Самостоятельная работа

Изучение первоисточников: Платон, С. 412-414 (раздел 4.3 Хре­стоматии и антологии, [7], Ч. II); М. Шеллер, С. 481-185 (там же, [3]); Ж. О. Ламетри, С. 439-441; Л. Бюхнер, С. 452-456; 3. Фрейд, С. 456-464 (там же, [7], Ч. I.).

Темы для докладов

1.Категория сознания в философии: объективно-идеалистическая, субъективно-идеалистическая, теологическая, пантеистическая, мате­риалистическая интерпретации.

2.О природе идеального.

3.Развитие форм отражения в природе и возникновение сознания.

4.Бессознательное: реальные проявления и возможные объяснения.

5.Проблема искусственного интеллекта: реальные достижения и дискуссии.

Тема 12. Познание как предмет философского анализа

1. Познание как культурно-исторический процесс. Формы познава­тельной деятельности.

2. Проблема познаваемости мира. Принцип субъективности как основа гносеологических концепций классики. Эпистемологический поворот в постклассической философии.

3. Структура познавательного процесса. Дилемма эмпиризма и ра­ционализма. Чувственный, рациональный и иррациональный аспекты познания.

3. Познание как постижение истины. Истина и заблуждение. Истина и ценность. Проблема критериев истины.

Самостоятельная работа

Изучение первоисточников: Ф. В. Шеллинг, С. 279-280; В. Г. Белин­ский, С. 284-285; Леонардо да Винчи, С. 278-288 (раздел 4.3 Хрестома­тии и антологии, [3]); Дж. Локк, С. 491 (там же, [7], Ч. 1).

Темы для докладов

1.Теории истины в философии.

2.Заблуждение как противоположность истины.

3.И. Кант о возможности и особенностях философского познания в работе «Пролегомены». {Кант, И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, которая может появиться как наука. Предисловие; §1-2; 5;40-56 / И. Кант /У Собрание сочинений: в 8 т. - М., 1994. - Т. 4. - С. 6-16,17-25,29-34,87-113.).

4.Творчество как элемент познания.

5.Место и роль интуиции в познавательных действиях.

Тема 13. Наука, ее когнитивный и социокультурный статус.

1. Понятие науки. Наука как деятельность, система знаний и соци­альный институт. Классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.

2.Структура научного познания. Эмпирический, теоретический и метатеоретический уровни научного исследования. Области научного знания.

3.Формы научного знания: научный факт, закон, гипотеза, научная теория. Современные стратегии развития научного знания.

4.Понятие метода и методологии. Методы эмпирического и теорети­ческого исследования.

5.Наука в системе социальных ценностей. Возможности и границы науки. Научное и вненаучное знание. Гуманитарные параметры совре­менной науки.

Самостоятельная работа

Изучение первоисточников: Ф. Бекон, С. 385 (раздел 4.3 Хрестома­тии и антологии, [7], Ч. 1); П. Л. Лавров, С. 327; М. Вебер, С. 343 (там же, [7], Ч. 2).

Темы для докладов

1.Наука в системе социальных ценностей современного общества.

2.Образ развивающейся науки в работе Т. Куна «Структура науч­ных революций». {Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. - М.,1975.-С. 6-26.)

3.Гуманитарная направленность современной науки.

4.Проблема научного метода.

5.Структура научной теории.

Тема 14. Общество и основные стратегии его исследования

1. Общество как объект философского анализа. Эволюция представ­лений об обществе в истории философской мысли.

2. Основные стратегии исследования социальной реальности в со­временной философии.

3. Общество как система. Социальная структура общества, ее основ­ные элементы. Типы социальных структур (социально-классовая, соци­ально-этническая, социально-демографическая).

4. Основные аспекты жизни общества: материальный, социально-политический и духовный, их взаимосвязь.

Самостоятельная работа

Изучение первоисточников: К. Маркс, С. 338-346; Ф. Энгельс, С. 402; А. Швейцер, С. 499-503; А. Печчеи, С. 508-510, 515-518 (Раздел 4.3 Хрестоматии и антологии, [3]).

Темы для докладов

1.Формационный (цивилизационный, культурологический) подхо­ды к анализу истории общества.

2.Общество и личность: диалектика взаимоотношений.

3.Демографическая проблема на современном этапе и пути ее ре­шения.

4.Сущность понятия «открытое общество».

5.Собственность и эксплуатация: современная философская интер­претация.

6.Кризис мировой цивилизации на рубеже ХХ-ХХ1 веков и пути его решения.

Тема 15. Основные проблемы политической философии

1. Понятие политики и власти. Социально-философские концепции власти. Политическая организация общества.

 

2. Государство как важнейший компонент политической организа­ции общества. Исторические типы и формы государства. Государство и гражданское общество.

3. Политика и право. Концепция правового государства. Политика, право и нравственность в современном обществе.

4. Феномен идеологии в политической жизни общества. Идеология современного белорусского государства и перспективы демократии.

Самостоятельная работа

Изучение первоисточников: Ж.-Ж. Руссо, С. 422; И. Кант, С. 435 (раздел 4.3 Хрестоматии и антологии, [7], Ч. 2).

Темы для докладов

1.Проблема управления современным обществом.

2.Политика и нравственность.

3.Философский аспект понятия «гражданское общество».

4.Основные течения идейно-политической мысли.

5.Политическая власть и социальный интерес.

6.М. Фуко о сущности и формах власти. {Фуко, М. Воля к знанию /М. Фуко // Воля к истине. - М, 1996. - С. 238-268.).

Тема 16. Философские проблемы социальной динамики

1. Общество как развивающая система. Проблема источников и дви­жущих сил его развития.

2.Природа и функции социальных противоречий и конфликтов. Эво­люция и революция в социальной динамике. Концепция ненасилия в со­временной социальной философии.

3.Понятие субъекта исторического процесса. Роль народных масс и лич­ности в истории. Концепция элит в современной социальной философии.

4.Основные факторы социальной динамики: геоклиматический, де­мографический, технико-технологический. Идея единства и многовари­антности исторического развития. Линейные и нелинейные интерпрета­ции социальной истории.

5.Понятие техники, технологи и технической деятельности. Техникаи культура. Техницизм и антитехницизм. Идеология технократизма и ее последствия для развития общества.

Самостоятельная работа

Изучение первоисточников: В. С. Соловьев, С. 208-209; А. И. Гер­цен, С. 201-206; А. Печчеи, С. 493; Морелли, С. 189-193 (раздел 4.3 Хрестоматии и антологии, [7], Ч. 2).

Темы для докладов

1. Выдающиеся мыслители человечества об идеалах общественного устройства.

2.Проблема социального переустройства общества.

3.Проблема единства истории и понятие «осевого времени» в сочи­нении К. Ясперса «Истоки истории и ее цель». {Ясперс, К. Истоки исто­рии и ее цель / К. Ясперс // Смысл и назначение истории. - М., 1994. -С. 32-39,48-50, 240, 242-243, 248-253, 262-264, 267-271.).

4.Насилие и ненасилие в истории.

5.Феномен технократического мышления: истоки, сущность, тен­денции.

6.Сущность и перспективы компьютерной революции.

7.Пределы управляемости научно-техническим прогрессом.

Тема 17. Философия культуры

1. Понятие культуры. Основные парадигмы философского анализа куль­туры (аксиологическая, деятельностная, семиотическая, игровая и др.).

2.Традиции и новации в динамике культуры. Проблема единства и многообразия культурно-исторического процесса. Понятие диалога культур в современном мире.

3.Национальное и общечеловеческое в культуре. Восточнославян­ская цивилизация между Западом и Востоком. Глобализация как пред­мет социально-философского анализа.

4.Культура и нравственность. Мораль как форма нормативной регу­ляции поведения человека.

5.Искусство и специфика эстетического отношения человека к миру. Религия как форма духовного освоения реальности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: