Вопросы к государственному экзамену по дисциплине
«Социальная педагогика. Воспитательная работа в образовательных учреждениях»
Раздел «Социальная педагогика»
1. Социально-экономические и духовные предпосылки становления социальной педагогики. Предметная область, задачи, функции и принципы социальной педагогики.
2. Социальное развитие личности как цель и функция общества. Важнейшие направления развития личности.
3. Характеристика социокультурной среды как ведущего условия и источника формирования личности.
4. Понятие социализации. Характеристика социализации как социально-педагогического явления.
5. Основные группы факторов социализации. Характеристика мегафакторов социализации. Проблемы педагогики мира.
6. Социальное воспитание: сущность, содержание и важнейшие направления.
7. Генезис развития социально-педагогических идей в отечественной и зарубежной философско-педагогической мысли.
8. Народная педагогика как источник социального воспитания. Белорусские народные традиции в области воспитания молодежи, их использование в современном воспитательном процессе.
|
|
9. Методология и методы социально-педагогических исследований.
10. Положение детей в Республике Беларусь. Социальная политика государства по охране законных прав детей.
11. Национальная система охраны детства в Республике Беларусь.
12. Учреждение общего среднего образования как социальный институт общества и открытая социально-педагогическая система. Особенности социального воспитания в школе.
13. Цели, задачи, основные направления деятельности социально-педагогической и психологической службы учреждения образования.
14. Основные направления деятельности социального педагога в школе.
15. Семья как социальный институт и фактор социализации. Структура, динамика, функции семьи. Актуальные проблемы современной семьи и социально-педагогические пути их решения.
16. Основные направления оказания социально-педагогической помощи семье. Принципы и формы социально-педагогического взаимодействия с семьей. Социально-педагогическая помощь неблагополучным семьям.
17. Понятие социально-педагогической виктимологии. Принципы организации социально-педагогической помощи различным категориям «жертв» неблагоприятных условий социализации.
18. Сиротство как социально-педагогическая проблема. Причины социального сиротства и пути разрешения проблемы. Особенности социально-педагогической работы с детьми-сиротами.
19. Социальная адаптация и дезадаптация. Сущность и виды детско-подростковой дезадаптации. Социально-педагогическая профилактика школьной дезадаптации.
|
|
20. Понятие девиантного поведения. Особенности воспитания детей и подростков с девиантным поведением. Социально-педагогическая профилактика девиантных форм поведения детей и подростков.
21. Социокультурная среда по месту жительства, ее характеристика. Особенности социального воспитания по месту жительства.
22. Категории детей с особенностями психофизического развития. Социально-педагогическая работа с семьями, воспитывающими детей с особенностями развития. Типы учреждений для детей с особенностями психофизического развития в системе образования.
23. Межведомственное сотрудничество с организациями и учреждениями в системе деятельности социального педагога.
24. Понятие метода в социальной педагогике. Диагностические методы в системе деятельности социального педагога. Методы индивидуальной и групповой работы, их сущностная характеристика.
25. Молодежное и детское движение как фактор социализации. Основные направления работы социального педагога по координации деятельности детских и молодежных формирований
26. Средства массовой информации и коммуникации как фактор социализации. Влияние средств массовой информации и коммуникации на процесс социального воспитания молодежи.
27. Религиозные конфессии как фактор социализации. Благотворительность в Республике Беларусь.
28. Профессионально-этические нормы и принципы деятельности социального педагога. Нравственные качества личности социального педагога. Пути и формы непрерывного совершенствования профессионального мастерства социального педагога.
29. Опыт и практика социальной работы за рубежом.
30. Социально-педагогическое сопровождение замещающих семей.
31. Организация социально-педагогической работы по выявлению и оказанию помощи семьям и детям в социально опасном положении.
32. Семейные формы устройства детей-сирот. Деятельность специалистов социально-педагогической и психологической службы по реализации Декрета Президента Республики Беларусь № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».
33. Цель, задачи, основные направления и содержание деятельности социально-педагогических учреждений.
Раздел «Воспитательная работа в образовательных учреждениях»
1. Нормативно-правовое обеспечение воспитательной работы в образовательных учреждениях Республики Беларусь (Кодекс Республики Беларусь об образовании, Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011-2015годы).
2. Воспитание как процесс интериоризации общечеловеческих ценностей.
3. Проблемы воспитания детей и учащейся молодежи на современном этапе. Современные концепции воспитания.
4. Целеполагание как процесс формирования цели воспитания. Компоненты целеполагания.
5. Идеологическое воспитание детей и молодежи в Республике Беларусь: методы, приемы, средства.
6. Планирование воспитательной работы как вид педагогической деятельности.
7. Цель, задачи и сущность планирования воспитательной работы в образовательных учреждениях.
8. Виды, структура и содержание планов воспитательной работы в образовательных учреждениях.
9. Планирование групповой и индивидуальной воспитательной работы с обучающимися.
10. Сущность, структура и классификация воспитательных технологий.
11. Технология организации воспитательной деятельности классного руководителя.
12. Технология формирования детского коллектива. Планирование воспитательной работы с детским коллективом.
13. Технологии личностно-ориентированного воспитания.
14. Здоровьесберегающие технологии воспитания.
15. Технология создания ситуации успеха.
16. Технология этической защиты.
|
|
17. Игровые технологии в процессе воспитания.
18. Технология воспитания социального творчества.
19. Понятие воспитательной системы и системного подхода. Структура и принципы воспитательной системы.
20. Развитие воспитательных систем в истории педагогики.
21. Проблемы, условия и критерии эффективности функционирования воспитательной системы.
22. Этапы становления воспитательной системы. Создание авторских воспитательных систем.
23. Системы и программы воспитания в учреждениях образования Республики Беларусь.
24. Сущность и особенности управления системой воспитания.
25. Самоуправление и его роль в управлении системой воспитания.
26. Формирование педагогического пространства в системе воспитательной работы в учреждениях образования.
27. Концепции педагогической поддержки ребенка, процесса его развития и самовоспитания.
28. Формирование образа жизни, достойной Человека (Концепция воспитания Н.Е.Щурковой).
29. Содержание, принципы и методы организации детского и молодежного досуга.
30. Неформальный досуг детей и молодежи. Социально-педагогическая работа по организации досуга детей и молодежи.
31. Особенности организации досуга детей и учащейся молодежи в летний период.
32. Основы планирования досуговой работы с детьми и учащейся молодежью (клубная работа, праздники и др.).
33. Социальное воспитание средствами музыкального искусства.