Политическая мысль в России
Заметное отставание в развитии политической теории и практики в России от передовых западных стран вовсе не означает отсутствие в многовековой истории страны оригинальных политических идей и учений. История российской и западной политической мысли имеет как сходство, так и существенные различия. Эти различия обусловливались той культурной средой, в которой развивалась русская политическая мысль, а также влиянием целого ряда других факторов, таких как географическое положение, климатические условия, внешнее окружение и т. д.
[63]
Особенности развития политической мысли в России
Возникновение политических идей
Сохранившиеся памятники российской культуры говорят о том, что политическая мысль возникла в России давно, еще в XI в., и ее активного развития требовала сама общественная жизнь страны. Политика, государство, власть традиционно играли ведущую роль в развитии российского общества в силу его исторических, культурных, территориальных, географических особенностей. Существовавшие веками традиции сильной власти, способной мобилизовать население и организовать его на проведение хозяйственных работ, защиту границ, колонизацию новых земель, требовали поддержания в общественном сознании высокого авторитета власти и ее носителей — князя, монарха, вождя и т. д. Политические идеи выступали важнейшим ресурсом власти, создавая ее благоприятный образ в глазах населения, оправдывая ее новые притязания.
|
|
Зарождение политических идей относится к периоду объединения восточнославянских племен под властью киевского князя. Формирование древнерусского государства и укрепление княжеской власти потребовали обоснования их божественного характера. Древнерусское государство было раннефеодальным, в нем сохранялись свободные общинники, процесс образования классов не был завершен, важную роль продолжали играть вечевые традиции. Поэтому обоснование божественного характера княжеской власти опиралось на привычные патриархальные, общинные ценности, в которых отношения князя и его подданных воспринимались как отношения отца и сыновей.
[64]
В «Молении Даниила Заточника» (XII—XIII вв.) подчеркивается, что князь должен быть заботящимся отцом, как «вода мати рыбам». В то же время идея о божественном характере княжеской власти органично переплеталась с идеей ответственности князя перед народом. Еще в «Поучениях» Владимир Мономах (1.053—1125) наставлял князей быть праведными и ответственными за авторитет собственной власти. В «Поучениях» были представлены черты идеальногоправителя: князь должен быть милосердным, мужественным и сильным воином, мудрым, соблюдать законы.
|
|
Следовательно, начальный период развития политической мысли России (XI—XV вв.) характеризуется наличием некоторых общих черт, присущих и процессу становления западных политических учений. Во-первых, первоначально политическая мысль не была самостоятельной, а была растворена в религиозных и обыденных представлениях. Не случайно в образе княжеской власти присутствовали как мифологические и религиозные (непогрешимость, абсолютность, правосудность, чем, собственно, и обосновывался ее божественный характер), так и мирские черты, порожденные общинным укладом жизни.
Во-вторых, после принятия христианства на Руси в 988 г. политическая мысль вплоть до XIX в. развивалась в недрах религиозного (православного) мировоззрения, в то время как в западных странах освобождение политической мысли из-под религиозного влияния завершилось уже в XVI в.
В-третьих, и на Западе, и в России политическая мысль выполняла отчетливо выраженную практическую функцию: она реагировала на потребности практики в наилучших формах правления, во властных институтах, способных обеспечить гражданский мир и согласие в российском обществе.
[65]
Однако содержание тех выводов, к которым приходили мыслители России и Запада относительно идеальных форм государства, были различными. Эти различия были обусловлены несовпадением социокультурных сред (т.е. совокупности ценностей, идеалов, верований, представлений), в которых развивались политические идеи. На Западе политическая мысль была ориентирована на защиту интересов самостоятельного индивида, гражданского общества и ограничение всевластия государства в лице монарха. В России политические учения обосновывали приоритет интересов государства, общины перед личностью.
В период Московского государства, особенно при Иване IV, происходит концентрация политического могущества и утверждение неограниченной власти монарха. Политические идеи обосновывают необходимость абсолютизации верховной власти в силу ее божественного характера. Однако появляются и иные обоснования неизбежности сильной царской власти.
Писатель-публицист Иван Пересветов (XVI в.) лишь централизованное государство и сильного монарха считал гарантами преодоления материального оскудения и ослабления военного могущества страны. В атом оскудении он обвинял бояр, которые «не заботятся о государстве, а лишь и богатеют, и ленивеют. а царство оскужают». Поэтому условием величия государства, по И. Пересветову, является сильная неограниченная власть, опирающаяся на служилое дворянство. Предложенные им политические реформы были впоследствии проведены царем Иваном IV.
Единственным критиком процесса концентрации абсолютной власти в руках монарха и необходимости сословного представительства выступил Андрей Курбский, который был советником Ивана Грозного, но затем сбежал в Литву.
[66]
«Царь, аще и почтен царством, — поучал А. Курбский, — должен искать доброго и полезного совета не токмо у советников, но и у всенародных человек».
Специфика российской политической мысли
Особенности развития политических идей в России сказались на характере и содержании тех проблем, которые осмыслялись в них. Выбор актуальных вопросов общественной жизни, поиски путей и средств их решения определялись тем специфическим видением мира, которое сложилось в русской культуре.
Это особое мировосприятие было связано с православием. Божественный характер власти в православии органично сочетался с уникальной российской традицией — соборностью, которая была порождена самими условиями существования и развития древнерусского общества. Основой социальной организации общества выступала община. Соборность предполагала коллективный поиск истины, полновластия большинства, исключала существование автономной личности. Тем самым соборность подпитывала авторитарный характер власти князя, поскольку для подавления оппозиции мнению большинства необходима сильная власть. Следовательно, сила власти и государства определялись не только их божественным характером, но и согласием между правящими и подданными.
|
|
Со ссылками на православие государству и власти князя приписывались высокие моральные добродетели. Они олицетворяли добро, истину, милосердие, ответственность за подданных, праведность. Те же, кто стремился разрушить государство, олицетворяли силы зла, были слугами Антихриста. Таковыми считались бояре-изменники. Всевластие князя, царя стало определяющим принципом политического устройства российского общества. Неудивительно, что и политическая мысль также стремилась к обоснованию праведности неограниченной власти монарха.
[67]
В силу географического положения страны (Россия расположена между Западом и Востоком) русская политическая мысль в своем развитии испытывала заметное, подчас решающее влияние западной и восточной мысли: первоначально — Византии, а начиная с XVII в. — Запада. Влияние западных идей выразилось в появлении идейно-политического движения «западников», в заимствовании ими многих либеральных ценностей.
Однако это вовсе не означало, что Россия не пыталась найти собственный самобытный путь политического, и шире — исторического развития. Символом, который выражал самобытность народа и в то же время служил его сплоченности, единству, была русская идея. Она стала одной из центральных идей политических теорий, что нашло отражение в формировании широкого движения славянофилов.
Примечательно, что политическая мысль России развивалась параллельно с развитием государства, которое правомерно отнести к идеократическому типу. В таких государствах объединение индивидов осуществляется на основе общей для всех идеи. Эту идею и берет на вооружение власть. На разных этапах российской истории эту роль выполняли такие идеи, как «Москва — третий Рим», «православие — самодержавие — народность», идея построения справедливого и процветающего государства и др.
|
|
То обстоятельство, что русская политическая мысль на протяжении почти всей своей истории развивалась в рамках религиозного мировоззрения, обусловило определенное отставание ее от западных политических учений. Это предопределило более позднее осознание российскими мыслителями исторического значения идей парламентаризма, демократии, гражданского общества и т. д.
[68]
1. Назовите факторы, которые обусловили особенность развития политической мысли в России, 2. Каковы отличительные черты развития политических идей в России? 3. Сравните, как изменялось содержание политических идей в XI и XIV вв. 4. Как объясняется природа власти в российской политической мысли? 5. Почему развитие политических идей тесно связано с развитием государства? Какие идеи этого периода могут, на ваш взгляд, представлять интерес для современного российского общества? Сформулируйте их. |