Табриз в XV в. Торговля шелком

В следующую среду, 11-го числа июня месяца... приехали в большой г. Табриз. Этот город лежит в долине между дву­мя высокими безлесными хребтами гор. Он не окружен сте­нами... Этот город очень велик и очень богат деньгами и то­варом, который в нем покупается и продается каждый день. Говорят, что в прежнее время он был более населенным; од­нако и нынешнее население займет, пожалуй, 200000 домов и больше.

...Гилянский шелк идет в Дамаск, землю Сирийскую, Тур­цию, в Зафу и во многие другие места. Еще привозят сюда (в Султанию) шелк, который выделывается в земле Шемахи; это земля, где шелка выделывается очень много, и туда за шелком приезжают купцы даже генуэзские и венецианские.

Рюи Гонзалес де Клавихо, Дневник путешествия ко двору Тимура в Самарканд в 1403 – 1406 гг. Подлинный текст с переводом и примечаниями, составленными под ред. И.И. Срезневского, СПб., 1881, с.167-170, 177.

Афанасий Никитин о положении в Иране в XV в.

...Ормуз1 – великая пристань. Люди всего света бывают в нем, есть здесь и всякий товар. Все, что на свете родится, то в Ормузе есть. Пошлина же велика, со всего берут десятину.

А из Ормуза на Хорасан пути нет, и на Чагатай пути нет, и на Бахрейн пути нет, и на Йезд пути нет. Везде происходит мятеж. Князей везде прогнали. Мирзу Джеханшаха убил Узун-Хасан-бек, султана Абу-Саида отравили; Узун-Хасан-бек сел было на Ширазе, но земля эта его не признала. А Ядигар Мухаммед к нему не едет – опасается2.

1 Ормуз (Хормуз) – порт в Персидском заливе; ок. 1315 г. в целях безопасности переведен с материка на о. Джераун.

2 Джеханшах из династии Кара-Коюнлу погиб в сражении с войсками Узун-Хасана из династии Ак-Коюнлу в 1467 г. Тимурид султан Абу-Саид был разбит войсками Узун-Хасана и его союзника ширваншаха, выдан тимуриду Мухаммед-Ядигару и обезглавлен в 1469 г.

 

«Хождение за три моря Афанасия Никитина. • 1466-1472 гг.», М. – Л., 1958, с.80, 85.



IV. НАРОДНЫЕ ДВИЖЕНИЯ В ИРАНЕ

Низам аль-Мульк. «Сийасет-намэ»

В дни Васика (842 – 847) опять восстали хуррамдинцы1 в пределах Исфахана. От них произошло много зла и раз­рухи. Они бунтовали до трехсотого (912/913) года, ограбили Тирэ, убили много людей. Снова были побеждены, снова вос­стали против шаха, нашли убежище в горах Исфахана, гра­били караваны, разоряли селения, убивали старого и моло­дого, жен и детей. Более 13 лет они поднимали смуту; ни одно войско не было в силах им сопротивляться, невозможно было проникнуть в те недоступные и укрепленные места, ко­торыми они владели. Но в конце концов их захватили и пе­ребили, а головы носили по Исфахану.

1 Хуррамдинцы – общее название нескольких маздакидских сект.

 

«Сиасет-намэ. Книга о правлении везира XI ст. Низам аль-Мулька». Пер., введение в изучение памятника и прим. проф. Б.Н. Заходера, М. – Л., 1949, с.228, 188-189.

 

Потом объявился человек из жителей Фарса, относивший себя к суфиям1, которого звали аль-Хусейн ибн-Мансур-аль-Халладж2. Сначала он проповедовал [пришествие] махди3 и утверждал, будто махди выйдет из Талькана, [города] в Дей-леме4. Его схватили и провезли по Багдаду напоказ, после чего подвергли заточению, но он ухитрился освободиться из темницы. А это был человек ловкий на руку, мастер на разные проделки, который в соответствии со своим учением и верованиями общался со всяким людом. Потом он заявил, что в него воплотился святой дух, и стал называть себя бо­гом...

Аль-Халладж оставил несколько книг о своем учении, как, например, «Основной свет», «Большая мера», «Малая мера».

Аль-Муктадир-биллах наложил на него руку в 301 г. хиджры (913 – 914) и велел тысячу раз ударить его бичом, отрубить ему руки и ноги и отсечь голову. Потом на него брызгали нефтью, пока его тело не сгорело, и бросили пепел в Тигр. Пока с ним [все] это делали, он не вымолвил ни слова, не двинул лицом и не пошевелил губами.

Последователей аль-Халладжа, которых связывают с ним, осталось немного. Они проповедуют [пришествие] махди и [говорят], что он выйдет из Талькана. [Это тот самый махди], про которого говорится в «Книге пророчеств», что он напол­нит землю справедливостью, как она наполнена была неспра­ведливостью...

И в наше время некоторые люди ожидают [махди] и гово­рят, что он жив и находится на горе Радва5. Потомки Омейя-дов тоже ожидают выступления суфьянита6, упомянутого в «Книге пророчеств»; в ней также говорится о пришествии со стороны Исфахана ад-даджжаля7, сбивающего [людей] с пути.

1 Суфии – дервиши-мистики, объединялись в братства, ордена. В конце XI – начале XII в. суфизм (мистико-аскетическое направление в исламе, возникшее в условиях распада Багдадского халифата) был лега­лизован в суннитском исламе.

2 Аль-Халладж – знаменитый мистик, казненный в начале X в.

3 Махди – «ведомый [Аллахом]», по учению шиитов, имам – духов­ный глава мусульман, который явится в конце времени и восстановит истинную справедливость и благочестие.

4 Город Талькан находится не в прикаспийском Децлеме, а в Хора­сане, между Мервом и Балхом.

5 Радва – гора близ Мекки.

6 Суфьянит – потомок Абу Суфьяна, отца первого омейядского ха­лифа.

7 Ад-даджжаль – антихрист.

 

Бируни. Памятники минувших поколений, Ташкент, 1957, с.217-218.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: