Медленного иерархического продвижения

в самом производстве, причем существование ученичества определялось

в долгие сроки:

в семь, в пять, в четыре года.

61. По мере того как ремесло разрушалось машинной индустрией, оно в то же время переставало поставлять рабочих для крупного производства. И тогда-то особенно резко встал вопрос

о ремесленных училищах,

с одной стороны, для поддержания именно ремесла и отчасти-—для поставки рабочих для индустрии. Эти ремесленные училища подчинялись организационным

Традициям ремесленных корпораций

и ремесленных управ. Следы этого до сих пор еще остались даже в Европе (в частности, в Германии),

62. Но новейшая индустрия практиковала

Две резко отличные

и организационно-противоречивые формы подготовки: с одной стороны, она продолжала ремесленную традицию ученичества (с долгими сроками), а с другой — она при помощи установщиков (а иногда подмастерьев) ус-та-нав-ли-ва-ла (ставила в особо подготовленную организационно-производственную среду) рабочую силу прямо в производстве. Первая форма имела в виду ограниченный круг индивидуально работающих рабочих высокой квалификации, вторая — рабочих массовых работ.

63. Метод ЦИТа

Лишь обострил

эту полярность видов подготовки, поставив тем самым ремесленную форму подготовки под знак реформы.

 64. Кроме недостаточной осознанности периода реконструкции, значительно

Задерживают реформаторские тенденции

в деле подготовки рабсилы, еще следующие обстоятельства:

а) школьная традиция в деле подготовки, унаследованная от ремесленных училищ;

б) незаконченность и несовершенство системы народного образования, и в частности отсутствие политехнического воспитания в школах соцвоса;

в) отсутствие хозяйственно-плановой работы в деле подготовки рабсилы.

65. В настоящий момент трудно еще дать административную формулировку в деле реформы подготовки, но позволительно дать

основания для реформы.

66. В этих основаниях необходимо дать ответ на следующие вопросы:

объем подготовки

а) задачи органов подготовки!

б) подготовляемые типы,

в) подготовляемая квалификация (производственно-техническая),

г) производственно-теоретическая квалификация,

д) общеобразовательная квалификация,

е) политическая квалификация,

ж) учебные планы,

з) учебные программы,

и) инструкторы и преподаватели;

организация подготовки

к) профессии,

л) количество,

м) возраст,

н) пол,

о) социальная среда,

п) броня,

р) экспертизы,

с) ввод в производство,

т) учебные пункты,

у) сроки,

ф) вознаграждение обучающихся,

х) стоимость обучения,

ц) руководство, контроль

ч) учет и планирование.

Даем формулировки по каждому пункту.

а) Задачи органов подготовки.

67. В задачи органов подготовки в соответствии с установкой на обновление (а не только на воспроизводство) должно входить не только сообщение обычной принятой До сих пор квалификации, но и сообщение

Новейших организационно-производственных навыков

в соответствии с рационализацией промышленности, особенно же навыков в

Дифференцировании и уплотнений

производственного процесса.

68. Органы подготовки должны не только выпускать подготовленную рабочую силу в производство, но в то же время быть учреждением постоянно

Улучшающим производственную установку

рабсилы в предприятиях.

69. В развитии этих задач органы подготовки должны как силами своих наличных контингентов, так и при участии рабочих, занятых в производстве,

Быть пионерами

в постановке дифференцированной и уплотненной работы в предприятиях в форме авангардных бригад, со всей готовностью откликаясь на зов администрации, проводящей рационализацию (в металле — по преимуществу при переходе к строго операционной работе,

в текстиле — по преимуществу при переходе

к уплотненной работе).

70. Это может относиться абсолютно

Ко всем типам,

проходящим через органы по подготовке рабсилы: типу А, типу Б и даже типу ремесленному (А+Б).

71. Выполняя эту функцию, органы подготовки рабсилы станут не только школой рабочих подростков, желающих получить квалификацию, но тем цехом предприятия, который принимает деятельнейшее участие в новой установке рабсилы в предприятии и который выделяет производству нужные Живые силы

для смелых опытных постановок в области организации труда.

72. Только усвоив эту функцию активнейшего участия в рационализации (а не только с курсом на рационализацию), органы подготовки будут

На серьезном учете

у хозорганов и предприятий.

73. Эта перемена основной установки органов по подготовке рабсилы сделает эти органы не учреждениями, «квартирующими» и предприятиях, а

Авангардным боевым органом

по действительной реконструкции производства.

 

б) Подготавливаемые типы

74. Для современного периода необходимо готовить рабочих и ремесленного Типе, и типа А, и типа Б. Чем

примитивнее производство, тем относительно более надо готовить I тип (ремесленный), если оно уже

значительно реконструировано,

центр тяжести должен быть перенесен на II тип, при высшей стадии реконструкции – подготовка постепенно сосредотачивается на III типе.

75. Как

руководящая практическая идея,

при разрешении этого вопроса может быть установлено, что в металлообработке

Ремесленный тип

имеет несравненно большее право на подготовку, чем в текстильной; в последней

Центр тяжести

должен быть решительно перенесен на типы А и Б.

76. Для подробного практического установления потребностей в подготовке необходимо руководствоваться тезисами ЦИТа о реконструкции производства, особенно той частью их, где трактуется вопрос

О пределах реконструкции

в различных отраслях производства.

77. Вообще же надо установить, что подготавливать рабочую силу (в форме ли специально-углубленной подготовки или в форме установки рабсилы в самом производстве) необходимо

Всех типов

и всех рабочих единиц без исключения,

78. Именно при этой последней трактовке будет

Перекрыта брешь

между оторванными от производства (хотя и квартирующих в предприятии) органах подготовки и самим производством.

79. Для еще большей ясности в этом вопросе нужно «разбить» понимание слов «связь с производством» в том смысле, что обучаемые делают вещи «из производства» (или из ассортимента данного завода) или похожие на них. Связь с производством надо понимать не по такому кустарно-ремесленному признаку (вещевая похожесть), а

по признаку производственных методов.

Важно — не что производится, а как производится.

 

в) Производственно-техническая квалификация

80. Понятие «высокая квалификация»

характерно для ремесла,

поскольку в нем делается ставка на индивидуальные силы и способности работника вне организационно-технической высоты производства; для характеристики типа А и типа Б эта индивидуальная квалификация

Теряет смысл

вне определенной формы производства.

81. Разбивка по высоте квалификации вне строгой зависимости от производственных форм

допустима для ремесленников,

и поэтому деление их на четыре вида:

1) высококвалифицированные, 2) квалифицированные, 3) обученные и 4) полуобученные — будет закономерно.

82. При этом надо иметь в виду, что 3-й и 4-й виды при быстром развертывании производства может

перейти в тип А,

вид 1-й —в тип Б, а судьба 2-го тоже будет относительно прочна лишь при застывших формах или медленной реконструкции — при быстрой реконструкции он или должен

Повысить

свою квалификацию до Б,

Или же принизить

ее до вида 3-го, или даже 4-го.

83. Из предыдущего ясно, что подготовка ремесленных типов вида 1-го и 2-го имеет право на существование; что касается подготовки 3-го и 4-го видов, то подготовка их может проводиться лишь с сообщением им рационализаторских навыков, аналогично типу А.

84. Важнейшим требованием для ремесленных типов должна быть

точность изделия,

достигаемая индивидуальными способами; требование


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: