а) Психотропные средства: алпразолам, афобазол, галоперидол, диазепам, левомепромазин, медазепам, перициазин, сульпирид, феназепам, хлорпромазин.
Оказывают антипсихотическое и седативное действие: | Оказывают противотревожное действие: |
Блокируют α-адренорецепторы: | Средства с седативным и миорелаксирующим эффектами: |
Корректор поведения: | Преобразуется в активные метаболиты (нордазепам, оксазепам): |
б) Антипсихотические средства: галоперидол, дроперидол, кветиапин, левомепромазин, перициазин, сульпирид, тиоридазин, трифлуоперазин, хлорпромазин, флуфеназин.
Антипсихотические средства с преобладанием психоседативного действия: | Антипсихотические средства с преобладанием антипсихотического действия: |
Производные фенотиазина: | Производные бутирофенона и замещенного бензамида: |
Оказывает обезболивающее действие: | Оказывает психостимулирующее и антидепрессивное действие: |
в) Лекарственные средства для лечения тревожных расстройств: алпра-золам, афобазол, бромиды, валериана, медазепам, пустырник, феназепам, хлордиазепоксид, шлемник байкальский.
|
|
Оказывают противотревожное действие: | Оказывают только седативное действие: |
Анксиоселективные средства: | Содержат эфирные масла и гликозиды: |
Агонист бензодиазепиновых рецепторов: | Средство с наибольшим гипотензивным эффектом: |
г) Антидепрессанты: азафен, амитриптилин, имипрамин, мапротилин, моклобемид, ниаламид, пирлиндол, сертралин, флувоксамин, флуоксетин.
Блокаторы нейронального захвата: | Ингибиторы МАО: |
Избирательные блокаторы захвата серотонина: | Обратимые ингибиторы МАО: |
Обладает избирательным тимоана-лептическим действием: | Обладает тимоаналептическим действием с регулирующим компонентом: |
Заполните таблицу.
а) «Побочные эффекты антидепрессантов».
ЛС | М-холиноблоки-рующее | Н1-гистамино-блокирующее | a-адреноблокирубщее | Гепатотоксич-ность | Тираминовый синдром | Серотониновый синдром | Прочие особенности |
Ниаламид | |||||||
Моклобемид | |||||||
Амитриптилин | |||||||
Флуоксетин | |||||||
Миртазапин |
Примечание. Наличие эффекта обозначить «+».
IV. Экспериментальная работа и оформление протокола.
Опыт 1. Мышечно-расслабляющее действие сибазона.
1.1. Белой мыши вводят внутрибрюшинно сибазон (15 мг/кг) и через 20-30 мин отмечают изменения в поведении животного.
1.2. Двух мышей помещают на стержень, вращающийся со скоростью 6-8 об/мин. отмечают время, в течение которого животные сохраняют способность удерживаться на нем. Затем одной мыши внутрибрюшинно вводят 15 мг/кг сибазона. Через 20-30 мин после введения препарата животных снова помещают на вращающийся стержень и отмечают время, в течение которого они удерживаются на нем. Сравнивают полученные результаты.
|
|
Опыт 2. Потенцирование аминазином действия снотворных.
Помещают двух белых мышей под воронку. Одной из них внутрибрюшинно вводят 0,2 мл физиологического раствора, другой – 0,5 мл 0,5% раствора аминазина. Через 3 мин обеим мышам вводят внутрибрюшинно по 0,2 мл 0,1% раствора барбамила. Отметить изменения в поведении и время наступления снотворного эффекта у обеих мышей. Сделать выводы.
Опыт 3. Влияние аминазина на поведенческие реакции белых мышей.
Берется квадратная доска с 16-тью отверстиями (диаметром 5 см). Опыт ставится на 2 животных. Контрольной вводят внутрибрюшинно 0,2 мл физраствора, а опытной – 0,2 мл 0,1% раствора аминазина. Через 15 мин после указанного 0,2 мл 0,1% раствор аминазина. Через 15 мин после указанного воздействия животных поочередно пускают на доску. По числу обследованных отверстий (заглядывание) учитывается ориентировочная реакция мышей. Наблюдение за каждым животным продолжается 5 мин.
Опыт 4. Сравнение влияния аминазина и галоперидола на поведение интактных крыс.
Одной из крыс внутрибрюшинно вводят 0,1 мл изотонического раствора натрия хлорида, второй – 1% раствор аминазина из расчета 4,5 мг/кг, третьей – 0,1 % раствор галоперидола из расчета 0,5 мг/кг. Наблюдать за состоянием крыс в течение часа. Сравнить изменения в поведении животных, объяснить особенности действия нейролептиков.
V. Выходной контроль.
VI. Заключение.
ЗАНЯТИЕ 5
Психотропные средства:
психостимуляторы, психостимуляторы-адаптогены,
ноотропные средства, аналептики
(часть II)
Цель занятия: Изучить классификации, механизмы, особенности действия, фармакокинетику, применение, побочные эффекты и противопо-казания к применению психостимуляторов, психостимуляторов-адаптогенов, ноотропных средств и аналептиков; отравление стрихнином. Научиться выписывать лекарственные средства в рецептах.
Актуальность темы
Средства, возбуждающие ЦНС, имеют различную химическую структуру и происхождение, подразделяются на синтетические и природные. Общим в их действии является способность повышать функциональную активность ЦНС и ослаблять её угнетение. Психостимуляторы повышают умственную и физическую работоспособность, уменьшают чувство усталости, могут улучшать настроение, снимают сонливость. Применяют эти вещества при невротических субдепрессиях, нарколепсии, а также для повышения работоспособности при утомлении.
Ноотропные средства активируют высшие интегративные функции головного мозга, улучшая обменные процессы в мозговой ткани. Данная группа средств оказывает благоприятное влияние на процесс обучения и память при их нарушении.
Аналептики стимулируют ЦНС. Препараты оказывают возбуждающее действие на центры продолговатого мозга – дыхательный и сосудодвигательный, а также и другие отделы ЦНС. Аналептики широко используются в терапии расстройств дыхания и сердечной деятельности при отравлении средствами, угнетающими ЦНС, шоке, коллапсе.
Общетонизирующие препараты (Адаптогены) – средства, повышающие неспецифическую резистентность организма человека к действию неблагоприятных факторов внешней среды. Это – лекарства-регуляторы. Термин «адаптоген» введен в начале 60-х годов отечественным фармакологом Н.В. Лазаревым – основателем профилактической фармакологии. По теории Н.В. Лазарева, с помощью адаптогенов организм можно ввести в особое состояние – «неспецифической повышенной сопротивляемости».
|
|
Для усвоения материала темы необходимо знать: из курса физиологии – необходимо знать нейрофизиологические механизмы высшей нервной деятельности; из курса патологической физиологии – понятие об астении, гипотонии, асфиксии.