— КОММУНИКАТОР — внутренний заказчик —
— КОММУНИКАТОР — креативный исполнитель —
— КОММУНИКАТОР — технический исполнитель.
Возвращаясь к примеру с газетой, без труда размещаем все
«действующие силы» по частям данного блока.
Можно выстроить схему-матрицу, которая будет заполняться содержанием в зависимости от конкретных обстоятельств (табл. 3).
Таблица 3
Сегмент блока коммуникатора | Возможное наполнение сегмента |
КОММУНИКАТОР — внешний заказчик | Рекламодатель. Учредитель СМИ (информация о его деятельности, как правило, публикуется в первую очередь). Органы власти. Публика (западная модель СМИ — когда менеджмент СМИ ориентируется прежде всего на запросы публики) |
КОММУНИКАТОР — внутренний заказчик | Менеджмент редакции СМИ (главный редактор, по согласованию с ним — начальник рекламного отдела, руководители информационных направлений и пр.) |
КОММУНИКАТОР — креативный исполнитель | Журналист, съемочная группа (включающая видеооператора) |
КОММУНИКАТОР — технический исполнитель | Технический персонал СМИ, издательств, телерадиопе-радающих центров (верстальщики, монтажеры, рабочие типографии и т. п.) |
|
|
Такое членение блока коммуникатора, помимо понимания его сути, наглядно демонстрирует, с кем можно устанавливать контакты в ходе налаживания медиа-рилейшнз: и с учредителем/издателем, и с менеджментом СМИ, и с отдельными журналистами.
Однако, если говорить о стратегии развития организации в рамках всей отраслевой экономики и макроэкономики в масштабе страны, необходимо подойти к анализу коммуникационных процессов со стратегической точки зрения. То есть задать вопрос: а кто (или что) «заказывает музыку» внешнему заказчику, который действует по воле неких обстоятельств?
Раздел 1. Медиа-рилейшнз как направление деятельности...
Современная наука об экономике говорит, что такой подход: «найди потребность — и удовлетвори ее», сегодня неперспективен. Нужно рассуждать так: «создай потребность — и удовлетвори ее». Например, кто мог предсказать такой рост рынка мобильных телефонов еще несколько лет назад? Никто! Так же, как в свое время взлет рынка компьютеров, а еще раньше — телевизоров. Или Октябрьскую революцию 1917 года...
Непредсказуемость поворотов маркетинговой истории рождает миф о «заговоре» неких «темных сил». Но все куда проще — тенденции общественного развития не подчиняются персонально никому. Как принято считать, у истории нет субъекта — нет его и на макроуровне коммуникации.
|
|
Регламентирует ли цензура или кто-либо манеру выступления, текст и музыку песен певицы Н.? В частностях — возможно, в целом —- нет. Никто не знает, что именно и почему понравится публике, что будет хитом, а что канет в Лету. То же касается и любого рекламного ролика, любой политической или маркетинговой кампании в рамках стратегического менеджмента.
«Музыку заказывает» вся совокупность норм, правил, регламентации, направленных на сохранение существующего в социуме в настоящее время статус-кво и на появление неких новых тенденций, не дающих впасть в состояние застоя. Конечно, власть (президент, правительство, администрации разных уровней, экономические игроки) непосредственно заинтересована в сохранении такого статуса. Но сохранить его можно, только опираясь на привычки и стереотипы массы-аудитории, не осознаваемые до конца ею самой. «Опереться» же на все это возможно лишь с помощью макрокоммуникации, выступающей, например, в обличье массовой культуры.
В некоторой степени здесь могут помочь качественные исследования. Но в целом приходится опираться на знание того, как развивались события раньше, а также на свою интуицию. Именно об интуиции говорят наиболее успешные менеджеры и бизнесмены, не исключая, скажем, Билла Гейтса.
Как справедливо отмечает Е. И. Пронин,
«практически любой журналистский текст может теперь стать частью социальной практики, ее, если хотите, функциональным элементом, который одним наличием своим вызывает существенные трансформации в общественной жизни. То, что читатели и даже журналисты