Мировая бессмыслица и мировой смысл

Всякий наблюдаемый нами на земле круг жизни с роковой необходимостью замыкается смертью и облекается в форму дурной бесконечности беспрестанно возвращающихся рождений и смертей. – Всякая жизнь стремится подняться над землею и неизбежно вновь на нее ниспадает, смешиваясь с прахом; а крылья, на которых она взлетает, оказываются лишь призрачной и исчезающей поэтическою прикрасою.

Заслуживает ли названия жизни это бессмысленное чередование рождений и смертей, эта однообразная смена умирающих поколений? Умирает каждый живой индивид, а жизнь рода слагается из бесконечной серии смертей. Это – не жизнь, а пустая видимость жизни. К тому же и эта видимость поддерживается в непрерывной «борьбе за существование». Для сохранения каждой отдельной жизни нужна гибель других жизней. Чтобы жила гусеница, нужно, чтобы истреблялись леса. Порочный круг каждой жизни поддерживается за счет соседних, столь же замкнутых кругов, а дурная бесконечность жизни вообще заключается в том, что все пожирают друг друга и никогда до конца не насыщаются. Единое солнце светит всем живым существам; все им согреваются, все так или иначе воспроизводят в своей жизни солярный круг с его периодическими сменами всеобщего весеннего оживления и всеобщего зимнего умирания. Но, согреваясь вешними лучами, все оживают для взаимного истребления, все спорят из-за лучшего места под солнцем, все хотят жить, а потому все поддерживают дурную бесконечность смерти и убийства… Высшее в мире проваливается в бездну, человек повторяет в своей жизни низшее из низкого, что есть на свете.... Вот он пресмыкается, ползает, жрет, превосходит разрушительной злобой самого кровожадного из хищников, являет собою воплощенное отрицание всего святого и в заключение умирает…

Прежде всего в жизни человечества мы найдем сколько угодно воспроизведений бессмыслицы всеобщего круговращения. В «3аписках из мертвого дома» Достоевского однообразная, бессмысленно повторяющаяся работа изображается как жестокое издевательство над человеческим достоинством. По Достоевскому, для человека одно из самых жестоких наказаний – повторять без конца один и тот же бессмысленный ряд действий, например, переносить взад и вперед кучу песку. Ужас жизни – в том, что она вообще поразительно напоминает это ненужное и оскорбительное для человеческого достоинства занятие. Возьмите жизнь рабочего на фабрике, которая вся проходит в бесчисленных повторениях одного и того же движения при ткацком или ином станке, жизнь почтового чиновника, которая посвящается бесчисленным воспроизведениям одного и того же росчерка пера под квитанциями заказных писем, или же, наконец, жизнь «мальчика при лифте» в большой гостинице, который с утра до вечера и с вечера до утра возит жильцов сверху вниз и снизу вверх, и вы увидите, что существование этих людей,жизнь всех людей вообще оскорбительно похожа на нескончаемое вращение белки в колесе. <... >

Биологический круг, биологический закон траты и обновления, – вот что приводит в движение весь механизм человеческой жизни, вот ради чего вращаются эти бесчисленные колеса, а в них – сам развенчанный царь-человек со своими помыслами, желаниями, надеждами. Нас возмущает это рабство духа, это подчинение воли, мысли и чувства роковой необходимости биологического закона. И когда оно делает нам жизнь невыносимою, нам хочется от нее отвлечься и развлечься; нам нужно забыть о собственном посрамлении… Мир бессмыслен; но я это сознаю, и поскольку мое сознание свободно от этой бессмыслицы. Вся суета этого бесконечного круговращения проносится передо мною. Сознающий суету, стоит вне порочного круга. Чтобы осознать суету, наша мысль должна обладать какой-то точкой опоры вне ее.

Уже не в первый раз, в течение настоящего исследования, находим мы эту мысленную точку опоры над хаосом. Мы уже видели, что интуиция вечного смысла над бессмыслицей – всеединого истинного и безусловного сознания над моим ограниченным, изменчивым, движущимся и заблуждающимся сознанием – обусловливает самую возможность познания.

Но я знаю, что где-то, над этими движущимися и сталкивающимися рядами, есть недвижная истина всего, в которой от века дан и от века осуществлен абсолютный синтез всех возможных содержаний сознания; там все эти проходящие ряды, которые кажутся мне хаотичными и раздробленными, связаны во всеединое мировое целое всеобщей, безусловной и необходимой связью. Над Гераклитовым током изменчивых представлений есть всеединое и безусловное сознание. В этом заключается необходимое предположение и необходимая точка опоры всего познавательного процесса. Только через подъем к этому безусловному всеединому сознанию, в котором содержится смысл-истина всего, что есть, я спасаюсь от моей лжи, от моих заблуждений, от хаотической бессмыслицы моих представлений[23].

ТРУБЕЦКОЙ ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ (1863-1920)

Содержание

РАЗДЕЛ 1. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?  
1. Философское мировоззрение……………………………………….. ……2
2. Кто есть философ?................................................................................ ……4
3. Ценность философии………………………………………………… ……5
4. Смерть Сократа………………………………………………………. ...….7
5. Система философского знания……………………………………… …….9
6. Условия философствования………………………………………… …...10
7. Опасности, грозящие развитию философии……………………….. …...10
8. Философия активистская и философия созерцательная…………... ..…10
РАЗДЕЛ II. ОНТОЛОГИЯ. УЧЕНИЕ О БЫТИИ  
9. Порядок из хаоса…………………………………………………….. …..13
10. Гипотеза биополевой формации…………………………………... …..16
РАЗДЕЛ III. ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ  
11. Заблуждения людей………………………………………………… …...20
12. Общая задача чистого разума……………………………………… …...21
13. Сознание и бессознательное……………………………………….. …..23
14. Коллективное бессознательное……………………………………. …..28
15. Мировая бессмыслица и мировой смысл…………………………. …...31

 

 


Подписано в печать______

Формат 60 90

Бумага типографская № 1

Объем (п/л) – 1,4

Тираж                    ___экз.

Заказ                     ____

Участок оперативной полиграфии Рязанского филиала Московского университета МВД России

390043, г. Рязань, ул. Красная, 18.

 

 




Для заметок

 


[1] Шелер Макс. Избранные произведения. – М., 1994. – С. 3-14.

[2] История философии: учебно-практическое пособие. – М.: Московский университет МВД России, 2009. – С.66

[3] Рассел Бертран. Проблемы философии. – СПб., 1914. – С. 112-118.

[4] История философии: учебно-практическое пособие. – М.: Московский университет МВД России, 2009. – С.88

 

[5] Кант Иммануил. Логика: Трактаты и письма. – М., 1980. – С. 331-334.

[6] Гегель Г. Отношение философии к другим областям. Соч. Т. IX. Лекции по истории философии. – М., 1932. – С. 89, 52-55, 61, 62, 66, 68, 73, 76, 77, 86-87, 88.

 

 

[7] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – М., 1974. – Т. 42. – С.261-263.

[8] Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. – М., 1986. – С. 34-37, 47-50, 53-61.

[9] Колмогоров А. // Возможное и невозможное в кибернетике. – М., 1969. – С. 13.

[10] Казнечеев В. // Поиск. – 1989. – С.8.

[11] Манеев А.К. Движение, противоречие, развитие. – М., 1972.

[12] Хеберт Н. // За рубежом. – 1987. – № 30.

[13] Пенфилд Уайлдер Грейвс (1891-1976) – канадский невролог и нейрохирург.

 

[14] Дубровский Д.И. // Филос. науки. – 1987. – № 7. – С. 108.

[15] Гуревич П. // Литературная газета. – 1985. – 25 дек. – С. 13.

[16] Шепли Х. Звезды и люди. – М., 1962. – С. 224.

[17] Бернал Дж. Возникновение жизни. – М., 1969. – С. 224.

[18] Манеев А.К. Гипотеза биополевой формации как субстрата жизни и психики человека // Русский космизм. Антология философской мысли. – М., 1993. – С. 354-356, 358-366.

[19]Бэкон Ф.Новый Органон: Соч. в 2 т. – Т. 2. – М., 1978. – С. 18-20, 22-24, 33.

 

 

[20] Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – М., 1989. – С. 11-12, 344-349.

 

[21] Юнг К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного // Архетип и символ. – М., 1991. – С. 97-98.

[22] Юнг К.Г. Введение в психоанализ. – М., Лекции. 1989. – С. 11-12, 344-349.

 

 

[23] Трубецкой Е.Н. Мировая бессмыслица и мировой смысл» // Смысл жизни. – М., 1994. – С. 25-40, 46-52.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: