§ 289. Право свободного пользования своими членами и свободного передвижения с места на место есть такой очевидный вывод из формулы справедливости, что о нем почти нет надобности упоминать. Совершенно ясно, что тот, кто лишает другого свободы движения и передвижения, пользуется большой свободой действия, чем его пленник. Далее ясно, что если целый класс лишает свободы другой класс, то он тоже нарушает закон равенства.
§ 290. Желание избегать всяких стеснений ясно обнаруживается даже животными; но в то время, как этот положительный элемент чувства рано достигает значительного развития, отрицательный его элемент, соответствующий ограничениям, вытекающим из совместной жизни, требует для своего развития продолжительного общественного воспитания. Многочисленные примеры показывают, что среди тех первобытных обществ, у которых правительственный контроль весьма слаб или совсем не существует, молчаливое признание права беспрепятственного движения весьма ясно выражено: но так как объединение небольших общественных групп и образование больших государств совершилось путем войн, при которых конечно, не только на чужую свободу, но и на чужую жизнь мало обращали внимание, то и чувство, и идея свободы были подавлены, а чувство и идея ограничения получили большое развитие. И только после того, как общественная консолидация сделала большой успех, а организация сделалась в значительной мере промышленной, идея и чувство свободы приобрели прочное положение. Мы рассмотрим здесь некоторые моменты в истории того, каким образом право свободного движения и передвижение получило нравственное и легальное признание.
|
|
§ 291. Переход от того порядка, при котором военнопленных съедали к тому порядку, при котором их превращали в рабов, был конечно, шагом вперед. Приближение к равенству выражалось тем, что за рабами признавали право на жизнь; в последствии их положение еще более улучшилось, например, у древних евреев вечное и абсолютное рабство было только уделом иноземцев, для лиц же еврейского происхождения существовало только временное и ограниченное рабство, ибо они были рабами Господа и не могли быть отчуждены от своего Господина. Однако вообще в древнем мире концепция свободы как неотчуждаемого права каждой личности была почти совершенно незнакома как этике, так и законодательству. И мы легко поймем, что о свободе людей, считавшихся рабами, не могло быть и речи в тех обществах, в которых даже люди, считавшиеся свободными, были, в сущности, рабами государства.
|
|
§ 292. История Англии дает хороший пример того, каким образом установился нравственно и юридически принцип человеческой свободы, признаваемый теперь всеми цивилизованными народами. При этом ясно обнаруживается, что к желанию защитить свою собственную свободу скоро присоединяется как чувство личной нравственной ответственности, так и признание свободы других людей. В настоящее время не только все граждане Англии свободны, но свобода гарантирована и всем людям, ставшим под покровительство английских законов…
Право пользования естественными средами
§ 294. Не нарушая физической целости человека и не отнимая у него свободы движения, можно все‑таки сделать его неспособным поддерживать свою жизнь, лишив его возможности пользоваться физической окружающей средой. Относительно права пользования светом и воздухом обыкновенно нет почти никаких разногласий; но относительно пользования землей (которая тоже может быть названа средой, если мы несколько расширим смысл этого слова) единогласие далеко еще недостигнуто.
§ 295. В ранний период жизни человечества, когда еще не было городов, вопрос о равномерном пользовании светом не мог иметь практического значения. Впоследствии, когда города стали возникать и развиваться, дома строили без всякого соображения с правами других людей пользоваться солнечным светом, результатом чего явились узкие и темные улицы средневековых городов. В новейшие времена, когда вообще стали обращать внимание на право других людей, законодательство заботиться о более равномерном пользовании солнечным светом.
§ 296. Препятствия, мешающие свободному доступу света, в значительной мере мешают также и свободному доступу воздуха. Но вопрос о праве свободного пользования воздуха почти не возникает, конечно, вследствие того, что в этом отношении бывали только незначительные нарушения справедливости. Сюда же относится вопрос о праве пользования чистым воздухом, вправе, которое еще плохо понимается даже образованной частью публики: лучшим примером этого служат курильщики, не стесняющиеся отравлять другим воздух. Впрочем, наиболее опасные случаи порчи воздуха, как, например, порчи ядовитыми испарениями, уже предусмотрены законом. Наконец, нужно упомянуть еще об одном аналогичном виде нарушения справедливости: о слишком громких, негармоничных и несвоевременных звуках, примеры которых многочисленны. В последнее время и на этот вопрос обращено внимание…