Структура источников формирования имущества предприятия

 


Рис. 4.2

 


Материально – техническое обеспечение

 

Материальные ресурсы можно разделить на 4 группы:

1) постоянно потребляемые в значительных количествах;

2) материалы, поставка которых по условиям работы поставщиков производится один раз в планируемый период и приурочена к определённому месяцу этого периода;

3) получаемые от поставщиков, среднемесячный расход которых меньше заказной нормы;

4) получаемые со сбытовых или снабженческих баз.

В зависимости от объёма производства и специфики материалов отделы материально-технического снабжения на предприятии организуются по-разному. Существуют следующие виды организации материально-технического снабжения:

1. Централизованная форма. При этой форме снабженческие и складские функции осуществляются единым аппаратом снабжения, который делится на следующие рабочие группы: плановая, заготовительная, занимающаяся складскими операциями. Эта структура характерна для небольших и средних предприятий.

2. Система “снабсклад”. Она состоит из отдельных снабженческих подразделений, специализированных по отдельным группам материалов. Каждый из снабскладов полностью автономен и сам выполняет все снабженческие функции по своей группе материалов. Эта структура практикуется на предприятиях, потребляющих в большом количестве однородные виды материалов.

3. Система цехового снабжения. При этой системе снабжение ведётся по территориально - производственному признаку. Склад обслуживает один определённый цех и в одной структурной единице совмещены все снабженческие функции. Эта система встречается редко.

 

Система планирования на предприятии

 

Руководители предприятия должны учитывать, что планиро­вание — это экономический метод управления, выступающий как основное средство использования экономических законов в процессе хозяйствования. Планирование базируется на данных про­шлого, но стремится определить и контролировать развитие пред­приятия в перспективе.

Планирование можно классифицировать по различным направ­лениям:

1. По степени охвата сфер деятельности:

• общее планирование, т. е. планирование всех сфер деятель­ности предприятия;

•частное планирование, т. е. планирование определенных сфер деятельности.

2. По содержанию (видам) планирования:

• технико-экономическое: поиск новых возможностей, созда­ние определенных предпосылок;

• оперативно-производственное — реализация возможностей и контроль текущего хода производства.

3. По объектам функционирования:

• планирование производства;

• планирование сбыта;

• планирование финансов;

• планирование кадров.

4. По периодам (охвату отрезка времени):

• текущее технико-экономическое планирование, охватыва­ющее отрезок времени от месяца до 1 года работы предпри­ятия;

• перспективное технико-экономическое планирование, охва­тывающее отрезок времени свыше года (с разбивкой на сред­несрочное — на срок до 5 лет и долгосрочное планирование — на срок более 5 лет).

В качестве оценки эффективности планирования используют несколько критериев:

• полнота планирования, т. е. степень охвата планированием всех подразделений предприятий;

• непрерывность планирования;

• гибкость планирования, т. е. возможность оперативной кор­ректировки планов;

• возможность контроля за выполнением плана.

Стратегическое и оперативное планирование

Весь процесс планирования в экономической организации мож­но разделить на две основные стадии: разработка стратегии дея­тельности фирмы (стратегическое планирование) и определение тактики реализации выработанной стратегии (оперативное, или, что то же самое, тактическое планирование).

Стратегия фирмы — это совокупность ее главных целей и основных способов достижения данных целей.

Другими словами, разрабатывать стратегию действия фирмы — значит определять общие направления ее деятельности.

Стратегией не может быть простое определение желаемых це­лей и удобных способов их претворения. Принять желаемое за действительное — это еще не значит разработать стратегию. Стра­тегия должна исходить не из приятных мечтаний, а из реальных возможностей развития фирмы. Поэтому стратегия — это прежде всего реакция организации на объективные внешние и внутрен­ние обстоятельства ее деятельности.

Обычно стратегическое планирование бывает рассчитано на длительный период, хотя во многих организациях стратегия ос­новывается на среднесрочном планировании (второй способ более приемлем для российских фирм, действующих в условиях предельно высокой неопределенности). Вместе с тем стратегическое и долгосрочное планирование, как уже отмечалось, про­цессы неоднозначные. Стратегия — это не функция времени, а функция направления. Она не просто сосредоточена на данном периоде времени, а включает в себя совокупность глобальных идей развития фирмы.

Ответственность за разработку стратегии несет прежде всего ру­ководство экономической организации, поскольку стратегическое планирование требует высокой ответственности, масштабного ох­вата действий менеджером. Плановая команда обеспечивает стра­тегическое планирование аналитическим подходом к принятию ре­шений о будущем фирмы

Тактическое планирование — это принятие решений о том, как должны быть распределены ресурсы организации для достижения стратегических целей.

Тактическое планирование обычно охватывает краткосрочный и среднесрочный периоды, то есть является предметом забот сред­него и низшего управленческого звена.

Основной вопрос стратегического планирования — чего хочет добиться организация. Тактическое планирование сосредоточено на том, как организация должна достигнуть такого состояния. То есть разница между стратегическим и тактическим планирова­нием — это разница между целями и средствами.

Бизнес-план – это план развития предприятия, необходимый для освоения новых сфер деятельности фирмы или для создания новых сфер бизнеса. Основными целями бизнес-плана являются:

1) определение степени жизнеспособности и будущей устойчивости предприятия, снижение риска предпринимательской деятельности;

2) конкретизация перспектив бизнеса;

3) привлечение внимания и интереса потенциальных инвесторов фирмы, а также потребителей и поставщиков;

4) приобретение опыта планирования, показ предприятия в перспективе.

Бизнес-план необходим, прежде всего, для привлечения внимания будущих инвесторов (например, банков), как отправная точка при ведении переговоров с будущими партнерами.

è   Первым этапом в разработке бизнес-плана является определение источников необходимой информации. Такими источниками могут стать учебники по бизнес-планированию, правительственные учреждения, консалтинговые и аудиторские фирмы, отраслевые издания и т.п.

è   Второй этап – определение целей разработки бизнес-плана. Цели определяются перечнем проблем, которые призван разрешить бизнес-план. Для большей привлекательности проекта имеет смысл совмещение внутренних и внешних проблем деятельности предприятия, например, предложение потенциальным инвесторам (коммерческим банкам, например) не просто выступать кредитором, а полноправно участвовать в предпринимательском проекте, то есть иметь долю в акционерном капитале, участвовать в распределении прибыли и т.д.

è   Третий этап – определение целевых читателей бизнес-плана: будущих инвесторов, которыми могут выступать акционеры, коммерческие банки, венчурные капиталисты и т.д. В зависимости от контингента читателей в бизнес-плане необходимо выделить те или иные стороны деятельности фирмы, дабы убедить инвесторов в том, что вложенные средства будут рационально использованы и принесут видимые результаты.

è   Четвертый этап – установление общей структуры создаваемого документа. Обычно бизнес-план включает в себя следующие составные части:

1) – титульный лист и оглавление. Титульный лист должен содержать заголовок плана, дату его подготовки, информацию о составителе плана и для кого он был подготовлен. Оглавление должно давать четкое представление обо всем содержании бизнес-плана.

2) – резюме. Оно должно включать в себя основные положения и идеи бизнес-плана. Резюме должно состоять из трех частей: введения (цели плана и коротко суть проекта), основного содержания (краткое описание всех ключевых моментов бизнес-плана, так то род деятельности, прогноз спроса, источники финансирования и т.д.) и заключения (представление факторов будущего успеха проекта, описание основных способов действия предпринимателя).

3) – история бизнеса (если предприятие уже существует). Здесь нужно подчеркнуть успехи фирмы и отдельных сотрудников, рассказать о создании и деятельности фирмы, о том, какие продукты и услуги предлагает фирма на рынке, о роли высшего руководства в деятельности предприятия и т.д. Все это необходимо увязать с намеченными целями.

4) – описание продуктов (услуг). Детальное описание будущего товара необходимо довести до сведения инвесторов, которые заинтересованы в высоком конкурентном потенциале товара. В описании необходимо отразить способы применения данного товара и его свойства, сравнение с аналогичной продукцией конкурентов, а также жизненный цикл товара. Внимание должно быть уделено также дизайну и упаковке и мотивам, которые будут побуждать покупателей приобретать именно данный товар.

5) – анализ положения дел в отрасли. Описание внешней среды фирмы и определение степени ее привлекательности. Здесь необходимо охарактеризовать размеры рынка и его состояние, категории потенциальных покупателей, чувствительность рынка к различным внутренним и внешним факторам, сезонным и циклическим колебаниям и т.д.

6) – оценка конкурентов и выбор конкурентной стратегии. Должны быть определены главные конкурентные силы в отрасли и сформулированы основные варианты конкурентных стратегий.

7) – план производства. Все главные компоненты производственной системы должны быть описаны в бизнес-плане. Кроме того, план производства должен включать экономические расчеты издержек производства, должны быть представлены основные методы производства и технологии, общая структура производственного процесса.

8) – план маркетинга. Этот план должен охватывать все вопросы, связанные с рынком. Должны быть представлены основные характеристики покупателей на ориентировочном рынке предприятия, покупатели должны быть дифференцированы в группы по различным признакам (уровень доходов, демографический признак), и предприятие должно определить для себя, на какой из сегментов рынка оно намерено ориентироваться.

9) – организационный план. Здесь указывается форма собственности и тип организационной структуры фирмы, рассматриваются вопросы руководства и распределения полномочий и ответственности. Указываются основные пайщики (акционеры) организации (иногда приводится весь список), сколько акций и какого класса было выпущено и предполагается выпустить, состав совета директоров и правления корпорации, как распределяются полномочия среди управляющих фирмы, каковы основные черты контрактов с менеджерами фирмы, какова организационная структура фирмы и способы взаимодействия подразделений друг с другом.

10) – финансовый план. Включает в себя три основных плановых документа: баланс предприятия, план прибылей и убытков и прогноз движения наличности.

Баланс фирмы – сводная таблица, указывающая источники капитала и средства его размещения. Отчетный баланс служит основой для анализа финансовых показателей предприятия. При этом используется внутренний баланс, отражающий истинное финансовое положение фирмы (внешний баланс, составляющийся специально для публикации, подвергается изменению в рамках балансовой политики, направленной обычно на преуменьшение размеров прибыли для снижения сумм налогообложения и создания резервного капитала).

Отчет о прибылях и убытках (форма №2) – воспроизводит итоги деятельности фирмы за определенный промежуток времени, также содержит информацию для финансового анализа. Здесь фирма сравнивает затраты и результаты своей деятельности, определяет величину чистого дохода и его распределение.

Отчет о движении наличности – анализирует источники и использование наличности, т.е. денежные потоки. Из отчета должно быть ясно, какое количество наличности фирма генерировала за истекший период, каковы источники наличности и как фирма использовала свою наличность.

Еще одна важная составляющая финансового плана – определение источников капитала (фондов), необходимого для деятельности фирмы, причем данные об источниках капитала должны быть увязаны с использованием фондов. В плане должны быть представлены:

- предполагаемая система финансирования и ее инструменты (банковские кредиты, векселя, облигации, опционы и т.д.);

-  величина процентов и основных выплат по долгу;

-  гарантии или залог, обеспечивающие безопасность финансовых соглашений;

- показатели финансового рычага, определяющие уровень риска проекта (см. следующую главу), соотнесенные с соответствующими среднеотраслевыми показателями;

- список текущих кредитов фирмы с суммами и сроками выплат по ним;

- потенциальные налоговые преимущества того или иного способа финансирования бизнеса.

11) – план исследований и разработок. Здесь освещается величина затрат на исследования и разработки (если фирма проводит таковые), сравнение их с соответствующими затратами прошлых периодов и фирм-конкурентов, квалификация, опыт и количество персонала в отделе исследований и разработок, оснащенность этого отдела, реальные достижения исследовательского подразделения и его вклад в общий успех организации.

12) – оценка и страхование риска. Помимо расчета инвестиционного риска, в бизнес-плане имеет смысл выделить отдельный отдел проблемам риска, в котором нужно провести общую оценку возможных рисков, анализ типов рисков, их источников и моментов возникновения, а также разработать меры по минимизации ущерба (особенно в случаях форс-мажорных обстоятельств).

è   Пятый этап – сбор информации для подготовки каждого из намеченных разделов бизнес-плана. На данном этапе желательно привлечь к работе специалистов различного профиля (финансистов, бухгалтеров, маркетологов, экономистов широкого профиля) как состоящих в организации, так и приглашенных со стороны.

è   Шестой этап – непосредственное написание бизнес-плана. Важный момент: предприниматель должен самостоятельно написать бизнес-план, даже если у него нет навыков такой работы. Помощь консультантов завершается на предыдущем этапе. Перепоручение написания бизнес-плана другому лицу чревато негативными последствиями, вплоть до потери доверия инвесторов к проекту. Бизнес-планы составляются также:

а) самими предпринимателями, часто с привлечением компьютерных программ;

б) консалтинговыми фирмами;

в) инвесторами (комбанками, фондами и пр.).

г) самими предпринимателями с последующей экспертизой со стороны заинтересованных структур или консалтинговых фирм (компромиссный вариант).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: