Справочник
Для подготовки к ГИА
По русскому языку
Класс
Инструкция для учащихся
По выполнению экзаменационной работы
По РУССКОМУ ЯЗЫКУ
• Работа выполняется гелевой ручкой с черными чернилами.
• Перед началом работы в Бланках ответов №1Р и №2 запишите дату тестирования и персональный код (вверху каждой страницы бланков и внизу лицевой страницы), поставьте свою подпись в указанном месте.
• Получив экзаменационную работу, подпишите ее (фамилия, имя, класс, школа, округ), а на Бланках №1Р и №2 запишите номер варианта.
Работа состоит из трех частей.
На выполнение всей работы отводится 4 часа (240 минут).
Первая часть работы включает одно задание (С1) и представляет собой не-большую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение).
• Исходный текст для сжатого изложения прослушивается вами 2 раза.
• Задание выполняется на Бланке ответов №2 с указанием номера задания (С1). Запись текста начинается с лицевой стороны бланка (на Бланке №2 можно писать с двух сторон).
|
|
• Для работы над изложением используйте сначала черновик, а в бланке ответов пишите аккуратно и разборчивым почерком.
• Написание сжатого изложения рекомендуется закончить до 10.40.
• В 10.10 вам разрешат пользоваться орфографическими словарями.
Закончив выполнение первой части работы, отложите Бланк №2 и приступайте к выполнению второй части работы.
Вторая часть выполняется на основе прочитанного текста. Она состоит из 7 заданий с выбором ответа (А1-А7) и 9 заданий с кратким ответом (В1-В9).
К каждому заданию с выбором ответа даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.
• Нужно обвести в работе номер правильного ответа кружком. Если вы обвели не тот номер, то зачеркните этот обведенный номер крестом, а затем обведите номер правильного ответа.
• Выбранные ответы необходимо перенести в Бланк ответов №1Р.
• При заполнении бланка №1Р в клеточку, соответствующую номеру задания (типа А) и номеру выбранного варианта ответа, ставится знак «Х».
• Если вы хотите исправить ваш ответ в бланке, не зачеркивайте его, а напишите новый ответ в поле «Замена ошибочных ответов на задания типа А». Для этого справа от буквы «А» напишите номер задания (например, 02) и поставьте знак «Х» в клеточку, соответствующую номеру выбранного вами другого варианта ответа.
Ответы к заданиям В1-В9 вы должны сформулировать самостоятельно.
• Записывайте ответы на эти задания словами или цифрами, разделяя их при необходимости запятыми, сначала в работе в отведенном для этого месте, а затем в Бланке №1Р.
• Ответ на задание типа В записывается в Бланке №1Р справа от номера задания, начиная с первой клеточки. Каждый символ надо писать в отдельной клеточке (по образцу написания из верхней части Бланка №1Р).
|
|
• Если вы хотите исправить ваш ответ в бланке, не зачеркивайте его, а напишите новый ответ в поле «Замена ошибочных ответов на задания типа В». Для этого справа от буквы «В» напишите номер задания (например, 05), а затем новый ответ.
Выполняйте задания второй части последовательно, начиная с первого. Если вы затрудняетесь при выполнении какого-либо задания, пропустите его и переходите к следующему. К пропущенному заданию можно будет вернуться, если останется время.
Третья часть работы выполняется на основе того же текста, который вы читали, работая над заданиями второй части.
• Приступая к третьей части работы, внимательно прочитайте задания С2.1 и С2.2 и выберите одно из двух предложенных заданий.
• Напишите сначала развернутый аргументированный ответ на выбранное задание в черновике, а затем аккуратно перепишите его в Бланк №2.
• В Бланке №2 в поле «Резерв» в левой клеточке напишите цифру 1, если вы выбрали задание С2.1, или цифру 2, если вы выбрали задание С2.2.
• Переписывая ответ из черновика в Бланк №2, отступите вниз от изложения три клеточки и укажите сначала номер задания (С2.1 или С2.2).
• Если вам будет недостаточно Бланка ответов №2, поднимите руку, к вам подойдет организатор и выдаст дополнительный Бланк №2.
• На дополнительном Бланке №2 надо записать:
свой код (в трех местах),
номер варианта,
в поле «Служебная отметка» цифру …,
поставить свою подпись в указанном месте.
• Если часть развернутого ответа записана на одном бланке, а продолжение – на дополнительном, то перед продолжением обязательно еще раз укажите номер выполняемого задания и слово «продолжение».
Правильный ответ в зависимости от сложности задания оценивается одним или несколькими баллами. Баллы, полученные за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и получить как можно больше баллов.
Желаем успеха!
План демонстрационного варианта экзаменационной работы
1 | С1 | Адекватное понимание устной речи. Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста). Текст как продукт речевой деятельности. | 7 баллов | Время выполнения 90 мин (1 ч. 30 мин.) |
2 | А1 | Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста. | 1 балл | 8 мин |
3 | А2 | Анализ текста. Лексическое значение слова. | 1 балл | 5 мин |
4 | А3 | Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности. | 1 балл | 6 мин |
5 | А4 | Фонетика. Звуки и буквы. Фонетический анализ слова. | 1 балл | 4 мин |
6 | А5 | Правописание корней. Правописание словарных слов. | 1 балл | 4 мин |
7 | А6 | Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание. | 1 балл | 4 мин |
8 | А7 | Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-). Правописание -Н-/-НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. | 1 балл | 5 мин |
9 | В1 | Лексика и фразеология. Синонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению употреблению. | 1 балл | 5 мин |
10 | В2 | Словосочетание. | 1 балл | 4 мин |
11 | В3 | Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. | 1 балл | 6 мин |
12 | В4 | Осложненное простое предложение. | 1 балл | 6 мин |
13 | В5 | Пунктуационный анализ. Знаки препинания предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. | 1 балл | 5 мин |
14 | В6 | Синтаксический анализ сложного предложения. | 1 балл | 6 мин |
15 | В7 | Пунктуационный анализ. Знаки препинания сложносочиненном и в сложноподчиненном предложении. | 1 балл | 5 мин |
16 | В8 | Синтаксический анализ сложного предложения. | 1 балл | 6 мин |
17 | В9 | Сложные предложения с разными видами связи между частями. | 1 балл | 6 мин |
Часть 2 А и В | 16 | 85 мин |
Часть 3
| ||||||
18 | С2 | Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Создание текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров. Грамматические нормы (морфологические нормы). Грамматические нормы (синтаксические нормы). Лексические нормы. | 9 баллов | 65 мин | ||
| ||||||
Всего заданий – 18. Общее время выполнения работы – 240 мин. Всего баллов - 42 баллов | ||||||
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ ВО ВРЕМЯ ЭКЗАМЕНА
№ п/п | Действия организатора | Действия экзаменуемого | Рекомендуемое время | ||
1 часть работы | 90 мин. | ||||
1. | Поставить аудиозапись первый раз. | Слушание текста. | 2,5-3 мин. | ||
Дать время на осмысление текста. | Работа в черновике. | 3-4 мин. | |||
2. | Второе чтение текста | Слушание текста. | 2,5-3 мин. | ||
Выключить запись. Сообщить о начале написания изложения и о возможности пользоваться словарем. | |||||
Пишут сжатое изложение. | 80 мин. | ||||
За 30 минут до завершения этого вида работы объявить учащимся о возможности пользоваться словарями. | |||||
За 10 минут до завершения этого вида работы напомнить учащимся о необходимости завершения написания изложения. | |||||
2 часть работы | 85 мин. | ||||
Чтение текста и решение тестовых заданий | |||||
За 5 минут напомнить учащимся о необходимости завершить этот вид работы. | |||||
3 часть работы | 65 мин. | ||||
Написание сочинения-рассуждения (С2.1 или С2.2)
| 65 мин. | ||||
По истечении времени, отведённого на выполнение всей работы, собрать словари; собрать выполненные экзаменационные работы. | |||||
Время написания всей экзаменационной работы 240 мин (4 часа) |