О мероприятиях по упорядочению трудовой дисциплины, улучшению практики государственного Социального страхования и борьбе с злоупотреблениями в этом деле

(Постановление Совнаркома СССР, ЦК ВКП(б) и ВЦСПС) [Извлечение]

В Советском Союзе трудящиеся работают не на капиталистов, а на себя, на свое социалистическое государство, на благо всего народа. Подавляющее большинство рабочих и служащих честно и добросовестно работает в предприятиях, на транспорте, в учреждениях, проявляя сознательное отношение к труду, показывая образцы ударничества и трудовой доблести, укрепляя мощь и обороноспособность Родины.

Но наряду с честными и добросовестными работниками еще имеются отдельные несознательные, отсталые или недобросовестные люди — летуны, лодыри, прогульщики и рвачи...

Совет Народных Комиссаров Союза ССР, Центральный Комитет Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков) и Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов постановляют:

1. Обязать администрацию предприятий и учреждений вместе с профсоюзными органами повести решительную борьбу со всеми нарушителями трудовой дисциплины и правил внутреннего трудового распорядка, с прогульщиками, лодырями, рвачами — со всеми, кто нечестно относится к своим трудовым обязанностям, будь то служащий или рабочий...

Требование закона об увольнении прогульщиков должно выполняться неукоснительно.

Законом установлены и рабочим классом приняты восьмичасовой рабочий день, семичасовой рабочий день, шестичасовой рабочий день для различных предприятий и учреждений в зависимости от условий работы. При этом семичасовой рабочий день имеет подавляющее большинство рабочих. Государство требует и рабочий класс поддерживает это требование, чтобы установленная законом продолжительность рабочего дня соблюдалась в точности и без всяких нарушений...

Рабочий или служащий, допустивший опоздание на работу без уважительных причин, или преждевременно ушедший на обед, или запоздавший приходом с обеда, или раньше времени ушедший с предприятий или из учреждения, или бездельничавший в рабочее время, подвергается администрацией взысканию: замечание, или выговор, или выговор с предупреждением об увольнении; перевод на другую, нижеоплачиваемую работу на срок до 3 месяцев или смещение на низшую должность.

Рабочий или служащий, допустивший три таких нарушения в течение одного месяца или четыре нарушения в течение двух месяцев подряд, подлежит увольнению, как прогульщик, как нарушитель закона о труде и трудовой дисциплины.

2. Установить, что за уклонение от проведения мер по укреплению трудовой дисциплины и непринятие мер против прогульщиков, летунов и разгильдяев... руководители предприятий, учреждений, цехов и отделов привлекаются вышестоящими органами к ответственности вплоть до снятия с работы и предания суду.

3. Рабочие и служащие при увольнении по собственному желанию обязаны предупреждать об этом администрацию предприятий и учреждений за один месяц.

4. В случае увольнения рабочего или служащего без достаточного основания оплата за вынужденный прогул производится в размере средней заработной платы, но не более чем за 20 дней, причем администрация предприятий и учреждений, фабзавкомы, месткомы и расценочно-конфликтные комиссии обязаны рассматривать жалобы на неправильное увольнение в течение 3 дней со дня поступления жалобы, а судебные органы — в течение 5 дней.

5. Рабочим и служащим, состоящим членами профессионального союза, пособия по временной нетрудоспособности (не считая пособий по беременности и родам) выплачиваются в следующих размерах в зависимости от стажа непрерывной работы в данном предприятии или учреждении:

а) при непрерывном стаже работы н одном и том же

предприятии или учреждении........ свыше 6 лет... 100% заработка

б)то же.......................... от 3 до 6 лет............ 80% “—”

в)то же.......................... от 2 до 3 лет............ 60% “—”

г) то же.......................... до 2 лет............ 50% “—”

9. Рабочим и служащим, не состоящим членами профессионального союза, пособия по временной нетрудоспособности (не считая пособий по беременности и родам) выплачиваются в половинном размере по сравнению с нормами, установленными для членов союза.

13. Право на очередной отпуск предоставляется рабочим и служащим по истечении 11 месяцев непрерывной работы в данном предприятии или учреждении.

14. Сверх установленного ежегодного отпуска работницам и женщинам-служащим в случаях беременности и родов предоставляется отпуск на 35 календарных дней до родов и на 28 календарных дней после родов с выдачей за этот период пособия за государственный счет в ранее установленных размерах. Означенный отпуск предоставляется и пособия по беременности и родам выплачиваются тем, кто проработал без перерыва на данном предприятии (в учреждении) не менее семи месяцев.

15. Преимущественное право на получение путевок в дома отдыха предоставляется тем рабочим и служащим, которые проработали на данном предприятии или в учреждении непрерывно свыше двух лет.

17. В отношении рабочих и служащих, работающих у частных нанимателей (домашние работницы, рабочие и служащие концессионных предприятий), вопросы предусмотренные настоящим постановлением, регулируются особыми правилами, издаваемыми Всесоюзным центральным советом профессиональных союзов с утверждения Совета Народных Комиссаров ССР.

20. Пенсионерам, продолжающим работать после назначения им пенсии по старости, эти пенсии выплачиваются независимо от заработка.

Не учитывается также заработок до 100 руб. в месяц, получаемый инвалидами I и II групп за работу на дому, предоставляемую артелями кооперации инвалидов...

Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам, т. 2. М., 1967, с. 665—672.

 

 

КОНСТИТУЦИЯ (Основной Закон) СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
Утверждена Чрезвычайным VIII съездом Советов Союза ССР
5 декабря 1936 года
(с последующими изменениями и дополнениями)

 

Глава I. ОБЩЕСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО
Глава II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО
Глава III. ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СОЮЗА СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
Глава IV. ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК
Глава V. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
Глава VI. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК
Глава VII. ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ АВТОНОМНЫХ
СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
Глава VIII. МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Глава IX. СУД И ПРОКУРАТУРА
Глава Х. ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН
Глава XI. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
Глава XII. ГЕРБ, ФЛАГ, СТОЛИЦА
Глава XIII. ПОРЯДОК ИЗМЕНЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ

 

