Древнерусское государство и Русь удельная (IX – первая половина XV вв.)

По отечественной истории

 с древнейших времен до начала

 XXI века

 

 

ИЗДАТЕЛЬСТВО МЭИ            МОСКВА                     2007

ББК 63

Х- 917

Утверждено учебным управлением МЭИ

 

Подготовлено на кафедре истории и культурологии

 

Рецензент: кандидат исторических наук, доцент кафедры философии, политологии и социологии МЭИ (ТУ) Р.В.Волкова

           

Хрестоматия

по курсу «Отечественная история»

для студентов всех институтов

и факультетов МЭИ (ТУ)

 

Для студентов всех институтов и факультетов МЭИ.

 

                                       Учебное пособие

Авторы- составители: Краснова Л.И., Азизбаева Р.Е., Быкова Н.П., Демидионова Л.Н., Дмитриева И.А., Долгих Ф.И., Кровяков Е.А., Петряков Г.В., Смирнова М.И./ Под ред. Л.И.Красновой

 

   Хрестоматия составлена в соответствии с программой изучения курса Отечественной истории и максимально адаптирована для использования её студентами.. Авторы – составители постарались сделать ее не только тематической, но и сюжетной, динамичной, насыщенной как интересным документальным материалом, так и разноречивыми мнениями и эмоциями политических и общественных деятелей, имевших различные политические убеждения и представлявших разные социальные слои. Комментарии и биографические справки, включенные в каждый раздел, позволяют использовать данное пособие и как справочник.

      Издание предназначено как для студентов, изучающих отечественную историю, так и для преподавателей гуманитарного профиля.         

 

Хрестоматия

по курсу

«Отечественная история»

для студентов всех институтов

и факультетов МЭИ (ТУ)

 

Редактор издательства

 

 

Темплан издания МЭИ 2007,метод.                                                    Формат    60х84/16

Подписано в печать

Печ. Л. 10,0          Тираж 1000          Изд.№       Заказ

 

Издательство МЭИ, 111250, Москва, Красноказарменная ул., д. 14.

Отпечатано в типографии ЦНИИ «Электроника», 117415, Москва,

Просп. Вернадского, д. 39

                    © Московский энергетический институт, 2007

                                                 Велико незнание России посреди России.

                                                 Город не знает города, человек человека;

                                                 люди, живущие за одной стеной, кажется,

                                                 как бы живут за морями.

                                                                                 Н.В. Гоголь

                   

Предисловие

Хрестоматия по отечественной истории с древнейших времен до начала XXI века является еще одним необходимым звеном в создаваемом на кафедре истории и культурологии МЭИ /ТУ/ учебно-методическом комплексе, куда вошли Курс лекций, Материалы к практическим занятиям, Электронное учебное пособие. Хрестоматия поможет студентам обеспечить максимально продуктивную подготовку к семинарам и, несомненно, повысит их интерес к проблемам, изучаемым в данном курсе, расширив их представления о нашей истории новыми материалами или необычными ракурсами рассмотрения, что не всегда удается сделать в лекциях.

Авторская подборка документов сделана таким образом, чтобы помочь студентам самостоятельно вырабатывать собственную позицию по тем или иным историческим проблемам, чтобы их суждения были осознанны и опирались на прочный фундамент национальной и общечеловеческой культуры. Тем более, что к этому современную молодежь обязывает разнообразие подходов в изучении истории России и широкий спектр мнений и оценок событий прошлого. Думается, что использование приведенных в Хрестоматии первоисточников будет способствовать формированию у них более полного представления о тех общественно-политических проектах, которые последовательно развивали, реализовывали базовые, изначальные ценности российской, как впрочем, и всякой другой, цивилизации — обеспечить жизнь и свободу человека..

Хрестоматия выстроена в соответствии с Программой учебной дисциплины «Отечественная история» и максимально адаптирована для восприятия студентами технического вуза. Авторы – составители постарались сделать ее не только тематической, но и сюжетной, динамичной, насыщенной интересным документальным материалом, разноречивыми мнениями и эмоциями политических и общественных деятелей, имевших различные политические убеждения и представлявших разные социальные слои.

Выстраивая концепцию хрестоматии, авторы исходили из того, что:
— Россия как национально-государственное целое вошла в историческое пространство страной христианского мира и принадлежала этому миру на протяжении практически всей своей истории;
— ментально-конфессиональное своеобразие никогда не ставило нашу страну вне рамок мирового исторического процесса, как в восточном, так и в западном его вариантах;

— психологическая мотивация стремлений к переменам в российском обществе во многом является результатом перманентного «сравнительного мониторинга» России и других стран христианской цивилизации, ведущегося нашими соотечественниками вот уже четвертый век;
     Проблемно-тематический принцип построения хрестоматии полностью соответствует аналогичному принципу построения всего учебно-методического комплекса по отечественной истории. В документах, включенных в хрестоматию, нашли отражение события и процессы истории России с древнейших времен до начала XXI века.При этом последовательная компоновка документов и первоисточников структурирована в соответствии с выделяемыми авторами этапами. Документальный ряд представлен фрагментами официальных источников, а также суждений известных российских и советских историков; использованы отрывки из статей и мемуаров писателей и виднейших политических деятелей, позволяющие составить более полное представление о внутренней и внешней политике страны на всем протяжении её истории. Часть документов освещают проблемы общественного движения в стране и представлены выдержками из программ различных политических партий, сочинений и эпистолярного наследия.

Авторские комментарии к разделам и документам носят исключительно разъяснительный характер и не содержат каких-либо оценочных суждений. В некоторых документах, относящихся к периоду раннего средневековья, XV-XVIII вв. сохранены стилистические особенности и орфография. Незнакомым и малоупотребительным словам дано разъяснение в примечаниях к документу.

Авторский коллектив выражает особую признательность студентам-первокурсникам, заинтересованно помогавшим собирать и классифицировать документы: Терёхину Евгению (группа ФП-01-06):, Демидову Александру (группа Э-7-06) и Матвееву Дмитрию (группа Э-9-06).

      Раздел I. Древнерусское государство  




Древнерусское государство и Русь удельная (IX – первая половина XV вв.)

Материалы, собранные в данном разделе, дают в целом наглядное представление о происхождении славян, их расселении, занятиях, верованиях, формировании институтов, которые мы называем государственными (княжеская власть, дружина, судопроизводство и т.п.), о складывании территории Древней Руси с центром в Киеве, а также периоде российской истории, именуемом Удельная Русь - время с момента наступления окончательного политического распада древнерусской державы в XII в. до создания централизованного государства. под эгидой Москвы в XV в.

О ранней истории славян повествует наш отечественный источник «Повесть временных лет» - документ, который долгое время считался единым памятником, составителем которого был монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Впоследствии исследователями было установлено, что «Повесть» входившая в различные летописные списки, не раз добавлялась, исправлялась и перерабатывалась в угоду тем или иным князьям. В частности, вторая редакция «Повести» была составлена в 1116 г. Сильвестром, игуменом Киевского Выдубицкого монастыря, для кн. Владимира Мономаха. А в 1118 г. в Переяславле безымянным летописцем была создана третья редакция " Повести временных лет" для князя Мстислава Владимировича, сына Мономаха.

     Несомненный интерес для изучения данного периода представляют сочинения арабских путешественников, побывавших в землях восточных славян и руссов и оставивших ценные сведения о правителях, занятиях, обычаях, оружии, одежде и характере этих людей.

   Фрагменты историографических статей помогут составить более широкое представление о подходах в изучении этногенеза и классообразования у восточных славян, роли варяжского фактора в становлении древнерусской государственности и ряде других вопросов.

    На протяжении нескольких столетий наступившей затем раздробленности решались коренные вопросы для русской государственности: как преодолеть распад и его негативные последствия, и кто будет центром возрождения и при каких условиях. В отобранных текстах документов и извлечений из классических трудов виднейших российских историков (Карамзина Н.М., Соловьева С.М., Ключевского В.О., Платонова С.Ф., Костомарова Н.И.), а также из трудов представителей евразийства (Вернадского Г.В., Гумилева Л.Н.), представлены темы, затрагивающие ключевые моменты рассматриваемого этапа: междоусобицы удельной Руси как один из факторов ее ослабления; нашествие Батыя; развитие Юго-Западной Руси и деятельность Даниила Галицкого по организации сопротивления монголо-татарам; политика Москвы, продолжившей линию Александра Невского на сотрудничество с Ордой и борьба будущей столицы за первенство с Тверью; Великое княжество Литовское и его экспансия на русские земли; превращение Москвы в общенациональный центр и деятельность Дмитрия Донского; особое положение православной церкви и новые явления в церковной жизни, проявившиеся в подвижничестве Сергия Радонежского; особенности развития Новгородской республики.

Документ № 1. «Повесть временных лет» о происхождении и расселении восточных славян

«И смешал Бог народы, и разделил на семьдесят и два народа, и рассеял по всей земле. От этих же семидесяти двух язык (в древности слово «язык» обозначало «народ». Прим. авторов-составителей) произошел и народ славянский. Сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так одни сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи. А вот еще славяне: белые хорваты, сербы и хорутане (одно из славянских племен, жившее славянского народа, ныне живущего в Словении. Прим. авторов-составителей.) Славяне сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки. Также и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие — древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полоча-нами по речке Полота. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем — славянами (Славяне, расселившиеся вокруг озера Ильмень, не имели собственного пле­менного названия. Это можно объяснить тем, что здесь жили выходцы из разных славянских земель и племен, следовательно, славяне — общее имя, отличавшее их от соседнего неславянского населения (чуди, веси и др. Прим. авторов – составителей.), и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне и по Сейму и назвались северянами. И так разошелся славянский народ. Когда же поляне жили отдельно по горам этим, тут был путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра — волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево (Ладожское озеро. Прим. авторов-составителей), и устье того озера впадает в море Варяжское (т.е. Балтийское. Прим. авторов-составителей). А Днепр впадает устьем в Понтийское море (т.е. Черное. Прим. авторов-составителей); это море слывет Русским.

Поляне же жили в те времена отдельно и построили городок Киев. А у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое, а другое на реке Полота, где полочане. От этих последних произошли кривичи, сидящие в верховьях Волги, и в верховьях Двины, и в верховьях Днепра, их же город — Смоленск. От них же происходят и северяне.

Поляне же… были из славянского рода и только после назвались полянами, и древляне произошли от тех же славян и также не сразу назвались древлянами; радимичи же и вятичи - от рода ляхов (поляков - прим. сост). Были два брата у ляхов — Радим, а другой — Вятко; и пришли и сели: Радим на Соже, от него прозвались радимичи, а Вятко сел с родом своим на Оке, от него получили свое название вятичи. И жили между собою в мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты. Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Днестру и соседили с Дунаем. Было их множество; сидели они прежде по Днестру до самого моря, и сохранилось города их и доныне; вот почему греки называли их «Великая Скифь» …

Взято из: История государства Российского: Хрестоматия X-XIV вв./ Составитель Г.Е.Миронов. – М.: Изд-во «Кн. палата», 1996. С.271-272.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: