция структурных подразделений, результаты деятельности которых измеряются полученной прибылью. Новая продукция, рынок сбыта и технологии должны быть управляемы, а квалификационные навыки управленческого персонала - более отточены. С ускорением темпов роста по сравнению с предыдущими стадиями организация нередко переоценивает свои успехи и возможности. Полная зрелость. Имея компетентное, но не всегда ответственное руководство, организация действует практически сама по себе. Весьма часто устанавливается нежелательное состояние всеобщего благодушия. Несмотря на то что уровень доходов вполне приемлемый, темпы роста замедляются. Организация может отклоняться от своих первоначальных целей под влиянием общественного мнения. Вместе с тем слабости слишком очевидны. Эти симптомы нередко игнорируются руководством. Старение. Этот этап никогда бы не наступил, если бы руководство организации постоянно сознавало необходимость обновления. Конкуренты неизменно претендуют на долю организации на рынке. Бюрократическая волокита, не всегда обоснованная стратегия, неэффективная система мотиваций, громоздкая система контроля, закрытость к новым идеям — все это, вместе взятое, создает условия для «закупорки артерий». Как показывает практика, очень трудно остановиться и прекратить выполнение непродуктивной работы. В результате организация постепенно начинает распадаться. Она вынуждена либо принять жесткую систему обновления, либо погибнуть как самостоятельная структура, влившись в приобретающую ее корпорацию. Организация откатывается назад, и вновь начинается борьба за ее выживание. Обновление. Организация в состоянии подняться из пепла как Феникс. Это может сделать новая команда руководителей, уполномоченных на проведение реорганизации и осуществление плановой программы внутреннего организационного развития. Многочисленные исследования показывают, что организации в течение жизненного цикла уверенно развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют ресурсы; перестраиваются, когда перестают отвечать избранным целям; погибают, когда оказываются неспособными выполнять свои задачи.

4. Содержание основных этапов организационного проектирования. Проектирование как процесс состоит из функционально связанных этапов по созданию проекта:

• пред-проектные работы;

• техническое проектирование;

• рабочее проектирование

На предпроектном этапе предполагается проведение прикладных исследований, анализ возможных вариантов решения проектных задач, осуществления подготовки исходных данных, т.е. установление целей, дл дань, объектов и объемов работ, проведения расчетов о наличии необходимых ресурсов на их выполнение, определение состава исполнителей, подготовка технического задания, проведение предварительного оценивания эффективности проектных решений. На этапе технического проектирования предусматривается обоснование окончательного комплекса организационных решений, дает полное представление о организационные нововведения, которые предусматриваются в моделируемой или снова проектируемой систем.

На этапе рабочего проектирования осуществляется выпуск полного комплекта рабочей документации; завершает весь комплекс работ по проектированию экспертиза организационных проектов. В наиболее общем виде относительно производственных систем организационный проект включает такие разделы: 1 Общесистемный описание объекта проектирования: общая характеристика; производственная и организационная структуры, численность персонала оценки эффективности проектных решений 2 Организационный решение, принадлежащих к подсистеме производства: производственный процесс в пространстве; производственный процесс во времени, распределение труда в основном, вспомогательном и обслуживающих производствах формы оргганизации труда, организация обслуживания рабочих мест, уровень механизации и автоматизации труда, меры по безопасностии. 3 Организационные решения, относящиеся к управляющей подсистемы в целом: структура, методы управления; технологии управления; коммуникации, численность и состав персонала функциональное разделение труда 4 Организационные решения, относящиеся к отдельным функциям управления: технико-экономическое, оперативно-производственное планирование и управление; линейное управление; материальное обеспечение, маркетинг, учет; обслуживание. 5 Организационные решения, относящиеся к подготовке производства: технические, экономические, организационные, социальные аспекты на различных этапах создания и освоения новшеств 6 Организационные решения по п 1-5, относящихся к структурных подразделений низшего уровня

 

5. Основные структурные элементы корпоративной культуры: философия компании, система господствующих морально-этических ценностей, нормы и правила поведения, принятые в компании процедуры и поведенческие ритуалы. Философия организации подразумевает мотивацию персонала и придание его труду специфического смысла. Грамотная мотивация подталкивает человека работать лучше, а вложенный в его работу смысл придает чувство удовлетворения от деятельности. Как уже было сказано выше, морально-этические ценности формируют эталон поведения человека. При их усвоении человек ведет себя согласно установленному стереотипу, а нарушение эталона поведения влечет за собой разочарование и так называемые «угрызения совести». Задача руководителя – сформировать у сотрудников нужные для организации морально-этические ценности. Их закрепление будет способствовать самоконтролю, формированию трудовой дисциплины и снизит неорганизованность в коллективе. Нормы и правила поведения позволяют добиваться целей, а определенный характер взаимоотношений внутри организации формирует ее морально-психологический климат. В любой организации существуют свои нормы и правила, за несоблюдение которых применяются различные санкции. Если у персонала четко закреплены в подсознании морально-этические ценности, то данные правила становятся не просто обязательством, а эталоном правильного, повседневного поведения. Процедуры и поведенческие ритуалы – неотъемлемая часть организационной культуры. Их цель – укоренить в подсознании сотрудников морально-этические ценности и нормы поведения.

6. Основные законы развития организации. Закон развития: каждая материальная система стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла.акон развития опирается на принципы: Инерции – изменение потенциала (суммы ресурсов) системы начинается спустя некоторое время после начала воздействий изменений во внешней или внутренней среде и продолжается некоторое время после их окончания; Эластичности – скорость изменения потенциала зависит от самого потенциала. На практике эластичность системы оценивают в сравнении с другими системами исходя из статистических данных или классификаций. В чем состоит значение эластичности. Например, для организации обладающей высокой эластичностью: при резком долговременном уменьшении спроса на продукцию работники в короткие сроки освоили и стали выпускать новую продукцию, пользующуюся большим спросом; Непрерывности - процесс изменения потенциала системы идет непрерывно, меняются лишь скорость и знак изменения; Стабилизации - система стремится к стабилизации диапазона изменения потенциала системы. Этот принцип основан на известной потребности человека и общества к стабильности; Стабильность — способность системы функционировать, не изменяя собственную структуру и находиться в равновесии. Это определение должно быть неизменным во времени.

7. Элементы организации. Социальная структура является центральным элементом любой организации. Она относится к шаблонным, или регулируемым, аспектам взаимоотношений между участниками организации. Существуют две точки зрения на социальную структуру группы: Нормативная структура включает в себя ценности, нормы и ролевые ожидания. Ценности – это критерии привлекательности и разумного выбора целей, а также оценки окружающих социальных норм. Нормы – это управляющие поведением обобщенные правила, которые изменяются и совершенствуются, приводя индивидов к достижению коллективных целей, целей организации. Роли определяют вклад в общую деятельность в зависимости от занимаемой позиции, а также взаимное ожидание участников, взаимный контроль за их поведением. Ценности, нормы и роли организованы так, что составляют относительно связанные и стойкие системы взаимного доверия и предписаний, управляющих поведением членов организации. Что касается фактической структуры, то её можно определить как поведенческую структуру. Она значительно отличается от нормативной структуры прежде всего тем, что в ней на первый план выступают личностные качества участников и их взаимные оценки этих качеств. В целом же поведенческая структура — это система отношений между людьми, находящаяся в рамках нормативной струк­туры, но в то же время отклоняющаяся от нормативной структуры в известных пределах, обусловленных личностными чувствами, пред­почтениями, симпатиями и интересами. Цели организации. Цели очень важны, так как ради их достижения и осуществляется вся деятельность объединения людей. Цель рассматривается как желаемый результат или те условия, которых пытаются достичь, используя свою активность, члены организации для удовлетворения коллективных потребностей. Совместная деятельность индивидов порождает у них цели разного уровня и содержания. Три взаимосвязанных вида организационных целей: цели-задания, цели-ориентации и цели-системы. Цели-задания — это оформленные как программы общих действий поручения, выдаваемые извне организацией более высокого уровня. Очевидно, что эти цели являются приоритетными и на их выполнение направлено внимание и основная деятельность всех без исключения участников организованного процесса. Цели-ориентации — это совокупность целей участников, реализуемых через организацию. Сюда относятся обобщенные цели коллектива, включающие и личные цели каждого члена организации. Важным моментом совместной деятельности является совмещение целей-заданий и целей-ориентаций. Если они значительно расходятся, утрачивается мотивация на выполнение целей-заданий и работа организации может стать неэффективной. Цели-системы — это стремление сохранить организацию как самостоятельное целое, т.е. сохранить равновесие, стабильность и целостность. Другими словами, это стремление организации к выживанию в условиях существующего внешнего окружения, интеграция организации в ряду других. Члены организации, или участники — важная составляющая организации. Это совокупность индивидов, каждый из которых должен обладать необходимым набором качеств и навыков, позволяющих ему занимать определенную позицию в социальной структуре организации и играть соответствующую социальную роль. Все вместе члены организации представляют собой персонал, который взаимодействует друг с другом в соответствии с нормативной и поведенческой структурой. Обладая различными способностями и потенциалом (знаниями, квалификацией, мотивацией, связями), участники организации должны заполнить все без исключения ячейки социальной структу­ры, т.е. все социальные позиции в организации. Технология. Организация с точки зрения технологии — это место, где производится определенного вида работа.

8. Виды организаций. Обобщенно можно выделит следующие виды организаций:
— неправительственные организации — все другие организации, которые не имеют статуса правительственных;
— коммерческие организации — организации, ставящие своей целью получение прибыли в интересах учредителей или акционеров;
— некоммерческие организации ставят целью удовлетворение общественных потребностей. Полученная прибыль идет не учредителям, а используется на развитие организации и решение общественно значимых проблем, а потому не облагается налогами;
— бюджетные организации — это организации, источником финансирования которых является государственный бюджет или бюджет государственного органа. Они освобождаются от многих налогов, в том числе и налога на добавленную стоимость. Бюджетные организации не сами изыскивают источники финансирования, а их предоставляет государство;
— общественные организации строят свою деятельность на основе удовлетворения потребностей своих членов общества во внутренней среде. Они отличаются от некоммерческих тем, что менее масштабны, например партия;
— хозяйственные организации служат для удовлетворения потребностей отдельных индивидуумов и общества путем хозяйственно-производительной деятельности во внешней для организации среде;
— формальные организации — это зарегистрированные в установленном порядке общественные и хозяйственные организации (общества, товарищества и т. д.), которые выступают как юридические или неюридические лица;
— неформальные организации — это незарегистрированные в государственных органах власти организации либо в силу их малочисленности, либо по каким-то другим причинам.
Кроме того, различают организации по:
— отраслевой принадлежности (промышленные, транспортные, сельскохозяйственные, торговые и т.д.);
— самостоятельности принятия решения (головные, материнские, дочерние и зависимые);
— по величине (по численности членов организации).

 

9. 9. Ресурсы развития организации

10. Основные типы структур управления организациями. Линейная структура управления является наиболее приемлемой лишь для простых форм организаций. Отличительная черта: прямое воздействие на все элементы организации и сосредоточение в одних руках всех функций руководства. Схема хорошо работает в небольших организациях при высоком профессионализме и авторитете руководителя. Линейно-функциональная структура управления основана на так называемом «шахтном» принципе построения и специализации управленческого процесса в зависимости от обязанностей, возложенных на заместителей руководителя - функциональных руководителей. К их числу относятся: коммерческий директор, заместители директора по кадрам, по производству, руководители информационного отдела, отдела маркетинга и т д. Линейно-штабная структура управления представляет собой комбинированную структуру, сочетающую свойства линейных и линейно-функциональных структур. Она предусматривает создание специальных подразделений (штабов) в помощь линейным руководителям для решения тех или иных задач. Эти штабы готовят руководителю проекты решений по соответствующим вопросам. Штабы не наделяются исполнительной властью. Руководитель сам принимает решение и доводит его до всех подразделений. Матричная структура управления представляет собой решетчатую организацию, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны, непосредственному руководителю функциональной службы, которая предоставляет персонал и техническую помощь руководителю проекта, с другой — руководителю проекта (целевой программы), который наделен необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления в соответствии с запланированными сроками, ресурсами и качеством. Матричная схема применяется при сложном, наукоемком производстве товаров, информации, услуг, знаний. Программно-целевая структура управления предусматривает создание специальных органов управления краткосрочными и долгосрочными программами. Она ориентирована на обеспечение всей полноты линейных полномочий в рамках реализуемых программ.

Проектная структура управления формируется при разработке организацией проектов, под которыми понимаются любые процессы целенаправленных изменений в системе управления или в организации в целом, например, модернизация производства, освоение новых технологий, строительство объектов и т.п.

11. См вопрос 3

12. См вопрос 6

13. Управление персоналом в малом бизнесе. Проблемы управления персоналом в малом бизнесе стоят намного острее, чем на крупном предприятии. На малом предприятии руководство имеет довольно небольшой кадровый резерв, которым необходимо рационально распорядиться для получения прибыли. Особенности управления персоналом в малом бизнесе связаны не только с умением оптимизировать бизнес-процессы, но и с навыками успешной мотивации сотрудников. Как правило, на малых предприятиях отсутствуют чёткие функциональные обязанности, возложенные на сотрудников. Чаще всего, на малых предприятияхдолжны работать универсалы, которые могут выполнять несколько функций. На малом предприятии обычно отсутствует многоуровневая организационная структура, карьерный рост связан, прежде всего, с расширением поля деятельности сотрудника и увеличением заработной платы, а не получением более высокой должности. Также управление персоналом в малом бизнесе характеризуется малой бюрократизацией бизнес-процессов и большей информированностью сотрудников.

Чаще всего малые предприятия не предлагают возможность своим сотрудникам проходить обучение для повышения квалификации, не предоставляют различных компенсационных социальных пакетов, но все это восполняется более высокой зарплатой или более теплыми отношениями в коллективе. Работа в коллективе на малом предприятии требует от сотрудника наличия определенных человеческих качеств, и отличный специалист может просто «не вписаться» в коллектив частного предприятия. В настоящее время руководители малого предприятия имеют множество рычагов для управления персоналом в малом бизнесе. Ситуация на рынке рабочей силы такова, что многие владельцы частных компаний могут заставить человека работать сверхурочно, не компенсируя дополнительное время работы, мотивируя это тем, что найти работника такой же квалификации несложно. Несмотря на все проблемы, методы управления персоналом в малом бизнесе устраивают работников. Многие люди устраиваются на работу в малые предприятия по протекции знакомых, да и при отборе кандидата работодатели часто ориентируются не на трудовые навыки, а на личные качества сотрудника. Одним из способов мотивирования при управлении персоналом на малом предприятии может стать получение сотрудником части доходов компании, более тесные взаимоотношения с коллегами по работе, участие сотрудников в принятии решений по развитию бизнеса и большие возможности для профессионального роста. Управление персоналом в малом бизнесе не определяется какими-либо методиками, применимыми для крупных компаний, а основывается на личных качествах и опыте руководителя.

 

14. Взаимоотношения организации малого бизнеса с внешней средой. Основные группы факторов внешней среды бизнеса - экономический, демографический и природно-географическая среда, научно-технический прогресс, политическая и правовая среда, социально - культурные условия

15. Правовые формы организации бизнеса. Хоз товарищества - Участники хозяйственных товариществ вправе участвовать в управлении делами, получать информацию о деятельности товарищества, знакомиться с его документацией, принимать участие в распределении прибыли, получать при ликвидации товарищества часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или денежный эквивалент его стоимости. В то же время участники хозяйственных товариществ несут ряд обязательств перед организациями, членами которых они являются. Участники обязаны выполнять требования учредительных документов, своевременно и полностью вносить предусмотренные взносы, вклады, сохранять коммерческую тайну, не разглашать конфиденциальные сведения. Полное товарищество. Одна из характерных черт полного товарищества проявляется в высокой степени, мере имущественной ответственности его участников за выполнение принятых обязательств. В случае аварийной финансовой ситуации, когда у партнеров, объединившихся для ведения совместной предпринимательской деятельности, возникают долги, они отвечают по обязательствам не только имуществом, которое они внесли и объединили для предпринимательства, но и всем своим личным имуществом (и даже имуществом членов семей, если оно не разделено в правовом отношении) Что же касается объединенного имущества, предназначенного для ведения предпринимательской деятельности, то оно представляет общую долевую собственность, принадлежит всем участникам на паевой основе. Иначе говоря, каждый участник полного товарищества имеет свою долю, свой пай, соответствующие его имущественному и денежному вкладам в товарищество. Доля отражает ту часть денежной стоимости имущества товарищества, которая принадлежит данному участнику. Коммандитное товарищество, подобно полному товариществу, представляет собой объединение нескольких граждан и (или) юридических лиц на основании договора между ними в целях ведения совместной хозяйственной деятельности. Но принципиальное отличие коммандитного товарищества от полного состоит в том, что только часть его членов, именуемых полными товарищами (комплемент ариями), несет полную солидарную ответственность по обязательствам товарищества всем своим имуществом. Другая же часть в виде членов вкладчиков (коммандитистов) несет ограниченную ответственность и отвечает по обязательствам только своим паевым вкладом в общество. Деятельность коммандитных товариществ определяется в основном условиями учредительного договора. Участник товарищества обязан внести свой вклад в складочный капитал товарищества. Главный признак такого общества, определивший его название и составляющий одно из важнейших преимуществ, состоит в том, что участники общества с ограниченной ответственностью несут ответственность по обязательствам, принятым на себя таким обществом, только в пределах своих вкладов в капитал общества. Именно в этом смысле ответственность общества ограниченна. Акционерным называют хозяйственное общество, уставной капитал которого делится на определенное число акций. В современной экономике существует множество организационных форм бизнеса. С правовой точки зрения, все организации выступают как юридические лица, подразделяемые на две группы; коммерческие и некоммерческие в зависимости от того, ставят ли они в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли.

К основным формам организации бизнеса относят индивидуальные владения, партнерства и корпорации.

 

16. Правовые формы защиты интересов предпринимателей. Взависимости от содержания юридических действий способы защиты можно разделить на материально-правовые и процессуальные.Материально-правовые способы защиты предпринимательских прав - это способы действий по защите прав в соответствии с охранительными нормами материального права.Материально-правовые способы защиты прав различаются в зависимости от условий, характера, отраслевой принадлежности, вида защищаемых прав, субъектного состава и т.д. Процессуальные способы защиты представляют собой реализацию законодательно установленной компетенции юрисдикционных органов в виде издания актов, имеющих своей целью установление, признание или подтверждение прав и юридически значимых фактов, а также восстановлениенарушенных законных интересов субъектов правоотношений.

17. Признаки корпораций. 1) корпорация признается юридическим лицом;

2) корпорация представляет собой союз или объединение физических и / или юридических лиц, являющихся субъектами права, которые приобретают статус участника (члена) корпорации;

3) корпорация – «волевая организация»; воля корпорации определяется групповыми интересами входящих в ее состав участников, воля корпорации отлична от индивидуальной воли входящих в ее состав членов;

4) корпорация как юридическое лицо сохраняется независимо от изменения состава ее участников;

5) корпорация – это объединение не только участников, но и их имущества (вкладов в уставный капитал, паев, взносов);

6) имущество, внесенное участниками в корпорацию, принадлежит корпорации на праве собственности;

7) участники корпорации, как субъекты корпоративных отношений, являются носителями прав и обязанностей по отношению, как к самой корпорации, так и друг к другу;

8) корпорация представляет собой организационное единство, выражающееся, в том числе в наличии органов управления, высшим из которых является общее собрание акционеров (участников).

 

18. КСО - это концепция, в соответствии с которой организации учитывают интересы общества, возлагая на себя ответственность за влияние их деятельности на заказчиков, поставщиков, работников, акционеров, местные сообщества и прочие заинтересованные стороны общественной сферы. Это обязательство выходит за рамки установленного законом обязательства соблюдать законодательство и предполагает, что организации добровольно принимают дополнительные меры для повышения качества жизни работников и их семей, а также местного сообщества и общества в целом.

19. Структура ресурсов организации. Материальные (электроэнергия, здания, материалы, транспорт, приборы), информационные (отчеты, информация, где добыть какой ресурс), человеческие, технология

20. Типы организаций по использованию ресурсов.













Управление корпорациями.

21. Основные формы корпоративных объединений. Картель - форма объединения, участники которого, сохраняя производственную и коммерческую самостоятельность, заключают между собой соглашение о ценах, рынках сбыта и т. д. Трест — форма объединения, при которой предприятия, входящие в него, полностью теряют свою производственную, коммерческую и юридическую самостоятельность и действуют по единому плану.Характеризуется наиболее высокой степенью централизации управления. Синдикат - форма объединения предприятий, целью которых является совместная организация коммерческой деятельности (снабжение, сбыт, ценообразование). Предприятия, входящие в синдикат, сохраняют хозяйственную и юридическую самостоятельность.Конгломерат - представляет собой объединение фирм в отраслях, технологически не связанных между собой. Он может образовываться на базе поглощения и слияния многочисленных предприятий, не имеющих между собой функциональных связей. Ассоциация - добровольный союз людей, предприятий, организаций, объединенных едиными интересами. Ассоциация, как правило, является юридическим лицом. Она представляет собой общественную организацию, не ставящую целью получение прибыли.

22. Гос. Регулирование корпоративной деятельности. Государственное регулирование корпоративной деятельности значительно различается в зависимости от вида корпорации, области ее деятельности и других характерных особенностей. Меры административно-правового регулирования, применяемые в отношении корпораций, подразделяются в зависимости от того, на какой основе они созданы - на базе исключительно частного капитала либо с участием капитала государственного. Однако на все без исключения виды корпораций распространяются такие меры административно-правового регулирования, как: регистрационно-легализующий порядок образования и деятельности; целевое программирование формирования и развития корпораций в приоритетных для государства направлениях; антимонопольное регулирование. Важным условием становления российского предпринимательства является существование таких факторов, как рынок капиталов, рынок инвестиционных товаров и рынок труда. К основным, т.е. приоритетным, сферам государственного регулирования специалисты относят:

- антимонопольное законодательство с признанием ряда естественных монополий и монопольное регулирование с сохранением государственных монополий на отдельные виды деятельности;

- валютные ограничения в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле";

- регулирование тарифов и цен (в основном на продукцию и услуги естественных монополий);

- патентное законодательство;

- защиту прав потребителя;

- государственные контракты;

- экспорт товаров и технологий двойного назначения;

- государственное содействие частному предпринимательству.

23. Реализация тактики слияний и поглощений в системе корпоративного управления. Под слиянием предприятий можно понимать объединение двух или нескольких предприятий с последующим возникновением нового предприятия путем перехода к нему всех прав и обязанностей всех предприятий, участвующих в сделке, с прекращением деятельности этих предприятий. Иначе говоря, необходимыми условиями оформления сделки слияния предприятий является появление нового юридического лица (при этом новое предприятие образовывается на основе двух или нескольких прежних предприятий) и полное устранение прежних предприятий как юридических лиц. Например, если предприятие A объединяется с предприятием B, то в результате на рынке может появиться новое предприятие C (C=A+B), а предприятия A и B ликвидируются.

Поглощение - форма слияния, предполагающая, что поглощающая фирма остается юридическим лицом, а поглощаемая ликвидируется, передав при этом первой все имущество, обязательство, долги. Поглощающая компания в результате такой операции увеличивает свои активы на сумму чистых активов поглощаемой компании, а ее акционерам предоставляется право приобрести новые акции пропорционально долевому участию каждого. Чаще всего поглощение происходит принудительно; это форма слияния, при которой лишь одна из компаний, а именно поглощающая, сохраняет свое юридическое лицо, тогда как поглощаемая распускается. Поглощение рассматривается как прямая передача поглощающей компании всего достояния, обязательств и долгов поглощаемой компании. Таким образом, поглощающая компания увеличивает свой капитал на сумму, соответствующую чистым активам поглощаемой компании; акционерам поглощаемой компании предоставляется право приобрести новые акции пропорционально долевому участию каждого.