Глава I
ОБЩЕСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО
Статья 1. Союз Советских Социалистических Республик есть
социалистическое государство рабочих и крестьян.
Статья 2. Политическую основу СССР составляют Советы
депутатов трудящихся, выросшие и окрепшие в результате свержения
власти помещиков и капиталистов и завоевания диктатуры
пролетариата.
Статья 3. Вся власть в СССР принадлежит трудящимся города и
деревни в лице Советов депутатов трудящихся.
Статья 4. Экономическую основу СССР составляют
социалистическая система хозяйства и социалистическая
собственность на орудия и средства производства, утвердившиеся в
результате ликвидации капиталистической системы хозяйства, отмены
частной собственности на орудия и средства производства и
уничтожения эксплуатации человека человеком.
Статья 5. Социалистическая собственность в СССР имеет либо
форму государственной собственности (всенародное достояние), либо
форму кооперативно-колхозной собственности (собственность
отдельных колхозов, собственность кооперативных объединений).
Статья 6. Земля, ее недра, воды, леса, заводы, фабрики,
шахты, рудники, железнодорожный, водный и воздушный транспорт,
банки, средства связи, организованные государством крупные
сельскохозяйственные предприятия (совхозы, машинно-тракторные
станции и т.п.), а также коммунальные предприятия и основной
жилищный фонд в городах и промышленных пунктах являются
государственной собственностью, то есть всенародным достоянием.
Статья 7. Общественные предприятия в колхозах и
кооперативных организациях с их живым и мертвым инвентарем,
производимая колхозами и кооперативными организациями продукция,
равно как их общественные постройки составляют общественную,
социалистическую собственность колхозов и кооперативных
организаций.
Каждый колхозный двор, кроме основного дохода от
общественного колхозного хозяйства, имеет в личном пользовании
небольшой приусадебный участок земли и в личной собственности
подсобное хозяйство на приусадебном участке, жилой дом,
продуктивный скот, птицу и мелкий сельскохозяйственный инвентарь
— согласно уставу сельскохозяйственной артели.
Статья 8. Земля, занимаемая колхозами, закрепляется за ними
в бесплатное и бессрочное пользование, то есть навечно.
Статья 9. Наряду с социалистической системой хозяйства,
являющейся господствующей формой хозяйства в СССР, допускается
законом мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей,
основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого
труда.
Статья 10. Право личной собственности граждан на их трудовые
доходы и сбережения, на жилой дом и подсобное домашнее хозяйство,
на предметы домашнего хозяйства и обихода, на предметы личного
потребления и удобства, равно как право наследования личной
собственности граждан — охраняются законом.
Статья 11. Хозяйственная жизнь СССР определяется и
направляется государственным народнохозяйственным планом в
интересах увеличения общественного богатства, неуклонного подъема
материального и культурного уровня трудящихся, укрепления
независимости СССР и усиления его обороноспособности.
Статья 12. Труд в СССР является обязанностью и делом чести
каждого способного к труду гражданина по принципу: «кто не
работает, тот не ест».
В СССР осуществляется принцип социализма: «от каждого по его
способности, каждому — по его труду».

Глава II
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО
Статья 13. Союз Советских Социалистических Республик есть
союзное государство, образованное на основе добровольного
объединения равноправных Советских Социалистических Республик:
Российской Советской Федеративной Социалистической
Республики,
Украинской Советской Социалистической Республики,
Белорусской Советской Социалистической Республики,
Узбекской Советской Социалистической Республики,
Казахской Советской Социалистической Республики,
Грузинской Советской Социалистической Республики,
Азербайджанской Советской Социалистической Республики,
Литовской Советской Социалистической Республики,
Молдавской Советской Социалистической Республики,
Латвийской Советской Социалистической Республики,
Киргизской Советской Социалистической Республики,
Таджикской Советской Социалистической Республики,
Армянской Советской Социалистической Республики,
Туркменской Советской Социалистической Республики,
Эстонской Советской Социалистической Республики.
Статья 14. Ведению Союза Советских Социалистических
Республик в лице его высших органов государственной власти и
органов государственного управления подлежат:
а) представительство СССР в международных сношениях,
заключение, ратификация и денонсация договоров СССР с другими
государствами, установление общего порядка во взаимоотношениях
союзных республик с иностранными государствами;
б) вопросы войны и мира;
в) принятие в состав СССР новых республик;
г) контроль за соблюдением Конституции СССР и обеспечение
соответствия Конституций союзных республик с Конституцией СССР;
д) утверждение изменений границ между союзными республиками;
е) утверждение образования новых автономных республик и
автономных областей в составе союзных республик;
ж) организация обороны СССР, руководство всеми Вооруженными
Силами СССР, установление руководящих основ организации войсковых
формирований союзных республик;
з) внешняя торговля на основе государственной монополии;
и) охрана государственной безопасности;
к) установление народнохозяйственных планов СССР;
л) утверждение единого Государственного бюджета СССР и
отчета о его исполнении, установление налогов и доходов,
поступающих на образование бюджетов союзного, республиканских и
местных;
м) управление банками, промышленными и сельскохозяйственными
учреждениями и предприятиями, а также торговыми предприятиями —
общесоюзного подчинения; общее руководство промышленностью и
строительством союзно-республиканского подчинения;
н) управление транспортом и связью общесоюзного значения;
о) руководство денежной и кредитной системой;
п) организация государственного страхования;
р) заключение и предоставление займов;
с) установление основных начал землепользования, а равно
пользования недрами, лесами и водами;
т) установление основных начал в области просвещения и
здравоохранения;
у) организация единой системы народнохозяйственного учета;
ф) установление основ законодательства о труде;
х) установление основ законодательства о судоустройстве и
судопроизводстве, основ гражданского и уголовного
законодательства;
ц) законодательство о союзном гражданстве; законодательство
о правах иностранцев;
ч) установление основ законодательства о браке и семье;
ш) издание общесоюзных актов об амнистии.
Статья 15. Суверенитет союзных республик ограничен лишь в
пределах, указанных в статье 14 Конституции СССР. Вне этих
пределов каждая союзная республика осуществляет государственную
власть самостоятельно. СССР охраняет суверенные права союзных
республик.
Статья 16. Каждая союзная республика имеет свою Конституцию,
учитывающую особенности республики и построенную в полном
соответствии с Конституцией СССР.
Статья 17. За каждой союзной республикой сохраняется право
свободного выхода из СССР.
Статья 18. Территория союзных республик не может быть
изменяема без их согласия.
Статья 18а. Каждая союзная республика имеет право вступать
в непосредственные сношения с иностранными государствами,
заключать с ними соглашения и обмениваться дипломатическими и
консульскими представителями.
Статья 18б. Каждая союзная республика имеет свои
республиканские войсковые формирования.
Статья 19. Законы СССР имеют одинаковую силу на территории
всех союзных республик.
Статья 20. В случае расхождения закона союзной республики с
законом общесоюзным, действует общесоюзный закон.
Статья 21. Для граждан СССР устанавливается единое союзное
гражданство.
Каждый гражданин союзной республики является гражданином
СССР.
Статья 22. В Российской Советской Федеративной
Социалистической Республике состоят автономные советские
социалистические республики: Башкирская, Бурятская, Дагестанская,
Кабардино-Балкарская, Калмыцкая, Карельская, Коми, Марийская,
Мордовская, Северо-Осетинская, Татарская, Тувинская, Удмуртская,
Чечено-Ингушская, Чувашская, Якутская; автономные области:
Адыгейская, Горно-Алтайская, Еврейская, Калмыцкая,
Карачаево-Черкесская, Тувинская, Хакасская.
Статья 23. Исключена.
Статья 24. В Азербайджанской Советской Социалистической
Республике состоят Нахичеванская Автономная Советская
Социалистическая Республика и Нагорно-Карабахская автономная
область.
Статья 25. В Грузинской Советской Социалистической
Республике состоят Абхазская и Аджарская автономные советские
социалистические республики и Юго-Осетинская автономная область.
Статья 26. В Узбекской Советской Социалистической Республике
состоит Каракалпакская Автономная Советская Социалистическая
Республика.
Статья 27. В Таджикской Советской Социалистической
Республике состоит Горно-Бадахшанская автономная область.
Статья 28. Разрешение вопросов об областном, краевом
административно-территориальном устройстве союзных республик
относится к ведению союзных республик.
Статья 29. Исключена.

