По приказу Петра I в 1697 году в Западную Европу направилось Великое посольство в составе 250 человек. Его главной официальной целью была организация единого союза европейских государств против Крымского ханства и Османской империи. Руководителями посольства были назначены генерал-адмирал Ф.Я. Лефорт, руководитель Посольского приказа генерал Ф.А. Головин и думный дьяк П.Б. Возницын. Поехал в Европу инкогнито (т.е. не открывая своего имени) и сам царь под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова. Он направлял всю работу посольства. Одной из основных задач поездки было знакомство царя с жизнью и порядками европейских стран. Наслышанный от Лефорта, Гордона, Брандта о европейских порядках, царь предпочёл увидеть их сам. Пётр объехал пол-Европы, посетив Кенигсберг, Курляндию, Голландию, Англию, Вену. Русские «волонтеры» (добровольцы) из дворян и солдат в ходе поездки изучали военные науки, морское дело, кораблестроение. Сам Пётр работал в Голландии плотником на верфях, а в Англии учился корабельному делу, осматривал музеи и фабрики, посещал госпитали, учился гравировать. Приехав в Вену, царь узнал о новом стрелецком заговоре и срочно вернулся в Россию. Планировавшаяся поездка в Венецию и Рим так и не состоялась. Выяснилось, что в сговоре с Софьей стрельцы намеревались свергнуть с престола Петра. Последовала жестокая расправа царя над мятежниками. Сотни стрельцов были казнены или сосланы. Великое посольство не привело к созданию антитурецкого союза, но утвердило Петра в намерении борьбы со Швецией за выход к Балтийскому морю. Наметились и союзники в угон борьбе.
Критерии оценивания | Баллы | |
K1 | Смысловое соответствие исторического сочинения эпохе (периоду, событию, явлению, процессу), при характеристике, которой могут быть использованы элементы из списка | 1 |
Историческое сочинение посвящено эпохе (периоду, событию, явлению, процессу), к которой относятся элементы из списка | 1 | |
Историческое сочинение не соответствует эпохе (периоду, событию, явлению, процессу), при характеристике, которой могут быть использованы элементы из списка. ИЛИ Факты, использованные при написании сочинения, существенно искажают смысл ответа и/или не свидетельствуют о знании / понимании учащимся эпохи (периода, события, явления, процесса) | 0 | |
К2 | Использование элементов из списка | 3 |
Корректно использованы все элементы из приведённого списка | 3 | |
Корректно использованы пять элементов из приведённого списка (один элемент не использован или использован некорректно) | 2 | |
Корректно использованы три-четыре элемента из приведённого списка (остальные элементы не использованы или использованы некорректно) | 1 | |
Корректно использованы только один-два элемента из приведённого списка. ИЛИ Все элементы из списка использованы некорректно. ИЛИ Элементы из списка не использованы | 0 | |
КЗ | Отсутствие фактических ошибок (Оценивание по критерию КЗ производится только в случае, если по критериям KI-K2 выставлено не менее 2 баллов). | 2 |
Отсутствуют фактические ошибки (ошибки, связанные с некорректным использованием элементов из списка, не засчитываются) | 2 | |
Допущены одна-две фактические ошибки (ошибки, связанные с некорректным использованием элементов из списка, не засчитываются), не приведшие к существенному искажению смысла | 1 | |
Допущено более двух фактических ошибок (ошибки, связанные с некорректным использованием элементов из списка, не засчитываются), не приведших к существенному искажению смысла | 0 | |
К4 | Форма изложения | 1 |
Весь ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала) | 1 | |
Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений | 0 | |
Максимальный балл |