24. Соблюдение баланса интересов в корпоративных структурах. В процессе функционирования корпораций в ее корпоративную среду вовлекаются тем или иным способом различные субъекты общества и категории людей. Поэтому руководство корпорации в процессе принятия решений должно учитывать интересы различных экономических составляющих общества. Акционерывступают с корпорацией в особые отношения: они делают возможным само существование корпорации как поставщики "рискового" капитала, необходимого для ее возникновения, развития и роста. Интересы акционеров должны учитываться во всех важнейших действиях общества. То есть, корпоративная среда представляет собой область взаимодействия корпорации как объекта с теми, на кого она может в силу своих возможностей оказывать влияние.Потребители, требующие к себе самого пристального внимания, поскольку без них корпорация просто не сможет существовать. Потребители хотят получить качественные товары и услуги, приемлемые цены, хорошее обслуживание и правдивую рекламу. Если корпорация не стремится направить силы на удовлетворение потребностей потребителей, то это можно назвать ее главным стратегическим просчетом, из-за которого корпорацию, как правило, постигает неудача как в долгосрочном, так и в краткосрочном периоде. Это обусловлено тем, что отношение общества к корпорации в значительной степени формируется в точках продажи товаров и услуг. Служащие, суть отношений которых с корпорацией, начиная от обычных требований справедливой оплаты труда, переходит к другим аспектам взаимоотношений работодателя с работником: равенству возможностей, защите здоровья на рабочем месте, финансовой безопасности, невмешательству в личную жизнь, свободе самовыражения и обеспечению соответствующего уровня жизни. Местное население, на которое корпорации оказывают наибольшее воздействие в процессе производства. От корпораций ждут непосредственного участия в решении местных проблем: образования, организации транспорта, условий для отдыха, системы здравоохранения, охраны окружающей среды. В России, где много градообразующих предприятий, эта проблема особенно актуальна, поэтому именно здесь корпорации прежде всего должны объяснять суть и характер своей деятельности. Общество в целом, на которое корпорации оказывают воздействие на национальном и международном уровнях. Их деятельность оказывается объектом пристального внимания различных организаций и групп заинтересованных лиц, включая академические круги, властные структуры и средства массовой информации. От корпораций ждут участия в решении проблем национального и международного масштабов, уплаты налогов и других обязательных платежей.В то же время первой и главной обязанностью корпораций перед обществом является забота о поддержании собственной экономической жизнеспособности в качестве производителя товаров и услуг, нанимателя и создателя рабочих мест. Наряду с этим, одной из главных мировых проблем, особенно в настоящее время, является проблема экологической безопасности производства. Поставщики, большую часть которых составляют, как правило, малые предприятия, ожидающие от сотрудничества с корпорациями справедливых торговых отношений и своевременных платежей. Взаимоотношения корпораций и их поставщиков являют собой важное звено любой экономической системы, так как само существование малого бизнеса зависит от честного отношения к нему со стороны корпораций.

25. Цель, задачи и функции управления финансами корпораций. Функции финансового менеджмента подразделяются на две группы:

§ функции финансового менеджмента как управляющей системы;

§ функции финансового менеджмента как специальной области управления предприятием.

Функции финансового менеджмента как системы управления:

§ финансовое планирование (бюджетирование);

§ финансовая организация;

§ мотивация на достижение намеченных финансовых показателей;

§ финансовый контроль (контроллинг или управленческий учет).

Функции финансового менеджмента как специальной области управления предприятием:

§ управление активами;

§ управление капиталом;

§ управление инвестициями;

§ управление денежными потоками;

§ управление финансовыми рисками.

цель финансового менеджмента — максимизация благосостояния собственников с помощью рациональной финансовой политики на основе:

§ долгосрочной максимизации прибыли;

§ максимизации рыночной стоимости предприятия.

Задачи финансового менеджмента в современных условиях хозяйствования предприятий:

§ формирование объема финансовых ресурсов, необходимого для обеспечения текущей деятельности организации и направлений его развития;

§ наиболее эффективное использование финансовых ресурсов;

§ оптимизация денежного оборота и расходов (затрат);

§ устранение неэффективных участков деятельности;

§ максимизация прибыли предприятия;

§ минимизация уровня финансового риска;

§ эффективное управление ресурсами в целях увеличения стоимости предприятия;

§ обеспечение устойчивых темпов роста экономического потенциала предприятия;

§ оценка потенциальных финансовых возможностей предприятия на предстоящие периоды;

§ применение методик оценки эффективности принимаемых финансовых решений;

§ избежание банкротства (антикризисное управление);

§ обеспечение текущей финансовой устойчивости и целевой рентабельности на основе построенной системы показателей эффективности.

 

 

См вопрос 18

27. Органы управления корпорациями. Органами управления Корпорации являются наблюдательный совет Корпорации, генеральный директор Корпорации и правление Корпорации.В состав наблюдательного совета Корпорации входят девять членов, в том числе восемь - представители Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также генеральный директор Корпорации, являющийся членом наблюдательного совета Корпорации по должности. Правление Корпорации является коллегиальным исполнительным органом Корпорации. В состав правления Корпорации входят генеральный директор Корпорации, являющийся членом правления по должности, и другие члены правления. Деятельностью правления Корпорации руководит генеральный директор Корпорации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: