Государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт менеджмента
Кафедра экономики и менеджмента
ПРОГРАММА
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ И ПАКТИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА
студентов специальности «Менеджмент организации»
форма обучения – очная
Москва – 2013 г.
I. Цель практики.
Производственная практика является этапом подготовки менеджеров по специальности 080507 «Менеджмент организации». Ее цель - закрепление теоретических знаний, полученных в процессе самостоятельного освоения экстернами учебного материала, а также приобретение практических навыков в области менеджмента в организации.
II. Задания на производственную практику.
Отчет о прохождении практики должен содержать сведения о выполненной работе в период практики включать следующие разделы:
Введение
Во введении следует ответить на следующие вопросы:
- почему Вы выбрали специальность менеджера (Ваши мотивации в выборе специальности);
- с чем связан выбор организации конкретной сферы деятельности;
- менеджером какого направления и уровня в структуре предприятия Вы хотите быть;
- какую цель и задачи Вы ставите перед собой в ходе прохождения практики;
Нужно отметить, что без ясного представления о собственной миссии эффективность прохождения практики будет весьма снижена.
Раздел 1. Общая характеристика места прохождения практики
В этом разделе, независимо от специфики организации, должны содержаться следующие сведения:
- основные виды деятельности, миссия предприятия, перечень основных целей, необходимость реализации которых обусловила создание организации; (изучение учредительных документов);
- описание организационной структуры и структуры управления организации;
- основные показатели финансово-хозяйственной деятельности в динамике за три года (изучение бухгалтерской отчетности);
- анализ внутренней и внешней среды предприятия: численность и характеристика персонала, ассортимент и объем выпускаемой продукции (услуг, работ), основные потребители, поставщики, конкуренты, и т.д.;
В данном разделе целесообразно использовать графики, диаграммы, схемы, таблицы. Распределение полномочий в системе управления можно представить в виде функциональной матрицы.
Функциональная матрица представляет собой таблицу, в которой перечень работ сопоставляется с номенклатурой действующих структурных подразделений (должностей). На пересечении проставляются полномочия данного подразделения (должности) в решении определенного вопроса. Примерная форма функциональной матрицы представлена в табл. 1.1.
Таблица 1.1. Функциональная матрица распределения полномочий (прав и обязанностей).
№ п/п | Состав задач управления (укрупненных функций) | Наименование структурных подразделений | |||||||
… | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | … | 11 |
Поскольку информация данного раздела может представлять значительный объем, то можно отдать предпочтение отдельным позициям, оставив без рассмотрения другие.
Раздел 2. Исследование и анализ финансово-хозяйственной деятельности организации
На втором этапе может быть исследовано состояние и перспективы развития производственно-хозяйственной и финансовой деятельности организации. Должны быть рассмотрены основные технико-экономических показатели работы организации за последние несколько лет;
В данном разделе, с использованием информационной базы финансового и, возможно, управленческого учета (балансов, приложений, пояснительных записок, учетных регистров), должна быть представлена информация:
- о составе и движении внеоборотных и оборотных активов;
- себестоимости и результатах деятельности предприятия;
- ликвидности, рентабельности, платежеспособности, финансовой устойчивости организации;
Данные показатели желательно рассматривать в динамике за три последние года. Для успешной реализации данных задач предлагается воспользоваться учебной литературой.
Раздел 3. Менеджмент и организация.
В данном разделе представляются результаты наблюдений, касающихся содержания работы конкретного менеджера, оценки его качеств как руководителя, способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях. Помимо описательной части, можно использовать таблицу:
Таблица 2.1. Оценка качества менеджера (руководителя)
Должность руководителя | Стиль руководства | Профессионализм | Наличие лидерских качеств | Способность принимать непопулярные решения | Готовность к профессиональному росту, к повышению квалификации | Способность влиять на людей | Выполнение данных обещаний | Умение предотвращать конфликты и разрешать конфликты. | Соответствует ли занимаемой должности |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Раздел 4. Организационная культура предприятия (организации).
В этом разделе рассматриваются черты, характеризующие организацию:
- выполнение работниками своих обязанностей;
- дисциплина;
- оценка морального климата в коллективе;
- традиции в жизни организации;
- отношения персонала с потребителями, поставщиками, посредниками и другими партнерами;
- внимание руководства к нуждам сотрудников;
- готовность к взаимопомощи сотрудников.
- другое
Раздел 5. Разработка управленческих решений.
В этом разделе основное внимание необходимо уделить изучению методов разработок и принятия решения. При этом возможно использовать таблицу:
Таблица 3.1. Процесс разработки и принятия решений в организации (базе практики)
Особенность стадии подготовки решения | Альтернативность в процессе разработки решения (наличие вариантов проекта решения) | Методы принятия решений (интуиция, знание, рационализм, комбинация подходов) | Формы принятия решения (единоличные, коллегиальные, коллективные) | Содержание контроля реализации принятия решений | Эффективно ли принятое решение (достижимость цели, улучшение работы и т.д.) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Заключение
В данном разделе (2-3 страницы) в лаконичной форме излагаются результаты этапов работы, фиксируются ее ключевые моменты. Указываются наиболее важные недостатки в деятельности организации и (или) ее подразделений, в частности, в структуре и практике управления. Следует отразить оценку общего состояния организации и предложить мероприятия, направленные на совершенствование ее деятельности.
Раздел должен быть предельно конкретным и выразительным.
Библиография
Отчет заканчивается библиографией состоящей из 10-15 источников, использованных в процессе прохождения практики и имеющих сквозную нумерацию. Библиография строится в следующей последовательности:
1. Нормативные акты (Законы, Указы президента, подзаконные акты)
2. Монографии и учебная литература
3. Периодическая литература
4. Справочная литература
5. Интернет и другие источники
Приложения
Отчет может содержать приложения (копии документов, таблицы, графики, схемы и т.п.). Приложения должны иметь сквозную нумерацию арабскими цифрами. Каждое приложение следует начинать с нового листа с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение 1,2 и т.д.». Оно должно иметь тематический заголовок, отражающий содержание данного приложения.
Требования к оформлению отчета.
Отчет должен быть оформлен на бумаге стандартного формата А4, с использованием шрифта Times New Roman Cyr №14, через 1,5 интервала (параметры страницы: верхнее – 2,5 см., нижнее – 2,0 см., левое – 3 см., правое – 1,5 см.) Примерный объем - 15 страниц. (не включая приложений).
Все приложения (таблицы, схемы, графики и др.) должны иметь название и соответствующий номер.
Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего отчета и обозначаться арабскими цифрами. Подразделы нумеруют арабскими цифрами в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номера раздела и подраздела, разделенных точкой (например: 1.2.)
Нумерация страниц отчета ведется арабскими цифрами вверху и проводится по всему тексту, включая приложения (таблицы, схемы, графики, диаграммы и др.).
Титульный лист отчета о прохождении производственной практики приводится в Приложении 1.
Приложение 1 (титульный лист)