Цель. Развитие словаря учащихся; закрепление правописания слов с мягким знаком.
Ход игры. Учитель читает стихотворение без последнего слова. Ученики по очереди из каждого ряда отгадывают его по рифме, за что получают очко. Затем слово записывается в тетрадь всеми учащимися.
Я в любую непогоду
Тороплюсь забраться в воду.
Но к обеду я вернусь. —
Го-го-го! — гогочет... (гусь).
Я по чтению опять
Получил оценку. (пять).
В этот праздничный весенний день
Расцвела душистая... (сирень).
Без ключа, ты мне поверь,
Не откроешь эту... (дверь).
Солнышку послушна звонкая капель.
Ожила природа, на дворе... (апрель).
Все играли, а вратарь
В это время грыз... (сухарь).
Я буду уголь добывать,
Как мой отец и моя... (мать).
Сквозь грохот пушек и огонь
Бойца проносит верный... (конь).
В лесу мне видеть довелось,
Как грыз кору могучий... (лось).
Вот готовы стены — Нужно в них теперь
Выдолбить оконце И прорезать... (дверь).
Думаю, известно всем:
Дней в неделе ровно... (семь).
|
|
В ночь мороз, С утра капель.
Значит, на дворе... (апрель).
Ты надел совсем не то:
Нужна не шуба, а... (пальто).
Зимние каникулы! Веселые деньки!
Нужны ребятам санки,
лыжи и... (коньки).
Люся сморщила лицо:
— Не пойду я на... (крыльцо).
К нам на елку в парк«Сокольники»
Из Ленинграда едут... (школьники).
Тебе кукла, а мне — мячик.
Ты девочка, а я... (мальчик).
Я купила себе книжку,
А Павлуше— красный шар
И пошла искать братишку
На Сиреневый... (бульвар).
На столе у тети Анны
В вазе красные... (тюльпаны).
Коту Мурзику не лень
Умываться целый... (день).
От зубастых щук таясь,
Стороной проплыл... (карась).
Загадки.
Цель. Отгадывание загадок; закрепление правописания слов с мягким знаком.
Целый день купается,
Все не разувается.
День и ночь на ножках
Красные сапожки. (Гусь.)
Ходит к речке смело
Весь в наряде белом.
У него на ножках
Красные сапожки. (Гусь.)
Ежедневно
В семь утра
Он трещит:
— Вставать порррррра! (Будильник.)
Он всюду — в поле и в саду,
Но в дом не попадет.
И никуда я не пойду,
Покуда он идет. (Дождь.)
С неба падает слезами,
По земле бежит ручьями. (Дождь.)
Одной ручкой всех встречает,
Другой ручкой — провожает. (Дверь.)
Каждый год я к вам лечу —
Зимовать у вас хочу.
И еще красней зимой
Ярко-красный галстук мой. (Снегирь.)
Эта книга не простая,
По ней я буквы изучаю. (Букварь.)
Это кто такой садовник?
Полил вишни и крыжовник,
Полил сливы и цветы,
Вымыл травы и листы. (Дождь.)
Ей бродить ничуть не лень
Рядом с вами целый день.
|
|
Стоит солнышку зайти,
Как ее вам не найти. (Тень.)
Что за дерево-девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель.)
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось.)
Забралась на карниз,
Нос повесила вниз.
На ночь слезы прячет,
А на солнце плачет. (Сосулька.)
СОЧЕТАНИЕ ГЛАСНЫХ С ШИПЯЩИМИ
Отрицай.
Цель. Закрепление правописания слов с сочетаниями ча — ща.
Оборудование. Слова, записанные на доске в три столбика. В каждом столбике столько слов, сколько человек в одной группе.
Ход игры. Класс делится на три группы, каждой предлагается столбик слов. Ученики по порядку выходят к доске и записывают очередное словосочетание со словом нет, например: плащ — нет плаща.
Работу начинают по сигналу учителя одновременно три группы. Выигрывает та из них, которая первой выполнила задание, не сделав при этом ошибок.
Примерный материал. Слова: плащ, грач, врач, мяч, ключ, борщ, лещ, меч, луч, обруч, силач, трубач, кирпич, товарищ, калач.
Один — много.
Цель. Закрепление правописания слов с сочетаниями жи — ши.
Оборудование. Слова в единственном числе, записанные в два-три столбика, по количеству играющих групп.
Ход игры. Класс делится на несколько равных групп. Каждой из них предлагается столбик слов. Слов в столбике столько, сколько человек в группе. Ученики по порядку выходят к доске и изменяют очередное слово так, чтобы оно обозначало много предметов, т. е. записывают его во множественном числе. Например: еж — ежи. Работу начинают по сигналу учителя одновременно три группы. Записав все слова, группы проводят взаимопроверку и исправляют ошибки. При выявлении победителя учитывается быстрота и пра вильность выполнения задания, а также качество работы над ошибками, обнаруженными другой командой.
Примерный материал. Слова: еж, уж, ухо, ерш, лужа, лыжа, мышь, нож, чиж, груша, крыша, этаж, калоша, камыш, малыш, стриж, шалаш, ландыш, гараж,'карандаш, пляж.
Он — я.
Цель. Закрепление правописания слов с сочетаниями чу — щу.
Оборудование. Слова, записанные на доске в три столбика.
Ход игры. Класс делится на три группы, каждой предлагается столбик глаголов. По сигналу учителя от каждой группы выходят по порядку ученики и записывают по одному слову со значением «я делаю» соответственно данному, например: стучит — я стучу. Выигрывает та группа, члены которой первыми закончили работу, не сделав при этом ошибок.
Примерный материал. Слова: стучит, молчит, учит, ищет, летит, тащит, чистит, хочет, плачет, скачет, тратит, выручит, выключит, угостит, встретит, простит, трещит, рычит.
Шипящие.
Цель. Активизация слов с изучаемыми орфограммами и закрепление их правописания (ча — ща, жи — ши, чу — щу)-
Оборудование. 1.У каждого играющего семь слогов жи и набор других слогов, которые в сочетании с этим слогом образуют слова: но, лы, у, чи, лу, ли, раф.
У каждого играющего восемь слогов ши и набор следующих
слогов: гру, ер, кры, мы, пы, на, у, пит.
У каждого играющего шесть слогов ча и слоги да, ку, ту,
сы, ща, шка.
У каждого играющего четыре слога ща и набор слогов
ро, пи, ча, вель.
У каждого играющего семь слогов чу и четыре слога щу,
а также слоги дак, жой, гун, лок, лан, ка, кри, пла, та, чи, про.
Ход игры. Слоги с изучаемой орфограммой (один из вариантов) раскладываются столбиком. Затем к ним приставляются слева или справа другие слоги, так, чтобы получилось слово. Выигрывает тот, кто первый сложит в слова все имеющиеся слоги.
Пруд.
Цель. Закрепление правописания шипящих в сочетании с гласными; умение объяснять орфограммы.
Оборудование. Фигурки рыбок, на обратной стороне которых написано слово с пропуском гласных после шипящих.
|
|
Ход игры. Рыбки прикрепляются к магнитной доске или к фланелеграфу. Учащиеся выступают в роли рыбаков. Рыбка считается пойманной и остается у ученика, если он, взяв рыбку, вставил в слово нужную гласную и объяснил ее правописание. Если одно из условий не выполнено, рыбка возвращается в «пруд».
Выигрывает ряд, у которого больше «пойманных» рыбок: Комментарий для учителя. При закреплении нескольких орфографических правил на обороте рыбки может быть написано несколько слов, каждое с пропущенной буквой в соответствии с требуемой орфограммой.
Лото.
Цель. Активизация слов с изучаемой орфограммой и закрепление их правописания.
Оборудование. Карточки лото с картинками: зайчата, кувшин, чулки, чайка, лыжи, щука, чашка, снежинка, карандаш, чайник, перчатка, груши, свеча, мыши, ежи, моржи, роща, ландыши — по три картинки в различных сочетаниях; у ведущего отдельные маленькие карточки со словами; у каждого ученика по три фишки. (См. Приложение.)
Ход игры. Ведущий берет маленькую карточку и прочитывает слово. Ученики ищут соответствующую картинку у себя на карточках лото. Кто нашел, поднимает руку. Отвечающий должен объяснить написание слова. Если объяснение правильное, он закрывает картинку со словом. Все остальные, у кого тоже есть такая картинка, кладут на нее фишку. Выигрывает тот, кто первым закроет всю карточку лото.
Лесенка.
Цель. Закрепление правописания слов с изучаемой орфограммой.
Оборудование. На доске помещены таблицы в количестве, равном числу команд.
Ход игры. Класс делится на несколько групп. От каждой группы к доске по порядку выходят ученики и заполняют одну пустую клетку в своей лесенке.
Побеждает та группа, которая первой «спустилась с лесенки», не сделав при этом ошибок.
Ч | с | ||||||
У | ж | н |
| ||||
Б | Е | ж | т |
| |||
К | У | в | ш | н |
| ||
В | ы | р | У | ч | и | ||
в | с | т | р | Е | ч | й |
| ж | р | |||
ч | й | ||||
| Щ | к | А | ||
| ш | н | А | ||
ч | ш | к | А | ||
Ш | ш | к | А | ||
ч | ч | Е | л | О | |
ч | й | н | и | К |
|
|
и | Щ |
| |||
у | ч | ||||
л | ы | ж |
| ||
м | ы | ш |
| ||
с | т | у | ч | ||
с | к | А | ч | ||
м | А | Л | ы | ш | |
с | т | р | и | ж |
Е | ж | |||||
Р | О | Щ |
| |||
С | в | Е | ч |
| ||
к | А | М | ы | ш | ||
в | С | т | р | Е | ч |
д | А | ч | |||||
к | О | ч | н | ||||
р | ы | ч | т | ь | |||
м | и | ч | р | й | н | ||
д | У | ш | с | т | ы | й |
(ужи, уши) (туча, ерши) (этажи, афиши) (задача, добыча) (ландыши, выключу)
(ножи) (лежит) (начало) (овчарка) (пушистый)
Круги.
Цель. Накопление слов с изучаемой орфограммой.
Оборудование. Круги, сделанные из картона, со слогами.
Ход игры. Представители каждого ряда подбирают слоги, записанные в круге, так чтобы из них составились слова с сочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — щу.
Выигравшим считается ряд, который быстрее и без ошибок записал все слова на доске.
Начинай с буквы ч.
Цель. Активизация слов с изучаемой орфограммой и закрепление их правописания.
Оборудование. Геометрическая фигура, разделенная, на квадраты.
ч | ч | ч | ч | ч | ч | ч | ч |
1.У валюшидень рожденья!Всех, Валюта, угощай.
Вот ватрушки,Вот варенье,Вот горячий, крепкий....
2.Густой лес.
3.Белокрылая птица над морем летает.
Рыбу увидит — клювом хватает.
4.Посуда для питья.
5.Продолжи ряд: носки, гольфы, колготки,....
6.Слово, противоположное по смыслу слову редко.
7.Друг за другом по тарелке
День и ночь шагают стрелки.
8.Время: секунда, минута,....
(Чай, чаща, чайка, чашка, чулки, часто, часы, час.)
Ход игры. Учащиеся индивидуально заполняют квадраты в соответствии с заданием. Выигрывает тот, кто первым заполнил все вертикальные полосы.
Эту же игру можно проводить коллективно. В этом случае слова вписываются представителями рядов.
Эстафета.
Цель. Накопление слов с изучаемой орфограммой.
Оборудование. Один лист бумаги на каждую группу.
Ход игры. Класс делится на группы по рядам. По сигналу ученики каждого ряда, начиная с последней парты, записывают на листке бумаги по одному слову с изучаемой орфограммой и передают лист впереди сидящим. Выигрывает та группа, ученики которой первые по эстафете передадут учителю лист бумаги с правильно выполненным заданием.
Загадки.
Цель. Развитие умения отгадывать загадки; закрепление правописания слов-отгадок.
Они по снегу быстро мчатся
И провалиться не боятся. (Лыжи.)
Мухи белые летели,
На дворы, на крыши сели.
Не сочтете белых мух,
Что летают словно пух. (Снежинки.)
На плите стоит, пыхтит,
А из носа пар валит. (Чайник.)
Стой, плотва и караси!
И пощады не проси:
Я хозяйка здесь в пруду,
На охоту я иду. (Щука.)
Белые горошки
На зеленой ножке. (Ландыши.)
Голова огнем пылает,
Тело тает и сгорает.
Я полезной быть хочу:
Лампы нет — я посвечу. (Свеча.)
Маленькие зверьки,
Серенькие шубки,
Черненькие глазки,
Остренькие зубки. (Мыши.)