Глава III
ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СОЮЗА СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
Статья 30. Высшим органом государственной власти СССР
является Верховный Совет СССР.
Статья 31. Верховный Совет СССР осуществляет все права,
присвоенные Союзу Советских Социалистических Республик согласно
статье 14 Конституции, поскольку они не входят, в силу
Конституции, в компетенцию подотчетных Верховному Совету СССР
органов СССР: Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров
СССР и министерств СССР.
Статья 32. Законодательная власть СССР осуществляется
исключительно Верховным Советом СССР.
Статья 33. Верховный Совет СССР состоит из двух палат:
Совета Союза и Совета Национальностей.
Статья 34. Совет Союза избирается гражданами СССР по
избирательным округам по норме: один депутат на 300 тысяч
населения.
Статья 35. Совет Национальностей избирается гражданами СССР
по союзным и автономным республикам, автономным областям и
национальным округам по норме: по 32 депутата от каждой союзной
республики, по 11 депутатов от каждой автономной республики, по 5
депутатов от каждой автономной области и по одному депутату от
каждого национального округа.
Статья 36. Верховный Совет СССР избирается сроком на четыре
года.
Статья 37. Обе палаты Верховного Совета СССР: Совет Союза и
Совет Национальностей равноправны.
Статья 38. Совету Союза и Совету Национальностей в
одинаковой мере принадлежит законодательная инициатива.
Статья 39. Закон считается утвержденным, если он принят
обеими палатами Верховного Совета СССР простым большинством
голосов каждой палаты.
Статья 40. Законы, принятые Верховным Советом СССР,
публикуются на языках союзных республик за подписями Председателя
и Секретаря Президиума Верховного Совета СССР.
Статья 41. Сессии Совета Союза и Совета Национальностей
начинаются и заканчиваются одновременно.
Статья 42. Совет Союза избирает Председателя Совета Союза и
четырех его заместителей.
Статья 43. Совет Национальностей избирает Председателя
Совета Национальностей и четырех его заместителей.
Статья 44. Председатели Совета Союза и Совета
Национальностей руководят заседаниями соответствующих палат и
ведают их внутренним распорядком.
Статья 45. Совместные заседания обеих палат Верховного
Совета СССР ведут поочередно Председатели Совета Союза и Совета
Национальностей.
Статья 46. Сессии Верховного Совета СССР созываются
Президиумом Верховного Совета СССР два раза в год.
Внеочередные сессии созываются Президиумом Верховного Совета
СССР по его усмотрению или по требованию одной из союзных
республик.
Статья 47. В случае разногласия между Советом Союза и
Советом Национальностей вопрос передается на разрешение
согласительной комиссии, образуемой палатами на паритетных
началах. Если согласительная комиссия не приходит к согласному
решению или если ее решение не удовлетворяет одну из палат,
вопрос рассматривается вторично в палатах. При отсутствии
согласного решения обеих палат Президиум Верховного Совета СССР
распускает Верховный Совет СССР и назначает новые выборы.
Статья 48. Верховный Совет СССР избирает на совместном
заседании обеих палат Президиум Верховного Совета СССР в составе:
Председателя Президиума Верховного Совета СССР, пятнадцати
заместителей Председателя — по одному от каждой союзной
республики, Секретаря Президиума и двадцати членов Президиума
Верховного Совета СССР.
Президиум Верховного Совета СССР подотчетен Верховному
Совету СССР во всей своей деятельности.
Статья 49. Президиум Верховного Совета СССР:
а) созывает сессии Верховного Совета СССР;
б) издает указы;
в) дает толкование действующих законов СССР;
г) распускает Верховный Совет СССР на основании 47 статьи
Конституции СССР и назначает новые выборы;
д) производит всенародный опрос (референдум) по своей
инициативе или по требованию одной из союзных республик;
е) отменяет постановления и распоряжения Совета Министров
СССР и Советов Министров союзных республик в случае их
несоответствия закону;
ж) в период между сессиями Верховного Совета СССР
освобождает от должности и назначает отдельных министров СССР по
представлению Председателя Совета Министров СССР с последующим
внесением на утверждение Верховного Совета СССР;
з) учреждает ордена и медали СССР и устанавливает почетные
звания СССР;
и) награждает орденами и медалями СССР и присваивает
почетные звания СССР;
к) осуществляет право помилования;
л) устанавливает воинские звания, дипломатические ранги и
иные специальные звания;
м) назначает и сменяет высшее командование Вооруженных Сил
СССР;
н) в период между сессиями Верховного Совета СССР объявляет
состояние войны в случае военного нападения на СССР или в случае
необходимости выполнения международных договорных обязательств по
взаимной обороне от агрессии;
о) объявляет общую и частичную мобилизацию;
п) ратифицирует и денонсирует международные договоры СССР;
р) назначает и отзывает полномочных представителей СССР в
иностранных государствах;
с) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных
при нем дипломатических представителей иностранных государств:
т) объявляет в отдельных местностях или по всему СССР
военное положение в интересах обороны СССР или обеспечения
общественного порядка и государственной безопасности.
Статья 50. Совет Союза и Совет Национальностей избирают
мандатные комиссии, которые проверяют полномочия депутатов каждой
палаты.
По представлению мандатных комиссий палаты решают либо
признать полномочия, либо кассировать выборы отдельных депутатов.
Статья 51. Верховный Совет СССР назначает, когда он сочтет
необходимым, следственные и ревизионные комиссии по любому
вопросу.
Все учреждения и должностные лица обязаны выполнять
требования этих комиссий и представлять им необходимые материалы
н документы.
Статья 52. Депутат Верховного Совета СССР не может быть
привлечен к судебной ответственности или арестован без согласия
Верховного Совета СССР, а в период между сессиями Верховного
Совета СССР — без согласия Президиума Верховного Совета СССР.
Статья 53. По истечении полномочий или после досрочного
роспуска Верховного Совета СССР Президиум Верховного Совета СССР
сохраняет свои полномочия вплоть до образования вновь избранным
Верховным Советом СССР нового Президиума Верховного Совета СССР.
Статья 54. По истечении полномочий или в случае досрочного
роспуска Верховного Совета СССР Президиум Верховного Совета СССР
назначает новые выборы в срок не более двух месяцев со дня
истечения полномочий или роспуска Верховного Совета СССР.
Статья 55. Вновь избранный Верховный Совет СССР созывается
Президиумом Верховного Совета СССР прежнего состава не позже, как
через три месяца после выборов.
Статья 56. Верховный Совет СССР образует на совместном
заседании обеих палат Правительство СССР — Совет Министров СССР.

Глава IV
ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК
Статья 57. Высшим органом государственной власти союзной
республики является Верховный Совет союзной республики.
Статья 58. Верховный Совет союзной республики избирается
гражданами республики сроком на четыре года.
Нормы представительства устанавливаются Конституциями
союзных республик.
Статья 59. Верховный Совет союзной республики является
единственным законодательным органом республики.
Статья 60. Верховный Совет союзной республики:
а) принимает Конституцию республики и вносит в нее изменения
в соответствии со статьей 16 Конституции СССР;
б) утверждает Конституции находящихся в ее составе
автономных республик и определяет границы их территории;
в) утверждает народнохозяйственный план и бюджет республики;
г) пользуется правом амнистии и помилования граждан,
осужденных судебными органами союзной республики;
д) устанавливает представительство союзной республики в
международных сношениях;
е) устанавливает порядок образования республиканских
войсковых формирований.
Статья 61. Верховный Совет союзной республики избирает
Президиум Верховного Совета союзной республики в составе:
Председателя Президиума Верховного Совета союзной республики, его
заместителей, Секретаря Президиума и членов Президиума Верховного
Совета союзной республики.
Полномочия Президиума Верховного Совета союзной республики
определяются Конституцией союзной республики.
Статья 62. Для ведения заседаний Верховный Совет союзной
республики избирает Председателя Верховного Совета союзной
республики и его заместителей.
Статья 63. Верховный Совет союзной республики образует
Правительство союзной республики — Совет Министров союзной
республики.

Глава V
ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
Статья 64. Высшим исполнительным и распорядительным органом
государственной власти Союза Советских Социалистических Республик
является Совет Министров СССР.
Статья 65. Совет Министров СССР ответственен перед Верховным
Советом СССР и ему подотчетен, а в период между сессиями
Верховного Совета — перед Президиумом Верховного Совета СССР,
которому подотчетен.
Статья 66. Совет Министров СССР издает постановления и
распоряжения на основе и во исполнение действующих законов и
проверяет исполнение.
Статья 67. Постановления и распоряжения Совета Министров
СССР обязательны к исполнению на всей территории СССР.
Статья 68. Совет Министров СССР:
а) объединяет и направляет работу общесоюзных и
союзно-республиканских министерств СССР, Государственных
комитетов Совета Министров СССР и других подведомственных ему
учреждений;
б) принимает меры по осуществлению народнохозяйственного
плана, государственного бюджета и укреплению кредитно-денежной
системы;
в) принимает меры по обеспечению общественного порядка,
защите интересов государства и охране прав граждан;
г) осуществляет общее руководство в области сношений с
иностранными государствами;
д) определяет ежегодные контингенты граждан, подлежащих
призыву на действительную военную службу, руководит общим
строительством Вооруженных Сил страны;
е) образует Государственные комитета СССР, а также, в случае
необходимости, специальные комитеты и Главные управления при
Совете Министров СССР по делам хозяйственного, культурного и
оборонного строительства.
Статья 69. Совет Министров СССР имеет право по отраслям
управления и хозяйства, отнесенным к компетенции СССР,
приостанавливать постановления и распоряжения Советов Министров
союзных республик, отменять приказы и инструкции министров СССР,
а также акты других подведомственных ему учреждений.
Статья 70. Совет Министров СССР образуется Верховным Советом
СССР в составе:
Председателя Совета Министров СССР;
первых заместителей Председателя Совета Министров СССР;
заместителей Председателя Совета Министров СССР;
министров СССР;
председателя Государственного планового комитета Совета
Министров СССР;
председателя Государственного комитета Совета Министров СССР
по делам строительства;
председателя Государственного комитета Совета Министров СССР
по материально-техническому снабжению;
председателя Комитета народного контроля СССР;
председателя Государственного комитета Совета Министров СССР
по вопросам труда и заработной платы;
председателя Государственного комитета Совета Министров СССР
по науке и технике;
председателя Государственного комитета Совета Министров СССР
по делам изобретений и открытий;
председателя Государственного комитета цен Совета Министров
СССР;
председателя Государственного комитета стандартов Совета
Министров СССР;
председателя Государственного комитета Совета Министров СССР
по профессионально-техническому образованию;
председателя Государственного комитета Совета Министров СССР
по телевидению и радиовещанию;
председателя Государственного комитета Совета Министров СССР
по кинематографии;
председателя Государственного комитета Совета Министров СССР
по делам издательств, полиграфии и книжной торговли;
председателя Государственного комитета лесного хозяйства
Совета Министров СССР;
председателя Государственного комитета Совета Министров СССР
по внешним экономическим связям;
председателя Комитета государственной безопасности при
Совете Министров СССР;
председателя Всесоюзного объединения «Союзсельхозтехника»
Совета Министров СССР;
председателя Правления Государственного банка СССР;
начальника Центрального статистического управления при
Совете Министров СССР.
В состав Совета Министров СССР входят Председатели Советов
Министров союзных республик по должности.
Статья 71. Правительство СССР или министр СССР, к которым
обращен запрос депутата Верховного Совета СССР, обязаны не более
чем в трехдневный срок дать устный или письменный ответ в
соответствующей палате.
Статья 72. Министры СССР руководят отраслями
государственного управления, входящими в компетенцию СССР.
Статья 73. Министры СССР издают в пределах компетенции
соответствующих Министерств приказы и инструкции на основании и
во исполнение действующих законов, а также постановлений и
распоряжений Совета Министров СССР и проверяют их исполнение.
Статья 74. Министерства СССР являются или общесоюзными или
союзно-республиканскими.
Статья 75. Общесоюзные министерства руководят порученной им
отраслью государственного управления на всей территории СССР или
непосредственно или через назначаемые ими органы.
Статья 76. Союзно-республиканские министерства руководят
порученной им отраслью государственного управления, как правило,
через одноименные министерства союзных республик и управляют
непосредственно лишь определенным ограниченным числом предприятий
по списку, утверждаемому Президиумом Верховного Совета СССР.
Статья 77. К общесоюзным министерствам относятся
министерства:
авиационной промышленности;
автомобильной промышленности;
внешней торговли;
газовой промышленности;
гражданской авиации;
машиностроения;
машиностроения для животноводства и кормопроизводства;
машиностроения для легкой и пищевой промышленности и бытовых
приборов;
медицинской промышленности;
морского флота;
нефтяной промышленности;
оборонной промышленности;
общего машиностроения;
приборостроения, средств автоматизации и систем управления;
промышленности и средств связи;
путей сообщения;
радиопромышленности;
среднего машиностроения;
станкостроительной и инструментальной промышленности;
строительного, дорожного и коммунального машиностроения;
строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности;
судостроительной промышленности;
тракторного и сельскохозяйственного машиностроения;
транспортного строительства;
тяжелого и транспортного машиностроения;
химического и нефтяного машиностроения;
химической промышленности;
целлюлозно-бумажной промышленности;
электронной промышленности;
электротехнической промышленности;
энергетического машиностроения.
Статья 78. К союзно-республиканским министерствам относятся
министерства:
внутренних дел;
высшего и среднего специального образования;
геологии;
заготовок;
здравоохранения;
иностранных дел;
культуры;
легкой промышленности;
лесной и деревообрабатывающей промышленности;
мелиорации и водного хозяйства;
монтажных и специальных строительных работ;
мясной и молочной промышленности;
нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности;
обороны;
пищевой промышленности;
промышленного строительства;
промышленности строительных материалов;
просвещения;
рыбного хозяйства;
связи;
сельского строительства;
сельского хозяйства;
строительства;
строительства предприятий тяжелой индустрии;
торговли;
угольной промышленности;
финансов;
цветной металлургии;
черной металлургии;
энергетики и электрификации;
юстиции.

Глава VI
ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК
Статья 79. Высшим исполнительным и распорядительным органом
государственной власти союзной республики является Совет
Министров союзной республики.
Статья 80. Совет Министров союзной республики ответственен
перед Верховным Советом союзной республики и ему подотчетен, а в
период между сессиями Верховного Совета Союзной республики —
перед Президиумом Верховного Совета союзной республики, которому
подотчетен.
Статья 81. Совет Министров союзной республики издает
постановления и распоряжения на основе и во исполнение
действующих законов СССР и союзной республики, постановлений и
распоряжений Совета Министров СССР и проверяет их исполнение.
Статья 82. Совет Министров союзной республики имеет право
приостанавливать постановления и распоряжения Советов Министров
автономных республик, отменять решения и распоряжения
исполнительных комитетов Советов депутатов трудящихся краев,
областей и автономных областей, а также постановления и
распоряжения Советов народного хозяйства экономических
административных районов.
Статья 83. Совет Министров союзной республики образуется
Верховным Советом союзной республики а составе:
Председателя Совета Министров союзной республики;
заместителей Председателя Совета Министров;
министров;
председателей государственных комитетов, комиссий и
руководителей других ведомств Совета Министров, образуемых
Верховным Советом союзной республики в соответствии
с Конституцией союзной республики.
Статья 84. Министры союзной республики руководят отраслями
государственного управления, входящими в компетенцию союзной
республики.
Статья 85. Министры союзной республики издают в пределах
компетенции соответствующих министерств приказы и инструкции на
основании и во исполнение законов СССР и союзной республики,
постановлений и распоряжений Совета Министров СССР и союзной
республики, приказов и инструкций союзно-республиканских
министерств СССР.
Статья 86. Министерства союзной республики являются
союзно-республиканскими или республиканскими.
Статья 87. Союзно-республиканские министерства руководят
порученной им отраслью государственного управления, подчиняясь
как Совету Министров союзной республики, так и соответствующему
союзно-республиканскому министерству СССР.
Статья 88. Республиканские министерства руководят порученной
им отраслью государственного управления, подчиняясь
непосредственно Совету Министров союзной республики.

Глава VII
ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ АВТОНОМНЫХ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
Статья 89. Высшим органом государственной власти автономной
республики является Верховный Совет АССР.
Статья 90. Верховный Совет автономной республики избирается
гражданами республики сроком на четыре года по нормам
представительства, устанавливаемым Конституцией автономной
республики.
Статья 91. Верховный Совет автономной республики является
единственным законодательным органом АССР.
Статья 92. Каждая автономная республика имеет свою
Конституцию, учитывающую особенности автономной республики и
построенную в полном соответствии с Конституцией союзной
республики.
Статья 93. Верховный Совет автономной республики избирает
Президиум Верховного Совета автономной республики и образует
Совет Министров автономной республики, согласно своей
Конституции.

Глава VIII
МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Статья 94. Органами государственной власти в краях,
областях, автономных областях, округах, районах, городах, селах
(станицах, деревнях, хуторах, кишлаках, аулах) являются Советы
депутатов трудящихся.
Статья 95. Краевые, областные, автономных областей,
окружные, районные, городские, сельские (станиц, деревень,
хуторов, кишлаков, аулов) Советы депутатов трудящихся избираются
соответственно трудящимися края, области, автономной области,
округа, района, города, села сроком на два года.
Статья 96. Нормы представительства в Советы депутатов
трудящихся определяются Конституциями союзных республик.
Статья 97. Советы депутатов трудящихся руководят
деятельностью подчиненных им органов управления, обеспечивают
охрану государственного порядка, соблюдение законов и охрану прав
граждан, руководят местным хозяйственным и культурным
строительством, устанавливают местный бюджет.
Статья 98. Советы депутатов трудящихся принимают решения и
дают распоряжения в пределах прав, предоставленных им законами
СССР и союзной республики.
Статья 99. Исполнительными и распорядительными органами
краевых, областных, автономных областей, окружных, районных,
городских и сельских Советов депутатов трудящихся являются
избираемые ими исполнительные комитеты в составе: председателя,
его заместителей, секретаря и членов.
Статья 100. Исполнительными и распорядительными органами
Советов депутатов трудящихся в небольших поселениях, в
соответствии с Конституциями союзных республик, являются
избираемые Советами депутатов трудящихся председатель,
заместитель председателя и секретарь.
Статья 101. Исполнительные органы Советов депутатов
трудящихся непосредственно подотчетны как Совету депутатов
трудящихся, их избравшему, так и исполнительному органу
вышестоящего Совета депутатов трудящихся.

Глава IX
СУД И ПРОКУРАТУРА
Статья 102. Правосудие в СССР осуществляется Верховным Судом
СССР, Верховными судами союзных республик, краевыми и областными
судами, судами автономных республик и автономных областей,
окружными судами, специальными судами СССР, создаваемыми по
постановлению Верховного Совета СССР, народными судами.
Статья 103. Рассмотрение дел во всех судах осуществляется с
участием народных заседателей, кроме случаев, специально
предусмотренных законом.
Статья 104. Верховный Суд СССР является высшим судебным
органом. На Верховный Суд СССР возлагается надзор за судебной
деятельностью судебных органов СССР, а также судебных органов
союзных республик в пределах, установленных законом.
Статья 105. Верховный Суд СССР избирается Верховным Советом
СССР сроком на пять лет.
В состав Верховного Суда СССР входят председатели Верховных
Судов союзных республик по должности.
Статья 106. Верховные суды союзных республик избираются
Верховными Советами союзных республик сроком на пять лет.
Статья 107. Верховные суды автономных республик избираются
Верховными Советами автономных республик сроком на пять лет.
Статья 108. Краевые и областные суды, суды автономных
областей, окружные суды избираются краевыми, областными или
окружными Советами депутатов трудящихся или Советами депутатов
трудящихся автономных областей сроком на пять лет.
Статья 109. Народные судьи районных (городских) народных
судов избираются гражданами района (города) на основе всеобщего,
равного и прямого избирательного права при тайном голосовании
сроком на пять лет.
Народные заседатели районных (городских) народных судов
избираются на общих собраниях рабочих, служащих и крестьян по
месту их работы или жительства, военнослужащих — по воинским
частям сроком на два года.
Статья 110. Судопроизводство ведется на языке союзной или
автономной республики или автономной области с обеспечением для
лиц, не владеющих этим языком, полного ознакомления с материалами
дела через переводчика, а также права выступать на суде на родном
языке.
Статья 111. Разбирательство дел во всех судах СССР открытое,
поскольку законом не предусмотрены исключения, с обеспечением
обвиняемому права на защиту.
Статья 112. Судьи независимы и подчиняются только закону.
Статья 113. Высший надзор за точным исполнением законов
всеми Министерствами и подведомственными им учреждениями, равно
как отдельными должностными лицами, а также гражданами СССР
возлагается на Генерального Прокурора СССР.
Статья 114. Генеральный Прокурор СССР назначается Верховным
Советом СССР сроком на семь лет.
Статья 115. Республиканские, краевые, областные прокуроры, а
также прокуроры автономных республик и автономных областей
назначаются Генеральным Прокурором СССР сроком на пять лет.
Статья 116. Окружные, районные и городские прокуроры
назначаются прокурорами союзных республик с утверждения
Генерального Прокурора СССР сроком на пять лет.
Статья 117. Органы прокуратуры осуществляют свои функции
независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь
только Генеральному Прокурору СССР.

Глава Х
ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН
Статья 118. Граждане СССР имеют право на труд, то есть право
на получение гарантированной работы с оплатой их труда в
соответствии с его количеством и качеством.
Право на труд обеспечивается социалистической организацией
народного хозяйства, неуклонным ростом производительных сил
советского общества, устранением возможности хозяйственных
кризисов и ликвидацией безработицы.
Статья 119. Граждане СССР имеют право на отдых.
Право на отдых обеспечивается установлением для рабочих и
служащих восьмичасового рабочего дня и сокращением рабочего дня
до семи и шести часов для ряда профессий с тяжелыми условиями
работы и до четырех часов — в цехах с особо тяжелыми условиями
работы; установлением ежегодных отпусков рабочим и служащим
с сохранением заработной платы; предоставлением для обслуживания
трудящихся широкой сети санаториев, домов отдыха, клубов.
Статья 120. Граждане СССР имеют право на материальное
обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери
трудоспособности.
Это право обеспечивается широким развитием социального
страхования рабочих и служащих за счет государства, бесплатной
медицинской помощью трудящимся, предоставлением в пользование
трудящимся широкой сети курортов.
Статья 121. Граждане СССР имеют право на образование.
Это право обеспечивается всеобще-обязательным восьмилетним
образованием, широким развитием среднего общего политехнического
образования, профессионально-технического образования, среднего
специального и высшего образования на основе связи обучения
с жизнью, с производством, всемерным развитием вечернего и
заочного образования, бесплатностью всех видов образования,
системой государственных стипендий, обучением в школах на родном
языке, организацией на заводах, в совхозах и колхозах бесплатного
производственного, технического и агрономического обучения
трудящихся.
Статья 122. Женщине в СССР предоставляются равные права с
мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной,
культурной и общественно-политической жизни.
Возможность осуществления этих прав женщин обеспечивается
предоставлением женщине равного с мужчиной права на труд, оплату
труда, отдых, социальное страхование и образование,
государственной охраной интересов матери и ребенка,
государственной помощью многодетным и одиноким матерям,
предоставлением женщине при беременности отпусков с сохранением
содержания, широкой сетью родильных домов, детских яслей и садов.
Статья 123. Равноправие граждан СССР, независимо от их
национальности и расы, во всех областях хозяйственной,
государственной, культурной и общественно-политической жизни
является непреложным законом.
Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав
или, наоборот, установление прямых или косвенных преимуществ
граждан в зависимости от их расовой и национальной
принадлежности, равно как всякая проповедь расовой или
национальной исключительности, или ненависти и пренебрежения,
караются законом.
Статья 124. В целях обеспечения за гражданами свободы
совести церковь в СССР отделена от государства и школа от церкви.
Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной
пропаганды признаются за всеми гражданами.
Статья 125. В соответствии с интересами трудящихся и в целях
укрепления социалистического строя гражданам СССР гарантируется
законом:
а) свобода слова;
б) свобода печати;
в) свобода собраний и митингов;
г) свобода уличных шествий и демонстраций.
Эти права граждан обеспечиваются предоставлением трудящимся
и их организациям типографий, запасов бумаги, общественных
зданий, улиц, средств связи и других материальных условий,
необходимых для их осуществления.
Статья 126. В соответствии с интересами трудящихся и в целях
развития организационной самодеятельности и политической
активности народных масс гражданам СССР обеспечивается право
объединения в общественные организации: профессиональные союзы,
кооперативные объединения, организации молодежи, спортивные и
оборонные организации, культурные, технические и научные
общества, а наиболее активные и сознательные граждане из рядов
рабочего класса, трудящихся крестьян и трудовой интеллигенции
добровольно объединяются в Коммунистическую партию Советского
Союза, являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за
построение коммунистического общества и представляющую
руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных,
так и государственных.
Статья 127. Гражданам СССР обеспечивается неприкосновенность
личности. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как по
постановлению суда или с санкции прокурора.
Статья 128. Неприкосновенность жилища граждан и тайна
переписки охраняются законом.
Статья 129. СССР предоставляет право убежища иностранным
гражданам, преследуемым за защиту интересов трудящихся, или
научную деятельность, или национально-освободительную борьбу.
Статья 130. Каждый гражданин СССР обязан соблюдать
Конституцию Союза Советских Социалистических Республик, исполнять
законы, блюсти дисциплину труда, честно относиться к
общественному долгу, уважать правила социалистического общежития.
Статья 131. Каждый гражданин СССР обязан беречь и укреплять
общественную, социалистическую собственность, как священную и
неприкосновенную основу советского строя, как источник богатства
и могущества Родины, как источник зажиточной и культурной жизни
всех трудящихся.
Лица, покушающиеся на общественную, социалистическую
собственность, являются врагами народа.
Статья 132. Всеобщая воинская обязанность является законом.
Воинская служба в рядах Вооруженных Сил СССР представляет
почетную обязанность граждан СССР.
Статья 133. Защита Отечества есть священный долг каждого
гражданина СССР. Измена Родине: нарушение присяги, переход на
сторону врага, нанесение ущерба военной мощи государства, шпионаж
— караются по всей строгости закона, как самое тяжкое злодеяние.

Глава XI
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
Статья 134. Выборы депутатов во все Советы депутатов
трудящихся: Верховный Совет СССР, Верховные Советы союзных
республик, краевые и областные Советы депутатов трудящихся,
Верховные Советы автономных республик, Советы депутатов
трудящихся автономных областей, окружные, районные, городские и
сельские (станицы, деревни, хутора, кишлака, аула) Советы
депутатов трудящихся — производятся избирателями на основе
всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном
голосовании.
Статья 135. Выборы депутатов являются всеобщими: все
граждане СССР, достигшие 18 лет, независимо от расовой и
национальной принадлежности, пола, вероисповедания,
образовательного ценза, оседлости, социального происхождения,
имущественного положения и прошлой деятельности, имеют право
участвовать в выборах депутатов, за исключением лиц, признанных
в установленном законом порядке умалишенными.
Депутатом Верховного Совета СССР может быть избран каждый
гражданин СССР, достигший 23 лет, независимо от расовой и
национальной принадлежности, пола, вероисповедания,
образовательного ценза, оседлости, социального происхождения,
имущественного положения и прошлой деятельности.
Статья 136. Выборы депутатов являются равными: каждый
гражданин имеет один голос; все граждане участвуют в выборах на
равных основаниях.
Статья 137. Женщины пользуются правом избирать и быть
избранными наравне с мужчинами.
Статья 138. Граждане, состоящие в рядах Вооруженных Сил
СССР, пользуются правом избирать и быть избранными наравне со
всеми гражданами.
Статья 139. Выборы депутатов являются прямыми: выборы во все
Советы депутатов трудящихся, начиная от сельского и городского
Совета депутатов трудящихся вплоть до Верховного Совета СССР,
производятся гражданами непосредственно путем прямых выборов.
Статья 140. Голосование при выборах депутатов является
тайным.
Статья 141. Кандидаты при выборах выставляются по
избирательным округам.
Право выставления кандидатов обеспечивается за общественными
организациями и обществами трудящихся: коммунистическими
партийными организациями, профессиональными союзами,
кооперативами, организациями молодежи, культурными обществами.
Статья 142. Каждый депутат обязан отчитываться перед
избирателями в своей работе и в работе Совета депутатов
трудящихся и может быть в любое время отозван по решению
большинства избирателей в установленном законом порядке.

Глава XII
ГЕРБ, ФЛАГ, СТОЛИЦА
Статья 143. Государственный герб Союза Советских
Социалистических Республик состоит из серпа и молота на земном
шаре, изображенном в лучах солнца и обрамленном колосьями, с
надписью на языках союзных республик: «Пролетарии всех стран,
соединяйтесь!». Наверху герба имеется пятиконечная звезда.
Статья 144. Государственный флаг Союза Советских
Социалистических Республик состоит из красного полотнища, с
изображением на его верхнем углу, у древка, золотых серпа и
молота и над ними красной пятиконечной звезды, обрамленной
золотой каймой. Отношение ширины к длине 1:2.
Статья 145. Столицею Союза Советских Социалистических
Республик является город Москва.

Глава XIII
ПОРЯДОК ИЗМЕНЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ
Статья 146. Изменение Конституции СССР производится лишь по
решению Верховного Совета СССР, принятому большинством не менее
2/3 голосов в каждой из его палат.

Источник: Ю.С.Кукушкин, О.И.Чистяков. Очерк истории
Советской Конституции. М., Политиздат, 1987.

УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РСФСР 1961 года

 

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

 

Глава первая. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Задачи Уголовного кодекса РСФСР

 

Уголовный кодекс РСФСР имеет задачей охрану советского общественного и государственного строя, социалистической собственности, личности и прав граждан и всего социалистического правопорядка от преступных посягательств.

Для осуществления этой задачи Уголовный кодекс РСФСР определяет, какие общественно опасные деяния являются преступными, и устанавливает наказания, подлежащие применению к лицам, совершившим преступления.

 

Статья 2. Уголовный кодекс РСФСР и общесоюзное уголовное законодательство

 

Уголовный кодекс РСФСР исходит из принципов и общих положений, установленных Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик.

Общесоюзные законы об уголовной ответственности за государственные преступления и за воинские преступления, а также общесоюзные законы, определяющие ответственность за иные преступления, направленные против интересов Союза ССР, включаются в настоящий Кодекс. До включения общесоюзных уголовных законов в Уголовный кодекс РСФСР они применяются на территории РСФСР непосредственно.

Общая часть Кодекса распространяется как на деяния, указанные в настоящем Кодексе, так и на деяния, ответственность за которые предусмотрена общесоюзными законами, еще не включенными в настоящий Кодекс.

 

Статья 3. Основания уголовной ответственности

 

Уголовной ответственности и наказанию подлежит только лицо, виновное в совершении преступления, то есть умышленно или по неосторожности совершившее предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние.

Уголовное наказание применяется только по приговору суда.

 

Глава вторая. ПРЕДЕЛЫ ДЕЙСТВИЯ УГОЛОВНОГО КОДЕКСА

 

Статья 4. Действие настоящего Кодекса в отношении деяний, совершенных на территории РСФСР

 

Все лица, совершившие преступления на территории РСФСР, подлежат ответственности по настоящему Кодексу.

Вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые согласно действующим законам и международным соглашениям неподсудны по уголовным делам советским судебным учреждениям, в случае совершения этими лицами преступления на территории РСФСР, разрешается дипломатическим путем.

 

Статья 5. Действие настоящего Кодекса в отношении деяний, совершенных за пределами СССР

 

Граждане СССР, совершившие преступления за границей, если они привлечены к уголовной ответственности или преданы суду на территории РСФСР, подлежат ответственности по настоящему Кодексу.

На тех же основаниях несут ответственность находящиеся в РСФСР лица без гражданства, совершившие преступления за пределами СССР.

Если указанные в частях первой и второй настоящей статьи лица за совершенные преступления понесли наказание за границей, суд может соответственно смягчить назначенное им наказание или полностью освободить виновного от отбывания наказания.

Иностранцы за преступления, совершенные вне пределов СССР, подлежат ответственности по советским уголовным законам в случаях, предусмотренных международными соглашениями.

 

Статья 6. Действие уголовного закона во времени

 

Преступность и наказуемость деяния определяются законом, действовавшим во время совершения этого деяния.

Закон, устраняющий наказуемость деяния или смягчающий наказание, имеет обратную силу, то есть распространяется также на деяния, совершенные до его издания.

Закон, устанавливающий наказуемость деяния или усиливающий наказание, обратной силы не имеет.

 

Глава третья. О ПРЕСТУПЛЕНИИ

 

Статья 7. Понятие преступления

 

Преступлением признается предусмотренное Особенной частью настоящего Кодекса общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на советский общественный или государственный строй, социалистическую систему хозяйства, социалистическую собственность, личность, политические, трудовые, имущественные и другие права граждан, а равно иное, посягающее на социалистический правопорядок общественно опасное деяние, предусмотренное Особенной частью настоящего Кодекса.

Не является преступлением действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Особенной частью настоящего Кодекса, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.

 

Статья 8. Совершение преступления умышленно

 

Преступление признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало общественно опасный характер своего действия или бездействия, предвидело его общественно опасные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий.

 

Статья 9. Совершение преступления по неосторожности

 

Преступление признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

 

Статья 10. Ответственность несовершеннолетних

 

Уголовной ответственности подлежат лица, которым до совершения преступления исполнилось шестнадцать лет.

Лица, совершившие преступления в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежат уголовной ответственности лишь за убийство (статьи 102 - 106), умышленное нанесение телесных повреждений, причинивших расстройство здоровья (статьи 108 - 111, 112, часть первая), изнасилование (статья 117), разбой (статьи 91 и 146), кражу (статьи 89 и 144), грабеж (статьи 90 и 145), злостное хулиганство (статья 206, часть вторая), умышленное уничтожение или повреждение государственного, общественного имущества или личного имущества граждан, повлекшее тяжкие последствия (статьи 98, часть вторая и 149, часть вторая), а также за умышленное совершение действий, могущих вызвать крушение поезда (статья 86).

Если суд найдет, что исправление лица, совершившего в возрасте до восемнадцати лет преступление, не представляющее большой общественной опасности, возможно без применения уголовного наказания, он может применить к такому лицу принудительные меры воспитательного характера, не являющиеся уголовным наказанием (статья 63).

При наличии условий, указанных в части третьей настоящей статьи, несовершеннолетний может быть освобожден от уголовной ответственности и наказания с направлением его в комиссию по делам несовершеннолетних для рассмотрения вопроса о применении к нему принудительных мер воспитательного характера.

 

Статья 11. Невменяемость

 

Не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния. К такому лицу по назначению суда могут быть применены принудительные меры медицинского характера (статьи 58 - 61).

Не подлежит наказанию также лицо, совершившее преступление в состоянии вменяемости, но до вынесения судом приговора заболевшее душевной болезнью, лишающей его возможности отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими. К такому лицу по назначению суда могут быть применены принудительные меры медицинского характера, а по выздоровлении оно может подлежать наказанию.

 

Статья 12. Ответственность за преступление, совершенное в состоянии опьянения

 

Лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения, не освобождается от уголовной ответственности.

 

Статья 13. Необходимая оборона

 

Не является преступлением действие, хотя и подпадающее под признаки деяния, предусмотренного Особенной частью настоящего Кодекса, но совершенное в состоянии необходимой обороны, то есть при защите интересов Советского государства, общественных интересов, личности или прав обороняющегося или другого лица от общественно опасного посягательства путем причинения посягающему вреда, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны.

Превышением пределов необходимой обороны признается явное несоответствие защиты характеру и опасности посягательства.

 

Статья 14. Крайняя необходимость

 

Не является преступлением действие, хотя и подпадающее под признаки деяния, предусмотренного Особенной частью настоящего Кодекса, но совершенное в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, угрожающей интересам Советского государства, общественным интересам, личности или правам данного лица или других граждан, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

 

Статья 15. Ответственность за приготовление к преступлению и за покушение на преступление

 

Приготовлением к преступлению признается приискание или приспособление средств или орудий или иное умышленное создание условий для совершения преступления.

Покушением на преступление признается умышленное действие, непосредственно направленное на совершение преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по причинам, не зависящим от воли виновного.

Наказание за приготовление к преступлению и за покушение на преступление назначается по статье Особенной части настоящего Кодекса, предусматривающей ответственность за данное преступление.

При назначении наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности действий, совершенных виновным, степень осуществления преступного намерения и причины, в силу которых преступление не было доведено до конца.

 

Статья 16. Добровольный отказ от совершения преступления

 

Лицо, добровольно отказавшееся от доведения преступления до конца, подлежит уголовной ответственности лишь в том случае, если фактически совершенное им деяние содержит состав иного преступления.

 

Статья 17. Соучастие

 

Соучастием признается умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении преступления.

Соучастниками преступления, наряду с исполнителями, признаются организаторы, подстрекатели и пособники.

Исполнителем признается лицо, непосредственно совершившее преступление.

Организатором признается лицо, организовавшее совершение преступления или руководившее его совершением.

Подстрекателем признается лицо, склонившее к совершению преступления.

Пособником признается лицо, содействовавшее совершению преступления советами, указаниями, предоставлением средств или устранением препятствий, а также лицо, заранее обещавшее скрыть преступника, орудия и средства совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем.

Степень и характер участия каждого из соучастников в совершении преступления должны быть учтены судом при назначении наказания.

 

Статья 18. Укрывательство

 

Заранее не обещанное укрывательство преступника, а равно орудий и средств совершения преступления, следов преступления либо предметов, добытых преступным путем, влечет ответственность лишь в случаях, специально предусмотренных Особенной частью настоящего Кодекса.

 

Статья 19. Недонесение

 

Недонесение о достоверно известном готовящемся или совершенном преступлении влечет уголовную ответственность лишь в случаях, специально предусмотренных Особенной частью настоящего Кодекса.

 

Глава четвертая. О НАКАЗАНИИ

 

Статья 20. Цели наказания

 

Наказание не только является карой за совершенное преступление, но и имеет целью исправление и перевоспитание осужденных в духе честного отношения к труду, точного исполнения законов, уважения к правилам социалистического общежития, а также предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.

Наказание не имеет целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.

 

Статья 21. Виды наказания

 

К лицам, совершившим преступления, могут применяться следующие наказания:

1) лишение свободы;

2) ссылка;

3) высылка;

4) исправительные работы без лишения свободы;

5) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

6) штраф;

7) увольнение от должности;

8) возложение обязанности загладить причиненный вред;

9) общественное порицание;

10) конфискация имущества;

11) лишен


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: