Никита Хониат о раздаче земель под условием несения военной службы (XII в.)

Никита Хониат – византийский писатель и политический деятель (приблизительно середина XII в. – 1213 г.)

 

У ромеев принято за правило – да я думаю, что это правило имеет силу и у самих варваров, – давать на содержание воинам жалованье и делать им частые смотры, чтобы видеть, хорошо ли они вооружены и заботятся ли надлежащим образом о лошадях, а людей, вновь вступающих на военную службу, прежде испытывать, здоровы ли и сильны ли они телом, умеют ли стрелять и владеть копьем, и потом уже вносить в списки. Но этот император1 все деньги, какие должны были идти на содержание воинов, собирал к себе в казнохранилище, как воду в пруд, а голод войск врачевал пожалованиями париков, воспользовавшись делом, придуманным прежними императорами и только изредка допускавшимся для таких воинов, которые часто разбивали врагов. Через это он, сам того не замечая, и ослабил войско, и перевел бездну денег в праздные утробы, и привел в дурное положение ромейские провинции.

При этом порядке вещей лучшие воины утратили соревно­вание в опасностях, так как то, что побуждало их выказы­вать воинскую доблесть, не было уже, как прежде, чем-то особенным, что предоставляется только им одним, а сдела­лось доступным для всех. И жители провинций, которые пре­жде имели дело с одним лишь государственным казначей­ством, терпели величайшие притеснения от ненасытной жад­ности воинов, которые не только отнимали у них серебро и оболы2, но и снимали с них последнюю рубашку, а иногда и разлучали их с самыми дорогими для них предметами. От того всякому хотелось попасть в число воинов, и один, про­стившись с иголкой, потому что она с трудом доставляла скудное пропитание, другие, бросив ходить за лошадьми, иные, отмыв кирпичную грязь, а иные, очистив от себя куз­нечную сажу, являлись к вербовщикам и, подарив персид­ского коня или несколько золотых монет, зачислялись без всякого испытания в полки, тотчас же снабжались император­ской грамотой и получали в надел пространства хорошо оро­шенной земли, плодоносные нивы и податных ромеев, которые должны были служить им в качестве рабов. Случалось даже, что ромей платил подать презренному полуварвару, который никогда не видел боевого строя, между тем как сам он был человеком почтенным, прекрасно знал военное дело и имел такие преимущества перед тем, кто брал с него подать, что казался перед ним Ахиллесом или был по отношению к нему тем же, чем человек, у которого вооружены обе руки, в сра­внении с человеком, который от болезни не может протянуть и одной. Положение ромейских провинций, естественно, было вполне достойно таких беспорядков в войсках. Одни из них страдали от иноплеменников, а другие были разоряемы сво­ими, словно чужими.

1 Мануил Комнин (1143 – 1180).

2 Обол – мелкая медная монета.

 

«Сборник документов по социально-экономической истории Византии», М., 1951, с.193.



Робер де Клари о распределении феодов в Латинской империи

Робер де Клари – французский рыцарь, принимавший участие в IV крестовом походе и оставивший его описание

 

107. Когда император вернулся вместе с баронами, быв­шими с ним, после того как они завоевали большую часть страны и свыше 60 городов, не считая замков и соседних деревень, г. Константинополь был разделен так, что импера­тор получил четверть в полную собственность, а три осталь­ные четверти – так, что венецианцы получили половину трех четвертей, а крестоносцы – другую половину. Потом загово­рили о разделе завоеванной земли. Сначала дали следуемые части графам, затем другим высоким людям. Считали, что) если то или иное лицо является более или менее богатым ИІ знатным человеком и если оно имеет более или менее воору­женных слуг, то ему давали [соответственно] больше или мень-ше земли. Были такие, которым давали доход двухсот рыцарских феодов, другим – ста, семидесяти, шестидесяти, сорока, двадцати, десяти; те же, которые имели еще меньше [воору­женных людей], получали 7 или 6 феодов. Каждый же феоді имел доходность 300 анжуйских ливров. Каждому из этихс высоких людей говорили: «Вы будете иметь столько-то феодов, а вы столько-то, и вы передадите ваши феоды в наследство) вашим людям и тем, кто захочет быть в зависимости от вас,, и вы будете владеть этим городом, а вы – этим, а вы – тем-: и другим», так же как сеньориям, которые от них зависели.. Когда каждому дали его часть, графы и высокие люди отпра­вились осматривать их земли и их города и назначали там своих бальи1и свою стражу.

1 Бальи – судьи и распорядители в имениях крупных западных феодлов.

«Сборник документов по социально-экономической истории Византии», М., 1951, с.248-249.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: