ЭГ характеристика транспорта РФ

Транспортный комплекс включает сеть транспортных линий, транспортных узлов и технические средства перевозки, а также работу по перевозке грузов и пассажиров.

Транспорт — особая сфера материального производства и самостоятельная отрасль народного хозяйства. С его помощью осуществляются связи внутри отраслей и между различными

отраслями, внутри экономических районов и между ними, формируются межгосударственные связи. Транспорт — необходимое условие и материальная основа территориального разде-

ления труда. Влияние транспорта на развитие экономики проявляется в виде транспортных издержек, без учета которых нельзя обеспечить эффективное размещение производства. Транспортные затраты увеличивают стоимость продукции. Отношение суммарных транспортных издержек к полной стоимости продукции называют коэффициентом транспортной слагающей. Чем меньше этот коэффициент, тем более транспортабельна продукция, а следовательно, более свободно по отношению к потребителю могут размещаться производства.

   Транспортная сеть вместе с транспортными узлами (транс- портная система) образует пространственно-экономический каркас, на который опирается вся хозяйственная деятельность. Для России с ее огромными пространствами развитая транспортная сеть — одно из главных условий ее экономического развития и сохранения внутреннего единства. Она обеспечивает территориальное разделение труда, связи между регионами, между центром страны и ее окраинами. Длина всех путей сообщения составляет в России 2,8 млн км, т. е. 160 км / 1 тыс. км 2, что несравненно меньше, чем в разви- тых странах. Так, в России сеть автодорог меньше, чем в США, в 5 раз, железных дорог в 2,5 раза, при площади почти в 2 раза большей. Вместе с тем дороги страны характеризуются большой транспортной работой. Так, СССР, имея лишь 12% мировой протяженности железных дорог, осуществлял половину мирового грузооборота, что связано с большими топливно-сырьевыми перевозками на дальние расстояния, что нерационально с точки зрения производителей товаров, но выгодно производителям транспортных услуг.

  Транспортная сеть России размещается крайне неравно- мерно, ее плотность понижается от Центральной России к северу и востоку и в основном совпадает с зоной основного хозяйственного развития. Если в Центральном районе плотность дорог соответствует европейскому уровню, то в северных районах Сибири и Дальнего Востока вообще нет дорог круглогодичного действия. В целом в Европейском регионе плотность дорог выше, чем в Азиатском, в 10 раз.

Железнодорожный транспорт — основной вид магистрального транспорта, обеспечивающий связи между регионами, связи центра страны с ее окраинами, Европейского и Азиатского регионов страны. Он особенно важен для дальних перевозок тяжелых грузов — металлов, угля, древесины, зерна, строительных материалов и др. По величине грузооборота железные дороги занимают 2-е место, хотя объем железнодорожных перевозок за последние 15 лет упал почти наполовину. В развитых странах роль железных дорог снижается за счет роста автомобильных перевозок. Та же тенденция наблюдается и в России, но здесь железные дороги остаются основным перевозчиком массовых грузов на большие расстояния, поэтому требуется развитие сети этих дорог. Если в Европейской Рос-сии они связывают между собой все значительные города, то от Урала до Владивостока действует практически одна — Транс-сибирская магистраль, построенная 100 лет назад, — самая протяженная и самая грузонапряженная дорога в мире. От нее отходят несколько веток на север и юг в ближние районы Сибири и Якутию, а также в Монголию и Китай.

Автомобильный транспорт представляет собой повсеместную сеть, доставляющую любые грузы от производителя до потребителя в любую точку экономического пространства.

Общая протяженность автодорог в России в 10 раз больше, чем железных, и их роль продолжает расти. В развитых странах, особенно небольших по площади, на автотранспорт приходится до 70% грузооборота.

Трубопроводный транспорт — особый вид транспорта, до- ставляющий жидкие и газообразные грузы, и роль его быстро растет. В России это единственный транспорт, грузооборот которого в 1990-е гг. не снизился, а вырос, перегнав все другие виды транспорта. Он обеспечивает освоение нефтегазовых месторождений Сибири, перекачивая 3/4 добываемой нефти и весь природный газ российским и зарубежным потребителям. Сеть трубопроводов, имеющая длину более 200 тыс. км, в последние годы также начала расти, в основном — на экспортных направлениях.

Морской транспорт занимает в перевозках грузов неболь- шое место, но выполняет ряд важных функций. Он осуществляет международные перевозки главных экспортных грузов стра-

ны — нефти, металлов, удобрений, зерна; занимается рыбным промыслом, в котором занята половина судов; обслуживает по договорам перевозки других стран.

  Речной транспорт является традиционным в РФ, так как реки представляют собой исторически сложившиеся в России пути с ообщения. По разветвленной речной сети общей длиной более 500 тыс. км (сейчас используется 100 тыс. км) продвигались россияне при освоении и заселении огромных пространств страны. В современности роль речного транспорта снизилась. Он используется либо для перевозки массовых дешевых грузов, либо в районах, лишенных других транспортных путей.

Воздушный транспорт используется для скоростной пере- возки пассажиров и дорогостоящих грузов как в зарубежные страны, так и отдаленные районы России, особенно на ее северные и восточные окраины. В 1990-е гг. объемы авиаперевозок сократились почти в 4 раза, особенно сильно — на внутренних линиях. Несколько выросла роль международных авиалиний. В России основной поток авиапассажиров идет по линиям Москва — Черное море

и Москва — Сибирь — Дальний Восток. Самый крупный воздушный порт страны — Москва, отправляющий 30% пассажиров России, в том числе более 50% в международном сообщении. Большие объемы пассажиро и грузооборота имеют Санкт-Петербург, Екатеринбург, Сочи, Минеральные Воды, Новосибирск, Красноярск, Самара, Владивосток и другие региональные центры. Особой формой организации транспорта являются регио- нальные транспортные системы (РТС), возникающие в пределах социально-экономических регионов, в том числе в пределах отдельных субъектов РФ. Наиболее типичные для России РТС свойственны для регионов Волго-Вятского экономического района. Можно отметить, что свойства РТС изменяются плавно по территории России, без ярко выраженных уникальных относительно своих соседей транспортных систем.

  


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: