в самом производстве, причем существование ученичества определялось
в долгие сроки:
в семь, в пять, в четыре года.
61. По мере того как ремесло разрушалось машинной индустрией, оно в то же время переставало поставлять рабочих для крупного производства. И тогда-то особенно резко встал вопрос
о ремесленных училищах,
с одной стороны, для поддержания именно ремесла и отчасти-—для поставки рабочих для индустрии. Эти ремесленные училища подчинялись организационным
Традициям ремесленных корпораций
и ремесленных управ. Следы этого до сих пор еще остались даже в Европе (в частности, в Германии),
62. Но новейшая индустрия практиковала
Две резко отличные
и организационно-противоречивые формы подготовки: с одной стороны, она продолжала ремесленную традицию ученичества (с долгими сроками), а с другой — она при помощи установщиков (а иногда подмастерьев) ус-та-нав-ли-ва-ла (ставила в особо подготовленную организационно-производственную среду) рабочую силу прямо в производстве. Первая форма имела в виду ограниченный круг индивидуально работающих рабочих высокой квалификации, вторая — рабочих массовых работ.
|
|
63. Метод ЦИТа
Лишь обострил
эту полярность видов подготовки, поставив тем самым ремесленную форму подготовки под знак реформы.
64. Кроме недостаточной осознанности периода реконструкции, значительно
Задерживают реформаторские тенденции
в деле подготовки рабсилы, еще следующие обстоятельства:
а) школьная традиция в деле подготовки, унаследованная от ремесленных училищ;
б) незаконченность и несовершенство системы народного образования, и в частности отсутствие политехнического воспитания в школах соцвоса;
в) отсутствие хозяйственно-плановой работы в деле подготовки рабсилы.
65. В настоящий момент трудно еще дать административную формулировку в деле реформы подготовки, но позволительно дать
основания для реформы.
66. В этих основаниях необходимо дать ответ на следующие вопросы:
объем подготовки
а) задачи органов подготовки!
б) подготовляемые типы,
в) подготовляемая квалификация (производственно-техническая),
г) производственно-теоретическая квалификация,
д) общеобразовательная квалификация,
е) политическая квалификация,
ж) учебные планы,
з) учебные программы,
и) инструкторы и преподаватели;
организация подготовки
к) профессии,
л) количество,
м) возраст,
н) пол,
о) социальная среда,
п) броня,
р) экспертизы,
с) ввод в производство,
т) учебные пункты,
у) сроки,
ф) вознаграждение обучающихся,
х) стоимость обучения,
ц) руководство, контроль
ч) учет и планирование.
Даем формулировки по каждому пункту.
|
|
а) Задачи органов подготовки.
67. В задачи органов подготовки в соответствии с установкой на обновление (а не только на воспроизводство) должно входить не только сообщение обычной принятой До сих пор квалификации, но и сообщение
Новейших организационно-производственных навыков
в соответствии с рационализацией промышленности, особенно же навыков в
Дифференцировании и уплотнений
производственного процесса.
68. Органы подготовки должны не только выпускать подготовленную рабочую силу в производство, но в то же время быть учреждением постоянно
Улучшающим производственную установку
рабсилы в предприятиях.
69. В развитии этих задач органы подготовки должны как силами своих наличных контингентов, так и при участии рабочих, занятых в производстве,
Быть пионерами
в постановке дифференцированной и уплотненной работы в предприятиях в форме авангардных бригад, со всей готовностью откликаясь на зов администрации, проводящей рационализацию (в металле — по преимуществу при переходе к строго операционной работе,
в текстиле — по преимуществу при переходе
к уплотненной работе).
70. Это может относиться абсолютно
Ко всем типам,
проходящим через органы по подготовке рабсилы: типу А, типу Б и даже типу ремесленному (А+Б).
71. Выполняя эту функцию, органы подготовки рабсилы станут не только школой рабочих подростков, желающих получить квалификацию, но тем цехом предприятия, который принимает деятельнейшее участие в новой установке рабсилы в предприятии и который выделяет производству нужные Живые силы
для смелых опытных постановок в области организации труда.
72. Только усвоив эту функцию активнейшего участия в рационализации (а не только с курсом на рационализацию), органы подготовки будут
На серьезном учете
у хозорганов и предприятий.
73. Эта перемена основной установки органов по подготовке рабсилы сделает эти органы не учреждениями, «квартирующими» и предприятиях, а
Авангардным боевым органом
по действительной реконструкции производства.
б) Подготавливаемые типы
74. Для современного периода необходимо готовить рабочих и ремесленного Типе, и типа А, и типа Б. Чем
примитивнее производство, тем относительно более надо готовить I тип (ремесленный), если оно уже
значительно реконструировано,
центр тяжести должен быть перенесен на II тип, при высшей стадии реконструкции – подготовка постепенно сосредотачивается на III типе.
75. Как
руководящая практическая идея,
при разрешении этого вопроса может быть установлено, что в металлообработке
Ремесленный тип
имеет несравненно большее право на подготовку, чем в текстильной; в последней
Центр тяжести
должен быть решительно перенесен на типы А и Б.
76. Для подробного практического установления потребностей в подготовке необходимо руководствоваться тезисами ЦИТа о реконструкции производства, особенно той частью их, где трактуется вопрос
О пределах реконструкции
в различных отраслях производства.
77. Вообще же надо установить, что подготавливать рабочую силу (в форме ли специально-углубленной подготовки или в форме установки рабсилы в самом производстве) необходимо
Всех типов
и всех рабочих единиц без исключения,
78. Именно при этой последней трактовке будет
Перекрыта брешь
между оторванными от производства (хотя и квартирующих в предприятии) органах подготовки и самим производством.
79. Для еще большей ясности в этом вопросе нужно «разбить» понимание слов «связь с производством» в том смысле, что обучаемые делают вещи «из производства» (или из ассортимента данного завода) или похожие на них. Связь с производством надо понимать не по такому кустарно-ремесленному признаку (вещевая похожесть), а
|
|
по признаку производственных методов.
Важно — не что производится, а как производится.
в) Производственно-техническая квалификация
80. Понятие «высокая квалификация»
характерно для ремесла,
поскольку в нем делается ставка на индивидуальные силы и способности работника вне организационно-технической высоты производства; для характеристики типа А и типа Б эта индивидуальная квалификация
Теряет смысл
вне определенной формы производства.
81. Разбивка по высоте квалификации вне строгой зависимости от производственных форм
допустима для ремесленников,
и поэтому деление их на четыре вида:
1) высококвалифицированные, 2) квалифицированные, 3) обученные и 4) полуобученные — будет закономерно.
82. При этом надо иметь в виду, что 3-й и 4-й виды при быстром развертывании производства может
перейти в тип А,
вид 1-й —в тип Б, а судьба 2-го тоже будет относительно прочна лишь при застывших формах или медленной реконструкции — при быстрой реконструкции он или должен
Повысить
свою квалификацию до Б,
Или же принизить
ее до вида 3-го, или даже 4-го.
83. Из предыдущего ясно, что подготовка ремесленных типов вида 1-го и 2-го имеет право на существование; что касается подготовки 3-го и 4-го видов, то подготовка их может проводиться лишь с сообщением им рационализаторских навыков, аналогично типу А.
84. Важнейшим требованием для ремесленных типов должна быть
точность изделия,
достигаемая индивидуальными способами; требование