Административная функция

Ни на одной из предыдущих функций не лежит задача выработки общей программы работы пред­приятия, подбора его рабочего состава, координирования усилий, гармонизации действий. Эти операции не со­ставляют принадлежности технической функции, ни тем более—функций коммерческой, финансовой, стра­ховой или учетной. Они образуют особую функцию, которая обычно обозначается именем управление и свойства и границы которой—мы сказали бы—опреде­ляются довольно неудовлетворительно.

Предвидение, организациия, координирование и контроль составляют в обычном понимании бесспорную область управления.                               

Так же ли бесспорно относится сюда и распоряди­тельство? Нет, не обязательно: распорядительство можно было бы изучать и отдельно. Но я решил включить его сюда по следующим соображениям:   

1. Подбор и формирование персонала и создание социального организма предприятия, входящие в за­дачи управления, в высокой степени связаны с распо­рядительством.

2. Большинство принципов распорядительства являются принципами управления. Управление и распо­рядительство тесно сплетены между собой. Даже с простой целью облегчения исследования — интересно было сгруппировать в одно эти два вида опе­раций.

3. Эта группировка, сверх того, имеет ту выгоду, что создает очень важную функцию, достойную того, чтобы привлечь и сосредоточить на себе внимание общества по крайней мере в той же степени, как это имеет место в отношении технической функции.   

Итак, я предлагаю следующее определение:

УПРАВЛЯТЬ значит — предвидеть, организовывать ~ распоряжаться, координировать и контролировать;

предвидеть, то есть—учитывать грядущее и вы­рабатывать программу действия;

организовывать, то есть—строить двойной— материальный и социальный—организм предприятия;

распоряжаться, то есть—заставлять персонал надлежаще работать;

координировать, то есть—связывать, объеди­нять, гармонизировать все действия и все усилия;

контролировать, то есть—заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленных пра­вил и отданных распоряжений.

При таком понимании, управление не является ни исключительной привилегией, ни лично присваиваемой обязанностью начальника или директоров предприятия; это функция, разделяемая между головой и членами социального тела, подобно другим существенным функциям.

Административная функция функция ясно отличается от пяти других существенных функций. Важно не смешивать ее с правлением.

Править, значит –вести предприятие к его цели, стремясь извлечь возможно большие выгоды из всех ресурсов, которыми оно располагает; значит—обеспе­чить действие шести существенных функций.

Управление же является лишь одной из шести функций, действие которых должно быть обеспечено пра­влением. Но в роли крупных директоров оно занимает такое значительное место, что иногда может казаться, будто роль эта исключительно административная. …

 

Общие принципы управления.

Органом и инструментом административной функции служат лишь образования социального порядка. В то время как прочие функции оперируют материалом и машинами, административная функция воздействует только на персонал.

Здоровье и хорошее функционирование социального образования зависят от известного числа условий, кото­рые почти безразлично обозначаются то именем принци­пов, то—законов или правил. Я предпочитаю термин прин­ципы, не связывая, однако, с ним идеи суровой строго­сти. В административном начале нет ничего негибкого и абсолютного; все в нем вопрос меры. Почти никогда не приходится применять один и тот же принцип в то­ждественных условиях: надо учитывать различные и меняющиеся обстоятельства, различие и смену людей и много других переменных элементов.

Стало быть, принципы должны быть гибки и при­менимы при всяких запросах. Надо уметь ими опери­ровать. Это трудное искусство, требующее вдумчивости, опыта, решительности и чувства меры.

Чувство меры— производное такта и опыта—одно и» важнейших качеств администратора.

Число принципов управления неограниченно. Всякое правило, всякое административное средство, укрепляю­щее социальное образование или облегчающее его от­правления, занимает свое место среди принципов, во всяком случае—на все то время, пока опыт утверждает его в этом высоком звании. Изменение положения ве­щей может повлечь за собой изменение правил, вы­званных к жизни этим положением.

Я подвергну дальше обзору некоторые из принци­пов управления, которые мне чаще всего приходилось применять, а именно:

1. разделение труда;

2. власть;

3. дисциплина;

4. единство распорядительства (командования);

5. единство руководства;

6. подчинение частных интересов общему;

7. вознаграждение;

8. централизация,

9. иерархия;

10, порядок;

11. справедливость;

12. постоянство состава персонала;

13. инициатива персонала;

14. единение персонала.

Разделение труда.

Разделение труда — естественное явление: мы на­блюдаем его в животном мире, где—чем более совер­шенно животное, тем более оно наделено органами, выполняющими различные функции; мы наблюдаем его в человеческих обществах, где—чем более важно социальное образование, тем более тесна в нем связь органов с определенными функциями. По мере роста общества, возникают новые органы, долженствующие стать на место одного, раньше выполнявшего все функции.

Цель разделения труда—повысить количество и ка­чество производства, при затрате тех же усилий.

Рабочий, постоянно изготовляющий одну и ту же деталь, администратор, постоянно руководящий одними и теми же делами, достигают сноровки, уверенности, точности, увеличивающих выход продукта. Всякая перемена занятия влечет за собой усилие приспосо­бления, то есть уменьшение производства.

Разделение труда позволяет сокращать число объек­тов, на которые должно быть направлено внимание и действие. Общепризнанно, что это — лучшее средство использования индивидов и коллективов.

Притом, оно приложимо не только к техническим работам, но ко. всем без исключения работам, требую­щим более или менее значительного числа работников с разнообразными данными. Результатом его яв­ляется специализация функций и разделение власти.

Хотя выгоды разделения труда общепризнанны и хотя нельзя себе представить, например, возможности прогресса без специального труда ученых и художни­ков, все же— разделение труда имеет свои пределы, не переходить которые нас научает опыт, опирающийся на чувство меры.

2—Власть— ответственность.

 

Власть есть право отдавать распоряжения и сила, принуждающая им подчиняться.

В начальнике различают авторитет власти на основе устава и личный авторитет, основанный на уме, знаниях, опыте, нравственной силе, распорядительности, заслугах. В хорошем начальнике личный авторитет должен быть необходимым дополнением к власти, принадлежащим ему по уставу. 

Власть немыслима без ответственности, то есть без санкции –награды или кары-сопровождающей ее действие. Ответственность есть венец власти, ее естественное следствие, ее необходимый придаток. Всюду, где действует власть, возникает и ответственность.

Необходимость санкции, основанной на чувстве справедливости, подтверждается и усугубляется еще тем соображением, что—в интересах общего дела—надо поощрять полезные действия и отбивать охоту к вредным.

Санкция актов власти принадлежит к числу суще­ственных условий хорошего управления. Обычно не легко удается ее осуществить, в особенности в круп­ных предприятиях: сначала необходимо установить степень ответственности, затем градацию санкции. Но если сравнительно легко установить ответственность рабочего за те или иные акты и—перечень соответ­ствующих санкций, то это уже труднее в отношении мастера, и чем выше иерархическая ступень предприя­тия, чем сложнее операции, чем больше число уча­ствующих в них агентов, чем отдаленнее их конечный результат,—тем труднее выявить долю участия началь­ного акта власти в конечном результате, установить степень ответственности начальника. Мера этой ответ­ственности, ее материальный эквивалент—не поддается никакому учету.

Но тогда санкция является вопросом качественной оценки, житейских норм, условных понятий, где су­дящий должен учитывать самый акт, сопровождающие его обстоятельства и те отраженные последствия, ко­торые он может повлечь. Суждение должно отличаться высокими моральными свойствами, нелицеприятностью и твердостью. Если все эти условия не выполняются, можно опасаться, что в предприятии исчезнет чувство ответственности.

Мужественное принятие и сознание ответственности вызывает уважение других; это—род мужества, всюду очень ценимый. Явное доказательство этого—в гораздо более высокой оценке некоторых руководителей про­мышленности, сравнительно с оценкой иных государ­ственных служащих того же масштаба работы, но - безответственных.

И тем не менее, ответственности обычно настолько же не любят, насколько ищут власти. Боязнь ответст­венности парализует много начинаний и сводит на нет много качеств.

Хороший начальник должен распространять вокруг себя мужество ответственности.

Лучшая гарантия против злоупотреблений властью послаблений со стороны крупного начальника—его личные достоинства и в особенности его высокий мо­ральный облик. Известно, что ни избрание, ни обла­дание собственностью не обеспечивают названных ка­честв.

Дисциплина.

Дисциплина— это по существу—повиновение, усер­дие, деятельность, манера держать себя, внешние знаки уважения, проявляемые соответственно установленному между предприятием и его служащими соглашению.

 Подвергалось ли это соглашение свободному обсу­ждению пли возникло без предварительной дискуссии; писано оно или принято молчаливо; вытекает ли оно из воли сторон или из законов и обычаев,—оно фикси­рует степень дисциплины,

Вытекая из различных и переменных соглашений, дисциплина естественно предстает перед нами в раз­личных внешних видах: обязанность повиновения, усер­дия, деятельности, той или иной „выправки"—разнятся, конечно, от предприятия к предприятию, от одной ка­тегории служащих к другой категории служащих в том же предприятии, от области к области, от одного периода времени к другому.

Тем не менее, общественное сознание глубоко убеждено, что дисциплина абсолютно необходима для хоро­шего хода дела, что ни одно предприятие не могло бы преуспевать без нее. …

Итак, состояние дисциплины в каком-либо социальном образовании существенно, зависит от до­стоинства его руководителей.

Когда обнаруживается недостаток дисциплины или когда взаимоотношения между начальниками и подчи­ненными оставляют желать лучшего, ни в коем случае не следует небрежно ограничиваться сваливанием вины на дурное состояние отряда; гораздо чаще зло лежит в бездарности начальников. По крайней мере, именно это мне приходилось констатировать в различных обла­стях Франции. Я всегда видел французских рабочих дисциплинированными и преданными делу, когда было умелым распорядительство.

В ряду прочих влияний на дисциплину надо поста­вить, наряду с распорядительством, соглашения. Важно, чтобы они были ясными и, по возможности, удовлетво­ряли обе стороны. Это трудно. Доказательство тому— стачки горнорабочих, железнодорожников и служащих, ставившие не раз в последние годы в трудное поло­жение национальную жизнь у нас и за рубежом,— причиной которых была спорность соглашений или неудовлетворительность уставов.

За последние полвека обнаружились заметные пере­мены в способе установления соглашений между пред­приятием и служащими. Место соглашений прежнего времени, навязывавшихся одним хозяином, все больше и больше заступают, предварительно продебатирован­ные, соглашения между хозяевами или группой хозяев и рабочими коллективами. Ответственность каждого из хозяев оказывается, таким образом, ограниченной более узкими рамками, а все более и более частой вмешательство государства в рабочий вопрос еще больше их суживает. Тем не менее, установление соглашений, связывающих предприятие с его служащими и предо­пределяющих разные оттенки дисциплины, должно оставаться одной из важнейших забот заведующих предприятиями. …

 

В общем, дисциплина есть соблюдение соглашений, имеющих предметом послушание, усердие, деятельность и внешние знаки уважения.

Она обязательна для самых крупных начальников, как и для самых скромных служащих.

Наиболее действительными средствами установле­ния и поддержания -являются:

1. Хорошие начальники на всех ступенях.

2. Возможно более ясные и справедливые соглашения.

3. Рассудительно применяемые карательные санкции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: