Особенности рационального познания. Основные формы рационального познания

Рациональное познание – отражение явлений окружающего мира в абстрактно – логических формах. Основными формами рационального познания являются: 1)понятие; 2)суждение; 3)умозаключение; 4)гипотеза; 5)научная теория;

Чувственное познание отражает лишь внешние стороны предметов и явлений, которые, как правило, изменчивы и непостоянны. Человека же интересуют устойчивые, необходимые стороны и связи, законы существования и развития - это обуславливает наличие рационального момента в познании. 1-ая форма рационального познания – понятие – идеальный образ, отражающий общие существенные свойства и связи предметов, явлений окружающей действительности. 2-ая форма - суждение – мышления в котором что – либо утверждается либо отрицается, или подвергается сомнению. 3-я форма - умозаключение – получение нового суждения, нового вывода из данных суждений. По средствам умозаключения получают новые знания, в этом и заключается их основная роль в познании. 4 –ая форма – гипотеза, знание, в основе которого лежит предположение о явлениях, событиях, законах.

50. Единство чувств. и рац.  сторон познания. Эмпи­ризм и рационализм. Чувственное познание есть результат непосредственного восприятия предметов и явлений внешнего мира органами чувств человека. Рациональное познание – отражение явлений окружающего мира в абстрактно – логических формах.

Научная теория представляет собой глубокое всестороннее знание о каких – либо процессах в определенных областях действительности и знание это проверено опытом или практикой. Чувственное и рациональное познание тесно связаны между собой и представляют противоположные стороны единого диалектического процесса познания. Их единство обусловлено тем, что они отражают один и тот же мир, их общей основой является практика, они имеют единую физиологическую основу, нервную систему человека. В процессе познания они не только дополняют друг друга, но и взаимно проникают одно в другое. Это лишь разные стороны одного и того же процесса познания.

Сенсуализм и рационализм - две крайности в оценке соотношения чувственного и рационального отражения в процессе познания.

Сенсуализм (лат. - восприятие, чувство, ощущение), направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой познания.

Рационал и зм (лат. Разумный,разум), философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.

Понятие истины. Относительная и абсолютная истина. Догматизм и релятивизм.

Истина — информация, соответствующая действительности. Истина – соответствие между возникающим в сознании образом и реальным объектом. Истина – соответствие наших знаний действительности.

Совершенно полное, точное, всестороннее, исчерпы­вающее знание о каком-либо явлении наз. абсолютной истиной. Относительная истина — философское понятие, отражающее утверждение, что абсолютная истина труднодостижима. Согласно этой теории, можно только приближаться к абсолютной истине, и по мере этого приближения создаются новые представления, а старые отбрасываются. Догматизм - это разновидность некритического способа мышления, оперирующего догмами, т.е. неизменными положениями, принимаемыми на веру без доказательств, без учета конкретных обстоятельств места и времени, на основе слепого подчинения авторитету.

Релятивизм (лат. относительный) - идеалистическое учение об относительности, условности и субъективности человеческого познания. Признавая относительность знаний Р. отрицает объективность познания, считает, что в наших знаниях не отражается объективный мир.

 

52 Критерии истины. Истина, заблуждение и ложь. Скептицизм и агностицизм. Критерием истины является положительный результат такого сравнения в случае, если вообще возможно сравнение. Т.о. истина - это положительный результат сравнения, а ложь - отрицательный.

истина - это знание, в котором содержится верное суждение о конкретной действительности.

Заблуждение - это содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину.

Ложь, в отличие от заблуждения, является сознательным искажением образа объекта (познаваемой ситуации) в угоду конъюнктурным соображениям субъекта.

Скептици́зм (греч.— рассматривающий, исследующий) — философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины.

Агностицизм (от греч - недоступный познанию), философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира и достижимость истины;

 

Практика – основа, движущая сила и цель познания. Формы практической деятельности.

Практика (др.-греч. πράξις «деятельность») — целесообразная и целенаправленная деятельность. Практика — это деятельность, которую субъект осуществляет для достижения определённой, заранее поставленной цели.

Практика имеет общественно-исторический характер и зависит от уровня развития общества, его социально-классовой структуры; цели практически действующего субъекта, в конечном счёте, всегда определяется обществом.

Основными формами практической деятельности человека являются:
1) общественно-производственная деятельность (промышленное и сельскохозяйственное производство, торговля и сервис, деятельность на транспорте и связи, в ресурсодобывающей сфере и т.д.);
2) изготовление продуктов потребления;
3) социально-политическая деятельность: государственная, партийная, профсоюзная, деятельность в сфере социальной защиты граждан, формирования гражданского общества и т.п.;
4) научно-экспериментаторская деятельность, связанная с намеренным изменением объекта исследования или созданием новых объектов с использованием научных знаний, методик и технологий;
5) семейно-бытовая деятельность;
6) духовная деятельность человека: по видам духовной жизни общества и человека.








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: