Шелкопрядилыцицы. 1456 г., 1 декабря

[В 1456 г. Шелкопрядилыцицы Кельна обратились к город­скому совету с жалобой на то, что в женских монастырях Кельна в большом количестве прядется шелк, чем чинится подрыв ремеслу светских шелкопрядилыциц. Последние, по их словам, пришли в крайнюю бедность и принуждены будут совсем покинуть город, если совет не запретит монастырям заниматься шелкопрядением. Обитательницы монастырей возражали на это, что они сами дети бюргеров, никакого дру­гого ремесла, кроме шелкопрядения, не знают и ничем дру­гим прокормить себя не могут. Тогда совет прибег к компро­миссному решению…

 

«Немецкий город XIV – XV вв.». Сб. материалов. Под ред. В.В. Стоклицкой-Терешкович, М., 1936, с.34.



III. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГЕРМАНИИ XIII – XV вв.

Привилегия Фридриха II князьям церкви (1220 г.)

Во имя святой и нераздельной троицы Фридрих II... божьей милостью римский король, всегда священный, и ко­роль Сицилии. Размышляя с должным вниманием о том, с какой силой и верностью возлюбленные и верные наши князья-епископы до сих пор помогали нам, возводя нас на высоту престола, поддерживая нас на оном и, наконец, благо­склонно и согласно выбрав своим королем и господином сына нашего Генриха, мы решили всегда возвеличивать тех, кто возвеличил нас... А посему, ввиду того что на тягость им выросли во время долгой смуты в империи ныне, благодаре­ние создателю, рассеянные разные обычаи или, вернее, зло­употребления, как-то: новые таможни, монета, которая зача­стую сама себя обесценивает сходством чекана, бесчинства фогтов их церквей и иные беды, коим нет числа, мы решили воспротивиться сим злоупотреблениям с помощью некоторых постановлений.

1. Во-первых, обещаем, что никогда впредь после смерти какого-либо церковного князя не будем присваивать фиску его наследства; также запрещаем любому мирянину присваи­вать его себе под каким бы то ни было предлогом, но пусть отойдет оно к преемнику, если предшественник умер без завещания; его завещание, если сделает таковое, мы считаем действительным. Если же кто вопреки этому постановлению осмелится присвоить себе наследство, то пусть считается опальным и вне закона и пусть навсегда лишится феода или бенефиция, если имеет таковой.

2. Также впредь не будем без их совета или против их воли вводить новые пошлины и новые монеты в их террито­риях или в подсудных им областях, но будем крепко и неиз­менно сохранять и защищать старые пошлины и монетные права, уступленные их церквам, и сами не будем их нарушать и не позволим нарушать другим...

3. А людей, состоящих у них в крепостной зависимости того или иного рода и уклонившихся по какой-либо причине от своих по отношению к ним обязанностей, мы не станем принимать в города наши во вред их господам. Желаем так­же, чтобы это положение соблюдалось как ими самими между собой, так и светскими господами по отношению к ним.

5. Если кто из них изобличит по ленному праву своего вассала, который его оскорбил, и вернет тем самым его феод, мы сохраним этот феод для него. И если он по своей доброй воле и щедрости захочет нам передать феод, то мы примем его независимо от нашей дружбы или вражды. Но если у церковного князя случится пустовать каким-либо образом феоду даже благодаря смерти инфеодированного, то мы соб­ственной властью, точнее, насилием в него ни в коем случае не вступим, если не сможем получить по доброй воле и щед­рой уступке, а, наоборот, всемерно будем защищать феод для него.

7. И так как меч светский создан в помощь мечу духов­ному, то вслед за отлучением, [произведенным прелатом – князем церкви]... последует наша опала, и она не отменяется до снятия отлучения.

9. Также постановляем, чтобы никакие постройки, именно замки и города, не воздвигались в поместьях церквей либо для фогта, либо под каким-нибудь другим предлогом. И если какие случайно воздвигнут против воли тех, кому принадле­жат поместья, то пусть будут королевской властью разорены.

10. Также по примеру деда нашего, блаженной памяти императора Фридриха, запрещаем кому бы то ни было из королёвских чинов наших присваивать себе в городах этих князей какую-либо юрисдикцию в таможенных, монетных и иных делах, кроме как только в течение недели до заседания нашей курии, объявленной там всенародно, и в течение не­дели после нее. Но и в течение этих дней пусть не осмели­ваются они в чем-либо преступать юрисдикцию [местного] государя и обычаи города. Всякий же раз, как мы вступим в какой-либо город не ради заседаний государственной ку­рии, они в нем не будут иметь никаких прав, но местный государь и господин пусть пользуется всей полнотой власти.

11....А чтобы ведомо было потомкам и не выпало из па­мяти и из ведения современников, мы приказали приписать это к сей грамоте и грамоту снабдить подписью имен при­сутствующих, т. е. князей, и скрепить печатью нашей...

Свидетелями были [4 архиепископа, 9 епископов].

 

«Средневековье в его памятниках». Под ред. Д. Н. Егорова, М., 1913, с.196-198.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: