Тема 3.3 Банкротство и проведение санации организаций

В настоящее время многие предприятия в Беларуси сталкиваются с необходимостью проведения ликвидации посредством процедуры банкротства. Это связано с различными причинами, в том числе со сложным экономическим положением в стране и мире.

Банкротство в Беларуси и любой другой стране является специфической областью в которых необходимы знания различных специалистов: юристов, экономистов, бухгалтеров, финансистов, управленцев и обслуживающего персонала. Наличие необходимой материально-технической базы (транспорт, складские помещения и многое другое).

В Республике Беларусь существует целый ряд нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы банкротства.

Так, в Гражданском кодексе ст.61 гласит: «Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, в судебном порядке может быть признано экономически несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов.

Признание юридического лица экономически несостоятельным (банкротом) влечет его санацию, а при невозможности или отсутствии оснований продолжения деятельности – ликвидацию.

Основания признания судом юридического лица экономически несостоятельным (банкротом), порядок его санации или ликвидации устанавливаются законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве)».

Одним из наиболее полных является Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (по состоянию на сентябрь 2013 года).

В законе определено понятие банкротства –это неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда о банкротстве с ликвидацией должника - юридического лица, прекращением деятельности должника - индивидуального предпринимателя (далее - решение об открытии ликвидационного производства).

Правом на подачу в хозяйственный суд заявления об экономической несостоятельности (банкротстве) должника в связи с неисполнением денежных обязательств обладают:

- должник;

- кредитор, если иное не установлено настоящим Законом;

- прокурор;

- представитель работников должника;

- орган государственного управления по делам об экономической несостоятельности (банкротстве);

- иные лица, которым в соответствии с настоящим Законом предоставлено право на подачу заявления об экономической несостоятельности (банкротстве) должника в связи с неисполнением денежных обязательств.

Правом на подачу в хозяйственный суд заявления об экономической несостоятельности (банкротстве) должника в связи с неисполнением обязанности по уплате обязательных платежей обладают:

- должник;

- прокурор;

- налоговые органы;

- таможенные органы;

- органы Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь;

- другие государственные органы, наделенные в соответствии с законодательными актами правом выносить решения (предписания, постановления) о взыскании (уплате) обязательных платежей.

Правом на подачу в хозяйственный суд заявления об экономической несостоятельности (банкротстве) должника в связи с неисполнением обязательств, вытекающих из трудовых и связанных с ними отношений, обладает представитель работников должника.

Должник вправе подать в хозяйственный суд заявление о своей экономической несостоятельности (банкротстве) при наличии одного из следующих оснований:

- неплатежеспособность должника приобретает устойчивый характер;

- неплатежеспособность должника имеет устойчивый характер.

Заявление должника подается в хозяйственный суд в обязательном порядке при наличии одного из следующих оснований:

o удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств должника в полном объеме перед другими кредиторами либо прекращению деятельности должника - юридического лица;

o органом (лицами), уполномоченным (уполномоченными) в соответствии с учредительными документами должника - юридического лица на принятие решения о его ликвидации, принято решение о подаче в хозяйственный суд заявления должника;

o собственником имущества должника - унитарного предприятия или органом, им уполномоченным, принято решение о подаче в хозяйственный суд заявления должника;

o выявлены обстоятельства, предусмотренные частью первой статьи 233 настоящего Закона.

Государственные организации вправе подать в хозяйственный суд заявление должника по согласованию с государственным органом, в подчинении (составе) которого они находятся или который осуществляет управление принадлежащими Республике Беларусь либо находящимися в коммунальной собственности акциями (долями в уставном фонде) должника.

Дочерние унитарные предприятия, созданные государственными унитарными предприятиями, вправе подать в хозяйственный суд заявление должника по согласованию с государственным органом, в подчинении (составе) которого находится государственное унитарное предприятие - учредитель дочернего унитарного предприятия.

Заявление должника должно быть подано в хозяйственный суд не позднее одного месяца со дня возникновения (выявления) соответствующего основания.

Если в хозяйственный суд подано заявление должника при наличии у лица, от имени которого подано это заявление, возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, то лицо, от имени которого подано заявление, несет перед кредиторами ответственность за реальный ущерб, причиненный этим действием.

Если экономическая несостоятельность (банкротство) должника - юридического лица вызвана собственником его имущества, учредителями (участниками) или иными лицами, в том числе руководителем должника, имеющими право давать обязательные для должника указания либо имеющими возможность иным образом определять его действия, то такие лица при недостаточности имущества должника для расчета с кредиторами солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника.

Правом на подачу заявления кредитора о признании должника экономически несостоятельным (банкротом) обладают кредиторы (за исключением физических лиц, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью или по компенсации морального вреда, связанного с причинением вреда их жизни или здоровью, и физических лиц, которым должник обязан осуществить выплату выходных пособий, вознаграждений по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг или создание объектов интеллектуальной собственности, и сумм по внесению (взысканию) задолженности по заработной плате, а также учредителей (участников) должника - юридического лица, перед которыми должник несет ответственность по обязательствам, вытекающим из такого участия), представитель работников должника - по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений.

Дела об экономической несостоятельности (банкротстве) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей рассматриваются хозяйственным судом в порядке, установленном Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь, с учетом особенностей, предусмотренных выше указанным Законом и актами Президента Республики Беларусь.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» система мер по банкротству предприятия предполагает ряд процедур.

Процедура банкротства - это мероприятие, применяемое в отношении к предприятию- должнику. Основного целью данных мероприятий является разрешение имущественных споров между должником и кредиторами.

В соответствии с законодательством в отношении должника применяются следующие процедуры: защитный период, конкурсное производство, мировое соглашение.

Защитный период - это процедура банкротства, которая имеет целью проверку наличия оснований для возбуждения конкурсного производства и обеспечение сохранности имущества должника. Эта процедура осуществляется при участии временного управляющего, назначенного хозяйственным судом. Наблюдение вводится с момента принятия хозяйственным судом заявления о признании должника банкротом. Деятельность предприятия в защитный период осуществляется с рядом существенных ограничений.

Так, введение наблюдения не является основанием для отстранения от работы руководителей предприятия-должника. Однако органы управления этим предприятием не вправе совершать сделки и выполнять платежные обязательства без письменного согласия временного управляющего, принимать решения о реорганизации, создании филиалов и представительств, выплате дивидендов, эмиссии ценных бумаг, выходе из состава учредителей.

Обязанностями временного управляющего являются:

•     инвентаризация имущества должника и обеспечение его сохранности;

•     осуществление экспертизы финансово – хозяйственной деятельности;

•     учет всех кредиторов и дебиторов;

•     анализ финансового состояния и платежеспособности должника и т.д.

По окончании защитного периода, продолжительностью не более 3–х месяцев, временный управляющий представляет в хозяйственный суд отчет, на основании которого суд может принять решение либо об открытии конкурсного производства, либо о прекращении производства по делу о банкротстве в случае отсутствия оснований.

В случае, если реализация мер по восстановлению платежеспособности должника, предусмотренных в плане завершения досудебного оздоровления в защитном периоде, позволила восстановить платежеспособность должника, дело о банкротстве прекращается. В противном случае возбуждается конкурсное производство, дополнительным основанием для которого является наличие коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами более 0,85.

С момента принятия решения временный управляющий освобождается от своих обязанностей.

Конкурсное производство - это процедура банкротства, осуществляемая с целью удовлетворения требований кредиторов, защиты прав и законных интересов должника. Оно применяется в том случае, если в процессе защитного периода была установлена и доказана устойчивая неплатежеспособность должника.

В отношении предприятия - должника хозяйственный суд может принять решение о его санации либо ликвидации. Конкурсное производство с санацией осуществляется при наличии реальной возможности финансового оздоровления предприятия, в противном случае происходит конкурсное производство с ликвидацией.

В период конкурсного производства:

1)    руководитель предприятия–должника отстраняется от должности, и приостанавливаются полномочия органов его управления;

2)    назначается антикризисный управляющий;

3)    вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов;

4)    приостанавливается начисление процентов, пеней, штрафов и иных санкций по всем видам задолженности.

Антикризисный управляющий при реализации своих полномочий обязан:

•     осуществлять руководство предприятием;

•     разработать план санации или ликвидации должника;

•     проводить инвентаризацию имущества должника и обеспечить его сохранность;

•     принимать меры по защите прав членов трудового коллектива;

•     вести подробный реестр кредиторов и дебиторов;

•     в случае ликвидации предприятия организовать продажу его имущества (конкурсной массы) и соразмерное удовлетворение требований кредиторов.

Срок конкурсного производства с санацией составляет 18 месяцев и может быть сокращен или продлен решением хозяйственного суда на один год, а с ликвидацией – не превышает 12 месяцев и также может быть продлен еще на 6 месяцев.

В случае конкурсного производства с ликвидацией антикризисный управляющий после продажи имущества предприятия-банкрота производит расчеты с кредиторами в соответствии с реестром требований кредиторов. Вне очереди покрываются судебные расходы, расходы, связанные с выплатой вознаграждений управляющему, текущие коммунальные и эксплуатационные платежи должника, а также удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам предприятия-должника, возникшим в ходе конкурсного производства. Далее требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

•     в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми предприятие-должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих временных платежей;

•     во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (в том числе и по контракту), и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

•     в третью очередь удовлетворяются требования по обязательным платежам;

•     в четвертую очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника;

•     в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий обязан представить в хозяйственный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства. После рассмотрения этого отчета хозяйственный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, что является основанием для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации предприятия-должника.

Мировое соглашение - это процедура банкротства, заключаемая между должником и конкурсными кредиторами на любом этапе производства по делу о банкротстве предприятия и позволяющее должнику обеспечить свои обязательства без применения ликвидации. Оно может быть заключено только после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди. Утверждение мирового соглашения хозяйственным судом является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ БАНКРОТСТВА. САНАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

Санация (от лат. sanatio - лечение, оздоровление) - система мер, направленных на предотвращение ликвидации предприятия вследствие наступления призраков банкротства. При этом либо собственники предприятия, либо кредиторы, либо иные лица (в том числе органы исполнительной власти) оказывают должнику целевую финансовую помощь, предоставляет льготные кредиты, льготное налогообложение и пр. Государственная финансовая поддержка предоставляется тем предприятиям, которые при наличии соответствующих возможностей способны в короткое время эффективно использовать полученные финансовые средства.

В зависимости от глубины кризисного состояния предприятия и условий предоставления ему внешней помощи, различают два основных вида санации:

1) без изменения статуса юридического лица санируемого предприятия (такая санация осуществляется обычно для помощи предприятию в устранении его неплатежеспособности, если его кризисное состояние рассматривается как временное явление);

2) с изменением статуса юридического лица санируемого предприятия (эта форма санации носит название реорганизации предприятия и требует осуществления ряда реорганизационных процедур, связанных со сменой его формы собственности, организационно-правовой формы деятельности и т.п. Она осуществляется при более глубоком кризисном состоянии предприятия).

Каждый из этих видов санации предприятия имеет ряд форм:

    Санация предприятия, направленная на реорганизацию долга (без изменения статуса юридического лица санируемого предприятия) носит следующие основные формы:

а) Погашение долга предприятия за счет средств бюджета. В такой форме санируются только государственные предприятия. Она связана со следующими основными условиями:

•     обеспечением дальнейшего развития приоритетных отраслей экономики;

•     отраслевой или межотраслевой переориентацией деятельности предприятия;

•     осуществлением антимонопольных мероприятий;

•     с другими целями по инициативе органов, уполномоченных управлять государственным имуществом.

б) Погашение долга предприятия за счет целевого банковского кредита. Такая форма санации осуществляется, как правило, коммерческим банком, обслуживающим предприятие, после тщательного аудита деятельности последнего.

Так как предоставление такого целевого кредита имеет очень высокий уровень риска, ставка процента по нему обычно достигает максимального значения.

В качестве одного из вариантов этой формы санации может выступать переоформление краткосрочных кредитов предприятия в долгосрочные (с соответствующим повышением ставок процента). Для осуществления контроля и помощи предприятию, коммерческий банк в перечне условий санации может потребовать введение в состав его руководства своего представителя (или уполномоченного лица).

в) Перевод долга на другое юридическое лицо. Таким юридическим лицом может быть любое предприятие, осуществляющее предпринимательскую деятельность, которое пожелало принять участие в санации предприятия-должника. Условия такого перевода долга оговариваются специальным договором. Однако для такого перевода долга требуется обязательное согласие кредитора (если кредитор не дает согласия на перевод долга другому лицу, то предприятие-должник не имеет на это права, так как это означало бы одностороннее изменение условий кредитного договора). В случае согласия кредитора на перевод долга другому лицу, новый должник имеет право выдвигать против требований кредитора все возражения, основанные на договорных отношениях между кредитором и первым должником.

г) Выпуск облигаций (и других долговых ценных бумаг) под гарантию санатора. Такая форма санации осуществляется, как правило, коммерческим банком, обслуживающим предприятие, если по каким либо причинам предоставление ему прямого банковского кредита (или переоформление краткосрочных кредитов в долгосрочные) невозможно. В роли такого гарантирующего санатора может выступить и страховая компания.

    Санация предприятия, направленная на его реорганизацию (с изменением, как правило, статуса юридического лица санируемого предприятия) носит следующие основные формы:

а) Слияние. Такая форма санации осуществляется путем объединения предприятия-должника с другим финансово устойчивым предприятием. В результате такого объединения предприятие-должник теряет свой юридический статус. В процессе слияния предприятия объединяют (консолидируют) свои бухгалтерские балансы. Для санатора побудительным мотивом слияния с предприятием-должником может быть эффект синергизма, связанный с новыми возможностями внутренней кооперации, диверсификации продукции или рынков сбыта и т.п. Для санируемого предприятия при слиянии обеспечивается сохранение рабочих мест и направленности производственной деятельности;

б) Поглощение. Эта форма санации осуществляется путем приобретения предприятия-должника предприятием - санатором (для последнего это является одной из форм инвестиций - приобретение целостного имущественного комплекса или основной части его активов). Санируемое предприятие при поглощении обычно теряет свой самостоятельный статус, хотя как юридическое лицо может сохраниться в виде дочернего предприятия;

в) Разделение. Такая форма санации может быть использована для предприятий, осуществляющих многоотраслевую хозяйственную (производственную) деятельность. Эффект такой формы санации состоит в том, что за счет существенного сокращения надстроечного управленческого аппарата, непроизводственных и вспомогательных служб значительно снижаются издержки производства.

Наличие возможности восстановления платежеспособности предприятия оформляется планом финансового оздоровления (бизнес - планом). Типовой план финансового оздоровления должен включать в себя следующие разделы:

1. Общая характеристика предприятия.

2. Краткие сведения по плану финансового оздоровления. Включает мероприятия по реструктуризации деятельности предприятия, срок реализации плана, сумму необходимых финансовых средств, срок погашения помощи, финансовые результаты реализации плана.

3. Анализ финансового состояния. Приводится свободная таблица финансовых показателей предприятия, анализ, выводы.

4. Мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности.

5. Рынок и конкуренция. Содержаться сведения об отрасли, в которой работает данное предприятие, ее современном состоянии и перспективах развития.

6. Деятельность в сфере маркетинга предприятия. Описываются стратегия маркетинга, характеризующаяся стратегиями проникновения на рынок и роста предприятия, каналы распределения продукции, коммуникации.

7. План производства. Рассчитываются производственная программа, численность работников, фонд заработной платы, смета расходов и калькуляции продукции.

8. Финансовый план. Определяются прибыль, текущая стоимость, чистая текущая стоимость, внутренняя норма рентабельности, срок окупаемости, точка безубыточности.

9. Выводы.

Специалистами предложены следующие пути санации.

Первый путь санации - замена руководителя и управленческого персонала, поставивших предприятие в затруднительное финансовое положение.

Второй путь санации - продажа по суду или по соглашению кредиторов. При продаже экономически не состоявшегося предприятия оно сохраняется в качестве действующего, но меняются собственники.

Третий путь санации - обмен долгов на акции. В этой ситуации также меняются собственники. Однако кредиторы осторожно относятся к обмену долгов на акции неплатежеспособного предприятия, если у них нет уверенности в том, что оно вновь станет рентабельным и финансово устойчивым.

 Четвертый путь санации - уступка требований третьим лицам, то есть покупка долгов с последующей перепродажей за определенный процент от сделки.

 Пятый путь санации – снижение доли неэффективных технологий и низко рентабельных изделий, создание новых видов продукции, услуг и новых технологий за счет активизации инновационной и инвестиционной деятельности.

В любом случае для осуществления санации нужен бизнес-план и прогнозирование экономической ситуации в краткосрочном и долгосрочном периоде.

В любом из вариантов санация является наиболее трудоемкой операцией, и в большинстве случаев подразумевают полную перестройку предприятия. Сохранение предприятия зависит от того, как быстро и насколько эффективно оно сумеет избавиться от всех нежелательных явлений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: